За рубежом, Эхо

«Военные рейтинги» Армении и Грузии

НУРАНИ

Несколько дней назад в Москве на автобусной остановке скончался от инфаркта Сергей Мавроди — «отец основатель» АО МММ, одной из крупнейших и самых известных финансовых «пирамид» на постсоветском пространстве.

Именно эта «пирамида» развернула в телеэфире впечатляющую рекламную кампанию, главным героем которой был небезызвестный Леня Голубков. В одном из роликов в ответ на обвинения своего брата: «Халявщик ты, Ленька!» — он отвечал: «Я не халявщик! Я партнер!»

А теперь министр обороны Армении Виген Саркисян тоже пытается доказать, что Армения — это не «форпост-халявщик», а государство, и даже чей-то партнер. Впрочем, судите сами.

Выступая на VII Московской конференции по вопросам безопасности, он уверял, что, оказывается, «Армения является наглядным примером широких возможностей полицентричного мира, и прилагает серьезные усилия для того, чтобы как для ее стратегического союзника России, так и для партнеров республики было очевидно, что политика Еревана выстраивается не в зоне манипулирования противостоянием региональных и глобальных игроков, а на стыке их интересов».

Потом перешел к «дипломатии доносов» и начал жаловаться с трибуны: «Везде находятся «доброжелатели», которые через лоббистов, СМИ, исследовательские центры хотят представить Армению Западу в качестве «марионеточного государства под управлением Россией», а ту же Армению — России — как «перебежчика, пытающегося усидеть на двух стульях»».

После чего уверенно заявил: «К счастью, последовательная и открытая политика Армении по развитию системы отношений со всеми центрами «полицентричного мира» дает свои результаты».

Здесь бы, конечно, поинтересоваться: о каких результатах говорит господин Саркисян? Потому как на ум приходит одна весьма показательная история. Напомним: в начале августа 2017 года в Грузии стартовали учения НАТО «Достойный партнер». На церемонию их открытия приехал вице-президент США Майк Пенс. Участвовали в маневрах 8 стран. Своих солдат прислала и Армения.

Этот ереванский «пердимонокль» тогда обсуждали многие. Армянские аналитики захлебывались от восторга: Ереван ведет комплементарную и многовекторную политику! Армения продемонстрировала самостоятельность и совершила смелый политический маневр! Она заручилась гарантиями безопасности от НАТО!

Более трезвые, вдумчивые и квалифицированные советовали «попридержать коней». И напоминали: да, сегодня действует программа «Партнерство ради мира», в ней участвуют и страны, которые намерены вступать в НАТО, и государства, которые заявили, что в Альянс они не войдут, но вот гарантии безопасности от НАТО полагаются только членам Альянса. На что-то могут рассчитывать государства, которые заявили о своем намерении вступить в Альянс, но полноправными его членами еще не стали.

Но вот Армения, которая входит в ОДКБ и официально заявляет, что добиваться членства в НАТО не будет? Увольте. А затем задавали другой вопрос: что, Армения всерьез готовится защищать Грузию от России? Или поспешит на помощь Грузии отвоевывать для нее участок трубопровода Баку-Супса с теми самыми «Искандерами», при помощи которых обещает ударить по нефтяным объектам в Азербайджане? И еще, не стоит забывать, что в НАТО входит Турция.

Так или иначе, история о дружбе Армении и НАТО продлилась недолго и закончилась весьма предсказуемо. В начале сентября того же года в Грузии стартовали новые учения НАТО под кодовым названием Agile Spirit 2017 («Проворный дух-2017»), предусматривающие и командно- штабные, и полевые маневры. В них приняли участие воинские контингенты из США, Болгарии, Латвии, Румынии, Украины и Азербайджана.

Предполагалось, что в маневрах примет участие и Армения. Но, как сообщило Минобороны Грузии, армянские военнослужащие на учения просто не явились. Зато Армения объявила, что примет участие в финальной части учений «Боевое содружество-2017» под Астраханью уже в рамках ОДКБ и направит туда представительную делегацию во главе с начальником Главного штаба ВС Армении, генерал-лейтенантом Мовсесом Акопяном. Ларчик открывался просто.

У России на мировой арене дела идут не очень, она под санкциями, и самое время искать, пардон, поддержки на стороне. В Армении решили «сманеврировать», но… в промежутке между двумя учениями Сержа Саргсяна вызвали к Владимиру Путину, и… Армения срочно прекратила свой флирт с НАТО и послушно вернулась в российский фарватер.

Шансы Вигена Саркисяна убедить хоть кого-нибудь, что Армения с таким послужным списком — это государство, а не форпост, будем откровенны, не очень. Форпост он и есть форпост.

