За рубежом

Саакашвили возвращается в Грузию?

mixail-saakashviliА.ШАКУР

Есть такое избитое выражение: «В одну реку нельзя войти дважды». Точно так же не стоит даже пытаться заново встроиться в политический процесс, особенно тот, где однажды уже потерпел поражение.

Бывают, конечно, удачные реванши, но только в том случае, если на поле изменился расклад сил. Или же сам политик, который жаждет реванша, провел «работу над ошибками» и сделал из них выводы.

И еще не успел к этому моменту растерять окончательно свой политический капитал.

Экс-президент Грузии Михеил Николозович Саакашвили анонсировал свой новый «поход за реваншем». Правда, куда именно, в Украину или в Грузию, ясности нет. Во всяком случае, 30 марта в эфире NewsOne экс-президент Грузии и экс-губернатор Одесской области заявил, что сейчас он ездит по Европе, проводит встречи и готовится вернуться в Украину. «Я готовлюсь к возвращению в Украину, украинские студенты должны готовиться к возвращению в Украину», — пообещал Саакашвили. П

осле чего добавил: «У нас на ближайшие дни запланирован целый ряд встреч. Через пару дней я встречаюсь с одной большой группой украинцев, которые учатся в туристических институтах Европы. Мы собираем студентов с нескольких учебных учреждений туризма по всей Европе, в одно место мы их свозим с помощью украинской диаспоры, и мы с ними устраиваем семинар по перспективам туризма в Украине». Через два дня последовал анонс уже на «грузинском» направлении. Саакашвили пообещал вернуться на родину и покончить с действующей властью.

Видеообращение Саакашвили размещено на странице «Единого национального движения» в Facebook, затем оно прозвучало в эфире Rustavi 2. «Сегодня экономическое положение в Грузии катастрофическое. Причина — в разгуле мафии, возглавляемой (бывшим премьер-министром, самым богатым человеком страны Бидзиной) Иванишвили», — сказал бывший грузинский президент.

По его словам, население страны фактически стало заложником банковской мафии. «Иванишвили делает то, что делал в России, — с помощью нескольких банков обратил каждую грузинскую семью в должников», — добавил он.

«Я говорю этой мафии, что мы упраздним ее правление. Мы вернем экономическую власть грузинским семьям, каждому грузину и настоящим грузинским бизнесменам — представителям среднего и малого бизнеса», — пообещал Саакашвили. Политик также поделился своими планами на спасение страны.

«Справиться с реальной опасностью можно лишь ростом экономики и уровня жизни. Я намерен лично заняться этим. Сейчас против меня выдвинут обвинения с одной целью, чтобы я даже не думал вернуться в Грузию. Не дождетесь. Я приеду в Грузию и реализую все программы вместе со своей командой. Я не оставлю грузинский народ в беде», — указал он, добавив, что уверен в смене власти в Грузии уже в 2018 году.

«Власть в Грузии должна смениться уже в текущем году, вслед за президентскими выборами (октябрь — ноябрь 2018 года — прим. ТАСС). Я приеду в Грузию и реализую все намеченные программы вместе с моей командой» — пообещал Саакашвили.

Уголовных дел против экс-президента Грузии на его родине действительно хватает. В 2014 году в Грузии против Саакашвили были выдвинуты обвинения в организации расправы над участниками митинга 7 ноября 2007 года, в противоправном вторжении в здание телеканала «Имеди» и незаконном присвоении имущества бизнесмена Бадри Патаркацишвили, в организации нападения на депутата Валерия Гелашвили в 2005 году, препятствовании расследованию убийства банкира Сандро Гиргвлиани (2006 год) и растрате госсредств в 2009 — 2012 годах. Городской суд Тбилиси 5 января 2018 года заочно приговорил Саакашвили к трем годам лишения свободы, рассмотрев дело об убийстве в 2006 году сотрудника Объединенного банка Грузии Сандро Гиргвлиани.

Саакашвили был признан виновным по статье «Злоупотреблении служебными полномочиями». Формально суд лишил его свободы на четыре года, однако с учетом закона «Об амнистии» срок был сокращен до трех лет. Также Михаилу Саакашвили в течение 1,5 лет запрещено занимать в Грузии должность в госслужбах или в органах местного самоуправления.

Как Михеил Николозович собирается обойти эти препятствия — вопрос открытый. Вполне возможно, что он и его сторонники делают ставку на вполне прочитываемый вариант: приход к власти ЕНД будет означать немедленное прекращение уголовного преследования их лидера. Это, конечно, хорошая информация к размышлению о степени независимости суда в Грузии в частности и глубине реформ Саакашвили вообще. Но вопрос в другом: насколько реален сегодня для Саакашвили шанс на политическое возрождение?

Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Вопрос, «что делать после власти», далеко не праздный. Политика в современном мире помолодела, на посты президентов и премьер-министров приходят лет этак в сорок-пятьдесят, покидают их тоже еще полными сил, и тут возникает вопрос: что делать дальше? В США президенты создают свои благотворительные фонды. В странах с парламентской демократией экс-премьеру можно оставаться депутатом парламента, можно сохранить за собой лидерство в собственной партии, хорошо, если пригласят работать в международные организации, можно, наконец, писать мемуары, делиться воспоминаниями и выступать с лекциями в университетах. Можно уйти в частный бизнес. Вариантов не меньше, чем тех, кто из них выбирает. Во всяком случае, Михеил Саакашвили довольствоваться ролью «отставного политика» не стал.

Здесь нужно пояснение. Пост президента Грузии Михеил Саакашвили занял в 2004 году, после «революции роз». Затем был весьма уверенно переизбран на второй срок. СМИ в восторженных тонах описывали его реформы, борьбу с коррупцией и т.д. и т.п. Затем в команде Саакашвили придумали изящную комбинацию, которая позволила бы ему остаться у власти и после завершения второго президентского срока. В Грузии приступили к реформированию конституции с таким расчетом, чтобы большая часть полномочий перешла от президента к премьеру.

Предполагалось, что партия сторонников Саакашвили — «Единое национальное движение» — завоюет большинство в парламенте, президент пересядет из президентского кресла в премьерское…Но тут сценарий дал сбой. Парламентские выборы ЕНД проиграла. Пост главы правительства занял Бидзина Иванишвили, лидер «Грузинской мечты». Саакашвили был вынужден покинуть Грузию, не доработав несколько дней на посту президента. И, пожалуй, уже тогда начал вынашивать планы реванша.

Имеет право на существование и версия, что принять пост губернатора Одесской области Михеил Саакашвили согласился именно в расчете на последующий реванш в Грузии. Успех реформ в Одессе обеспечил бы ему политический капитал, укрепил его имидж как «востребованного реформатора». Но…успеха реформ в Одессе у Саакашвили не получилось. И не только потому, что свободы рук у губернатора было поменьше, чем у президента. Просто выяснилось, что в «коктейле» под названием «реформатор Саакашвили» было слишком много «пиара» и слишком мало реальной реформаторской программы.

Дальнейшие события тоже хорошо известны. Михеил Саакашвили выступил против президента Украины Петра Порошенко, попытался организовать в Киеве свой «майдан», затем последовали попытки ареста, лишение украинского гражданства и, наконец, депортация в Польшу.

Затем Михеил Николозович отбыл в Голландию, получил там удостоверение личности, а теперь вновь обещает вернуться в большую политику на родине. Где, кстати говоря, намечается очередное «переформатирование» власти. Накануне президент Грузии Георгий Маргвелашвили 2 апреля подписал утвержденные парламентом поправки к ранее принятой новой редакции Конституции. Ключевые изменения в Основной закон касаются избирательной системы. Избирательную реформу стране настоятельно рекомендовала Венецианская комиссия, напоминает газета «Сегодня». Согласно этим поправкам, очередные парламентские выборы в Грузии в 2020 году пройдут по смешанной мажоритарно- пропорциональной системе.

В ходе этих выборов снижается проходной барьер в парламент с 5% до 3%. Допускается создание предвыборных блоков. Поправка касается и изъятия записи в Конституции, по которой из интересов госбезопасности допускалось ограничение свободы вероисповедания. Кроме того, парламент Грузии 23 марта утвердил в окончательном, третьем, чтении новую редакцию Конституции. Она предусматривает переход республики на парламентское правление.

Но вот насколько эти реформы дают Саакашвили шанс на возвращение — вопрос открытый. Не работает даже безотказный лозунг вроде обвинения «Грузинской мечты» в связях с Кремлем. Во-первых, в Украине агентом Кремля, и не то чтобы совсем без оснований, называли самого Саакашвили. Во-вторых, после того, как властям Грузии удалось выслать из страны российского дипломата, в то время как между двумя странами нет дипломатических отношений, обвинения эти звучат не то чтобы очень убедительно.

Но самое главное, эксперты предупреждают: сегодня его авторитет и популярность неудобно даже сравнивать с тем, что было в его «активе» в 2004 или даже в 2015 году, до начала «одесского» периода. Потому как именно в Одессе стало понятно, что реальной программы реформ у Саакашвили, к сожалению, нет. И что он может предложить избирателям сегодняшней Грузии — вопрос открытый.