А.ШАКУР
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган любит эффектные жесты и, если угодно, «маневры последнего момента».
Визит в Турцию Владимира Путина, едва успевшего перед этим начать отсчет своего нового президентского срока, и стартовавшие в Анкаре переговоры глав государств Турции и России подтвердили это еще раз.
Турецкие власти выдали «Росатому» разрешение на строительство АЭС в Аккую: еще до того, как российский «борт номер один» вошел в воздушное пространство Турции, эксперты предсказывали, что два президента примут участие в церемонии закладки первого камня на месте ее будущего строительства.
Впрочем, не меньше внимания привлекла другая новость. Как сообщило агентство Haberturk, расследование убийства посла России в Турции Андрея Карлова 19 декабря 2016 года привело Анкару к религиозному деятелю Фетхуллаху Гюлену.
По данным издания, Турция выдала ордер на арест религиозного проповедника Гюлена по делу об убийстве российского дипломата. Кроме ордера на арест Гюлена, Турция планирует заключить под стражу еще семь человек. Всех их, по информации издания, обвинили в организации убийства российского дипломата во время открытии фотовыставки в Центре современного искусства в Анкаре. В рамках расследования уже были арестованы семь человек.
Здесь нужно пояснение. После предпринятой «гюленистами» летом 2016 года попытки путча власти Турции прилагают серьезные усилия для того, чтобы «вычистить» созданную неугомонным проповедником сеть. Тем более, что охватывает она не только Турцию, но и дружественные ей государства. И нередко такая деятельность приводит к дипломатическим проблемам.
На днях президент Турции Тайип Эрданан обвинил в поддержке оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена премьер-министра частично признанной республики Косово Рамуша Харадиная. Как поясняет RNS, ранее Харадинай отправил в отставку главу МВД Флямура Сефая и директора Косовского разведывательного агентства Дритона Гаши. Причиной такого шага стало задержание шести сотрудников косовского колледжа «Мехмет Акиф» по подозрению в том, что они являются членами организации Гюлена (FETO). По сообщению турецкого агентства Anadolu, их задержали и доставили в Турцию сотрудники турецкой Национальной разведывательной организации (MIT) при поддержке разведслужбы Косово, за что поплатились.
И теперь Эрдоган выразил свое возмущение: «Огорчает то, что в ответ на действия турецких разведчиков премьер Косово снял с должности главу МВД и службы разведки страны. Чей заказ выполнил тем самым глава правительства Косово? С каких это пор он стал защищать лиц, причастных к попытке переворота в Турции?… Уверен, что наши братья в Косово не поддержат политику подобного премьера. Пособники Гюлена ответят за свои действия», — заявил Эрдоган, выступая в Стамбуле. Его цитирует агентство Anadolu. По словам турецкого президента, в то время, как Анкара воспринимает Косово в качестве братской страны, Приштина покрывает лиц, организовавших попытку переворота в Турции.
Но убийство Карлова — это уже, если можно так выразиться, «другой уровень».
Согласно и правовым, и этическим нормам, дипломаты в любой стране мира пользуются статусом неприкосновенности. Даже в случае войны им предоставляется возможность покинуть страну, где они были аккредитованы, и добраться до своих. Как свидетельствуют исторические хроники, в июле 1941 года СССР и Германия именно на территории Турции совершили «дипломатический обмен»: из Москвы через Гюмри (тогда Ленинакан) в Турцию отбыли сотрудники посольства Германии в СССР, из Германии через Болгарию — персонал советской дипмиссии в Берлине.
Только вот дипломатический иммунитет соблюдают в мире далеко не все. Убийство дипломата — априори преступление, оправдания которому нет и быть не может, но именно дипломатов чаще других выбирают в качестве мишени террористы. В Турции это знают лучше многих. Более 40 турецких дипломатов в семидесятые-восьмидесятые годы стали жертвами армянских террористов из АСАЛА, ДжСАГ и прочих такого рода группировок.
Тем сильнее был шок, испытанный уже турецкой общественностью 19 декабря 2016 года. Тем более, что в этот день, как пишут в не самых лучших романах, «ничего не предвещало беды». Анкара и Москва постепенно преодолевали острейший кризис, разразившийся в двусторонних отношениях после ноября 2015 года, когда турецкие ВВС сбили российский истребитель, залетевший в воздушное пространство страны.
И Москва, и Анкара демонстрировали политическую волю для преодоления разногласий, «дипломатические лингвисты» постарались найти такие формулировки, чтобы Россия могла бы трактовать послание президента Турции своему российскому коллеге как извинения за сбитый самолет, а вот в самой Турции могли бы с полной уверенностью и основанием заявлять, что выразили сожаление, но никак не извинения, и в МИД обеих стран на эти «трудности перевода» не обращали никакого внимания. В рамках наметившегося потепления 19 декабря в галерее современного искусства в Анкаре глава российской дипломатической миссии Андрей Карлов должен был открыть фотовыставку «Россия глазами турок».