И вот этот статус форпоста заставляет сегодня уже по-иному отнестись еще к одной новости с тегами «Армения», «Грузия» и «армия».

Напомним: на днях был опубликован очередной рейтинг военной мощи стран — на 2017 год, составленный Global Fire Power. Согласно этому рейтингу, лидером по военной мощи стали США, второе место у России, третье у Китая. Далее в топ-10 вошли Индия, Франция, Великобритания, Япония, Турция, Германия и Египет.

Из стран бывшего СССР лидирующая позиция досталась Украине (30 место), затем идет Узбекистан (48 место) и Беларусь (49). Казахстан занял 55 место, Азербайджан — 58 место, Грузия — 82 место, Туркменистан — 86, Армения — 93, Киргизия — 108 и Таджикистан — 112 место. Последнее, 133-е место, у гималайского королевства Бутан. Недалеко от него ушли Суринам в Южной Америке (132) и Сьерра-Леоне в Западной Африке.

Понятно, что столь впечатляющий разрыв между Арменией и Азербайджаном напугал в Ереване многих. Тем более, опубликован он был вскоре после второй годовщины апрельских боев 2016 года, когда Ереван получил изрядную пищу для размышлений, в чью пользу изменился баланс сил.

В Минобороны Армении отчет Global Fire Power 2017 назвали «несерьезным». Пресс-секретарь министра Арцрун Ованнисян в беседе со Sputnik Армения изрек: «Вряд ли следует комментировать документ по существу. Содержащиеся в нем оценки притянуты за уши. Как может соседняя Грузия, где практически нет регулярной армии, в рейтинге на десять позиций опережать Армению? Это уже говорит само за себя».

Затем принялся рассуждать: мол, проблема подобных рейтингов заключается в том, что, оценивая огневую мощь и уровень милитаризации той или иной страны, авторы подчас не знают ситуацию, что называется, «на местах».

Между тем при сравнении армянской армии с тем же Азербайджаном, нужно учесть, что многие виды вооружений и военной техники Ереван закупает у России по внутрироссийским ценам и непосредственно от оборонных предприятий. Баку же получает эти ВВТ по мировым ценам. Таким образом, при меньших затратах Еревану удается сохранять определенный паритет со своим основным региональным противником.

По словам обозревателя военно-аналитического издания Razm.info Тарона Ованнисяна, оказывается, абсурдно, что Азербайджан расположился выше Армении на целых 35 пунктов. Важным критерием для GFP при оценке вооруженных сил является наличие флота, и если его нет, то рейтинг армии отбрасывается на несколько пунктов назад, уверял эксперт.

А затем вообще поставил рекорд, заявив, что наличие флота не отражает реального соотношения сил между Ереваном и Баку — Каспийская флотилия Азербайджана в силу географии даже теоретически не может считаться угрозой для Армении.

Подверг сомнению так напугавший Армению рейтинг Global Fire Power по военной мощи стран и российский военный эксперт, заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, по мнению которого, он не отражает реального положения дел. По словам Храмчихина, рейтинг хромает на обе ноги, хотя бы потому, что Грузия по военной мощи расположилась выше Армении. Между тем серьезной регулярной армии как таковой у Грузии нет.

«В случае с Азербайджаном еще можно как-то понять авторов рейтинга. Видимо, они учитывали военные расходы Баку (они значительно больше аналогичных расходов Еревана), разнообразие закупленных вооружений, наличие Каспийской флотилии, численность армии. Но каким образом индекс Грузии оказался выше Армении, мне непонятно», — сказал Храмчихин, предположив, что авторы доклада проявили субъективность в своих оценках.

Но… почему армянских экспертов так взволновало отставание именно от Грузии? Здесь просто не получится сослаться на наличие нефти, нефтедолларов и закупки оружия? Или… в Армении всерьез рассматривают планы военной конфронтации уже и с Грузией? Понятно, что для Еревана такой сценарий будет самоубийством.

Во-первых, войну на два фронта страна просто не выдержит. Во-вторых, Грузия для Армении — «дорога жизни», единственная «ниточка», связывающая ее с Россией. Аргументы можно перечислять в бесконечности, но эксперты не исключают, что разыграть «армянскую карту» против Грузии может попытаться Россия. Та самая Россия, которая с Грузией уже воевала, и не один раз.

Во всяком случае, когда создание объединенных группировок войск России и Армении было еще горячей новостью, вариант их использования не только против Азербайджана и Турции, но и против Грузии эксперты рассматривали вполне серьезно. И хватит ли у Еревана политической воли и благоразумия воспротивиться такому сценарию — это еще вопрос.