Точка зрения, Эхо

Благотворительность. Есть ли она в Азербайджане?

Cемен КАСТРЮЛИН

Вопрос на засыпку. Что предпринял бы известный азербайджанский меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев, увидев нынешнее состояние его виллы в Мардаканах, которая в любой момент может быть разрушена по причине ветхости?

Послал бы матом тех, кто должен оберегать это архитектурное сооружение для новых поколений или написал бы жалобу в ЮНЕСКО? Я думаю, что он написал бы жалобу и выиграл тяжбу в достаточно крупном финансовом эквиваленте.

Знаменитая тагиевская вилла, где прожил свои последние годы после конфискации большевиками всей недвижимости и имущества Гаджи Зейналабдин Тагиев, построена в 1893-1895 гг. по проекту талантливого и модного в те времена польского архитектора И.Гославского, которого тогда по праву называли «Кавказским Растрелли». А все сохранившиеся архитектурные проекты Гославского и других известных архитекторов, как культурное наследие, взяты под защиту государства.

Но все дело в том, что этот двухэтажный архитектурный объект находится на балансе Минздрава, а не Министерства культуры и туризма.

Сейчас этот объект пустует. По закону, те организации, на чьем балансе находятся подобные архитектурные сооружения, должны производить капремонт или реставрацию по тем картам, схемам и документам, которые сохранились.

Но денег у Минздрава на реставрацию тагиевского дома нет и не было, а поднимать шум вокруг тагиевской виллы в Минздраве не удосужились. Так спокойнее. Минкульт тоже не озаботился поднять вопрос перевести на свой баланс виллу Тагиева и привести ее в порядок.

У Минкультуры сегодня глобальные задачи — надо строить гостиницы, как важный элемент в инфраструктуре для развития туризма в Азербайджане.. Будут гостиницы, значит, и будут доходы..

В свою очередь, для своих работников руководство Минздрава построило здание на территории тагиевской виллы. А здание виллы стало тяжелым грузом для Минздрава? Сломать нельзя, реставрировать тоже. С тех пор вилла, как архитектурный памятник, повисла в воздухе, пока не нашлись люди, которые подняли эту тему на страницах СМИ. Будет ли решен вопрос в отношении реставрации виллы Тагиева и где найдут деньги для этого проекта?

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс культуры и искусства без участия предпринимателей проблематичен. Отчетливо и емко пришли к этому выводу и члены делегации работников культуры Азербайджана, побывавшие лет десять назад в США по приглашению Госдепа США и посольства США в нашей стране!

Как выяснилось, у тамошних музеев есть попечители — бизнесмены, которых за их благотворительные дела правительство США освобождает от налогов. Музеи зарабатывают деньги: при каждом действуют кафе и магазин, где продают сувениры, имеющие отношение к очагу культуры. Все это есть даже в библиотеке Конгресса.

Кроме этого, американские музеи имеют право на собственное производство. Свой шоколад производит и реализует Общественный музей в Милвоки (штат Висконсин). Люди, покупающие плитку сладкого продукта, уже информированы о том, что деньги, заплаченные за шоколад, помогут защитить тропические леса и поддерживать экономику в Коста-Рике или пойдут для образовательной программы или на выставку, которую проведет музей.

В музеях США наши специалисты нашли немало ценного в вопросе сохранения старых ковров или костюмов. Впрочем, не только в США предприниматели поддерживают культуру. Даже в соседней Грузии есть свои благотворители. Работникам художественного музея в Грузии помогает богатый грузин из Австрии Борис Иванишвили, другой грузин, предприниматель из Москвы Бадри Патаркацашвили, взял на себя ремонт грузинских музеев.

А если и виллу Тагиева возьмет под опеку какой-нибудь азербайджанский магнат, поможет сделать музеем и создаст там соответствующие условия, которые помогли бы музею самостоятельно существовать? Но только один из них, московский бизнесмен Айдын Гурбанов оказал благотворительность родному городу, выделив средства для реставрации церкви, построенной в 1907 году Гаджи Зейналабдином Тагиевым.

Возможно, если бы было время, наш богатый земляк — меценат из Москвы оказал бы другую благотворительную помощь и столичным музеям. Но он умер, а его благое дело пока не поддержал ни один из нескольких явных или тайных миллионеров Азербайджана.

Сто лет назад Азербайджан мог гордиться своими меценатами, в особенности Гаджи Зейналабдином Тагиевым. Однако с того дня прошло всего 100 лет, Азербайджан превратился в независимое государство и стал более богатым. Тогда почему же сегодня в Азербайджане нет таких благотворителей, как Гаджи? Ведь не секрет, что в республике немало богатых людей. Почему же они не поступают так, как Тагиев?

Бывший завотделом Кабмина Огтай Ахвердиев ответил на этот вопрос в свое время очень просто: «Нынешние богачи заработали свои деньги нечестным путем, чтоб открыто оказывать помощь другим, но исподтишка это делается. Я даже знаю, кто они. Некоторые наши олигархи втайне занимаются благотворительностью. Я знаю одного олигарха, который за свой счет содержит два детдома. Ввиду того, что эти олигархи не могут легализовать свой бизнес, доходы, они не рекламируют благотворительную деятельность».

Слабый аргумент, но допустим. Не зря же Азербайджан занимает 67-е место по благотворительности в мире. Но богатые азербайджанцы живут и за границей. Почему бы им не помочь родной стране, Знаю, что президент «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов помог своей школе, в которой когда-то учился в поселке Бакиханова. Мубариз Мансимов вкладывает свои деньги в пропаганду азербайджанского национального наследия, Физули Мамедов за счет личных средств подарил квартиры семьям военнослужащих в отставке — гизирям (прапорщикам) специального назначения Натигу Мехтиеву и Ульфату Гасанову, которые потеряли свое здоровье в боях за восстановление территориальной целостности Азербайджана.

Квартиры получили также и семьи майора Агшина Абдуллаева и гизиря Санана Исаева, ставших шехидами в результате предотвращения крупномасштабных провокаций, совершенных армянскими вооруженными силами.

А как же другие наши знатные азербайджанцы? Неужели они позабыли о славных делах меценатов прошлого? Где же менталитет, свой кодекс чести? Он напрочь выветрился, наверное, со смертью З.Тагиева. Для остальных наших миллионеров, живущих на широкую ногу сегодня за границей, во главу угла стала не Родина с ее сложившимися моральными и материальными ценностями, а серый бизнес и собственная благодать.

Возможно, что наши богатые земляки из-за границы, может, и пожертвовали бы свои миллионы Родине, но только в том случае, если бы работали в нашей стране. И пожертвовали бы деньги на благотворительность вовсе не потому, что обладают большим и добрым сердцем, а потому, что подаренная сумма поможет во много раз уменьшить их налоговые отчисления.