Все шло по плану. Карлов вышел к микрофону и уже заканчивал свою приветственную речь, когда стоявший за его спиной молодой человек в темном костюме, которого большинство присутствующих принимали за охранника, выхватывает пистолет и, выкрикнув «Это вам за Сирию! Это вам за Алеппо!» — открывает огонь.
Его, по словам очевидцев, даже не пытались взять живым. Стрелка «ликвидировали» буквально в течение нескольких секунд, но и этого времени хватило, чтобы посол Андрей Карлов получил смертельное ранение. Он скончался в больнице через несколько часов.
Как потом отмечали многие, Карлов был первым послом иностранной державы, убитым на территории Турции. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил со специальным заявлением: «Я с ненавистью осуждаю подлое убийство посла России Андрея Карлова. Мы находимся сейчас в тесном контакте с Россией, особенно по вопросу Сирии и прекращения кровопролития в Алеппо. Этот теракт также является нападением и на турецкий народ, это открытая провокация».
Затем добавил: «От своего имени и от всего турецкого народа я лично Путину, всему российскому народу хочу выразить наши глубокие соболезнования», — пообещав, что «этот теракт будет расследован с особой тщательностью».Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым отметил, что «подлое убийство» посла РФ направлено на то, чтобы ухудшить отношения двух стран.
Сегодня, более чем через год после трагедии, уже понятно, что нового кризиса во взаимоотношениях двух стран удалось избежать.
А вот расследование теракта очень быстро вывело на сторонников Гюлена. Стрелял в посла Мевлют Мерт Алтынташ, бывший сотрудник полиции.
Как передает, в частности, «Московский комсомолец», в ноябре 2017 года турецкий медиамагнат Хайреддин Айдынбаш был обвинен в причастности к убийству российского посла Андрея Карлова. Турецкое агентство «Анадолу» сообщило, что его задержали, допросили и уже отправили за решетку. Как указывалось, Хайреддин Айдынбаш является главой издательской группы Guru Medya.
Кроме этого, ранее он являлся продюсером выходящей на турецком государственном телеканале TRT Avaz программы Eko Avaz. Также выяснилось, что ранее Айдынбаш задерживался в связи с проводимым прокуратурой Стамбула расследованием по делу организации оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена (FETO). Однако тогда медиамагнат заявил, что порвал все связи с этой организацией еще в 2008 году.
Затем, в декабре 2017 года, турецкое издание Hurriyet, ссылаясь на свои источники, писало, что спецслужбам России, ведущим собственное расследование убийства Карлова, удалось частично восстановить информацию с переданного им турецкими стражами порядка жесткого диска компьютера Алтынташа. По данным собеседников издания, следов упоминаний запрещенных в РФ террористических организаций (например, ИГИЛ или «Джабхат ан-Нусры») на диске не обнаружилось. Но эксперты из России смогли выяснить, что в удаленных с устройства файлах упоминались Гюлен и его оппозиционное движение FETO.
Формально, конечно, «политика не может диктовать праву». Однако эксперты предупреждают: одно дело, когда о причастности к преступлению Гюлена говорится в разного рода «утечках», и совсем другое, если речь идет о решении суда. Особенно с учетом того факта, что сам Гюлен находится в США, и вопрос с его экстрадицией так и не сдвинулся с мертвой точки.
Пока что в США ограничиваются уклончивыми комментариями. Минюст США рассмотрит вопрос об экстрадиции религиозного деятеля Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого в причастности к убийству российского посла в Турции Андрея Карлова, после получения от турецкой стороны соответствующих документов, сообщила официальный представитель этого американского ведомства Николь Навас, передает РБК.
Она отметила, что решение о выдаче Гюлена будет принято исключительно на базе фактов и в соответствии с законодательством США. Подробнее комментировать возможность процедуры представитель минюста не стала. «Мы рассмотрим любые материалы, которые правительство Турции может предоставить нам на этот счет», — сказала Навас информагентству ТАСС.
И тут уже, если речь идет о политических реалиях, США не смогут не учитывать и напряженных отношений с РФ, которые явно незачем «догружать» обвинениями в «укрывательстве убийства российского дипломата», и сближение Анкары с Москвой, на что тоже необходимо отреагировать. Словом, на этом фоне новые обвинения в адрес Гюлена могут серьезно «сместить равновесие» в обсуждении вопроса о его экстрадиции.