За рубежом

В Германии разгорается «авиационный скандал»

НУРАНИ

Мировая история, в том числе и на современном своем «отрезке», знала и знает множество самых разных военных союзов. Альянсы бывают временные и долгосрочные, государства могут объединяться для противостояния общему врагу, на основе идеологии, исторических связей, языковой и культурной близости и нередко переступать при этом через весьма серьезные противоречия.

Антигитлеровскую коалицию СССР, США и Великобритании называли «самым противоречивым союзом государств». Сегодня пусть относительными, но все же союзниками России на Европейском континенте оказались Австрия, Венгрия, Чехия и Германия — «наследницы» тех стран, против которых она воевала в составе Антанты в Первую мировую.

Североатлантический альянс — это уже военный союз совершенно иного рода. Он, кроме общности целей, предусматривает еще и унификацию оружия и боеприпасов. Командные цепочки, военные базы — все строится таким образом, чтобы войска разных стран-союзников могли действовать слаженно и еще использовать инфраструктуру друг друга.

Конечно, когда в НАТО вступали страны Восточной Европы и Балтии, где на вооружении стояли главным образом «образцы», унаследованные от СССР и Организации Варшавского договора, эксперты предупреждали: здесь с унификацией могут возникнуть проблемы.

Но…сегодня в центре скандала оказалась армия ФРГ. Немецкие самолеты Tornado не соответствуют техническим требованиям НАТО, передает Der Spiegel со ссылкой на секретный доклад Минобороны Германии. Как сообщает издание, чью статью цитирует РИА «Новости», все 93 боевые машины нуждаются в масштабной модернизации, на которую потребуются многомиллионные расходы. В нынешнем состоянии Tornado «не могут участвовать ни в одной операции НАТО».

Немецкое Минобороны обращает внимание на ряд недостатков истребителей. Как оказалось, военные самолеты не защищены от прослушивания. У Tornado отсутствует зашифрованная система передачи данных, обязательная при выполнении миссий альянса. Техника не располагает и системой радиолокационного опознавания «свой-чужой». Кроме того, электроника Tornado считается сильно устаревшей.

В таком состоянии выполнение боевых задач становится рискованным, отмечают в ведомстве. Как подчеркивает Минобороны, из-за устаревших истребителей «Германия больше не может выполнять своих обязательств перед НАТО». Устранить недостатки Tornado не получится до 2019 года, утверждает источник в бундесвере. При этом остается неясным, осуществима ли необходимая модернизация с технической точки зрения.

Строго говоря, речь идет о далеко не самых новых образцах. Боевые самолеты Tornado были разработаны в 1970-е годы и стали поступать на вооружение в ряд государств с начала 1980-х. Однако сегодня Tornado принимают участие в миссии международной коалиции по борьбе с террористической группировкой «Исламское государство». И самое главное, ранее глава немецкого Минобороны Урсула фон дер Ляйен заявила о том, что Германия планирует использовать Tornado вплоть до 2035 года.

Выход из ситуации, конечно, найдут. Однако эксперты предупреждают: это уже не первый эпизод бушующих в Германии «авиационных скандалов». Один из самых громких грянул в сентябре 2014 года. Как рассказывала, в частности, «Лента.ру», за полутора сотнями солдат и офицеров, которые ждали в афганском Мазари-Шарифе отправки на родину, пришлось отправлять самолет из правительственного авиапарка. Военно-транспортный Airbus 310, на котором немецкие бойцы должны были возвращаться домой, оказался неисправен. Другого не нашлось. Вот и пришлось обращаться за помощью к политическим властям.

Тогда же, осенью 2014 года, грянул еще один скандал — как раз в то время, когда начались поставки оружия курдам, сражавшимся с боевиками «Исламского государства». Фрау фон дер Ляйен приказала подготовить для переброски груза в эту «горячую точку» два из трех имеющихся у бундесвера военно-транспортных самолета Transall. После чего сама с большой группой немецких журналистов в последний день сентября отправилась в столицу иракского Курдистана Эрбиль, чтобы в торжественной обстановке передать курдам первую партию базук и пулеметов.

Увы, громкая пиар-акция не удалась. Оружие из-за поломки самолета застряло на несколько дней в Германии, а немецкие инструкторы, которые должны были готовить бойцов пешмерга, — в Болгарии. Для доставки оружия одолжили транспортный военный самолет у Голландии. Но и он сломался. Похожая история произошла с лекарствами и палатками для врачей, борющихся с эпидемией лихорадки Эбола в Либерии, Гвинее и Сьерра-Леоне. Доставлявший их Transall совершил вынужденную посадку на одном из Канарских островов, напоминает «Лента.ру».

Впрочем, похожая ситуация не только в ВВС. В те же дни, продолжает «Лента», фон дер Ляйен обсуждала с командующими родами войск слушания в парламентском комитете по обороне, проведенные после публикации в одном из августовских номеров журнала Spiegel большой статьи о проблемах вооруженных сил Германии. Эксперты предоставили членам парламентского комитета доклад по 22 главным системам вооружения бундесвера.

Оказалось, что состояние военной техники значительно хуже, чем кто-либо мог предположить. Как отмечали авторы доклада, из четырех подводных лодок U212 на ходу лишь одна, а из 180 бронетранспортеров Boxer почти половина (70 машин) не могут даже тронуться с места. Из 11 фрегатов способны выйти в море только семь, а из 406 БМП Marder более-менее на ходу лишь 280. По словам командующего ВВС, генерал-лейтенанта Карла Мюльнера, немецкая военная авиация работает на пределе возможностей и с трудом выполняет текущие задачи.

В воздух могут подняться только 42 из 109 истребителей Eurofighter, у которых в основном проблемы с фюзеляжем, и 38 из 89 Tornado. Не лучше дела и с вертолетами. Так, из 33 машин типа NH90 лишь две способны подняться в воздух. Только четыре из 22 морских вертолетов Sealynx и три из 21 Seakings готовы выполнять боевые задачи. И лишь 7 из 16 вертолетов CH53 находятся в рабочем состоянии (и то не на 100 процентов).

Это, конечно, ситуация, существовавшая в ФРГ осенью 2014 года. И причины ее, в общем-то, понятны. Армия — во всех смыслах дело затратное. В древности, конечно, «свободные граждане» Греции и Рима, так же, как и рыцари в средние века, выступали в поход на своем коне, в доставшихся в наследство доспехах и с собственным оружием, да и сегодня во многих странах, от Израиля до Швейцарии, местные граждане боеспособного возраста держат дома легкое стрелковое оружие на случай мобилизации и войны, но современная армия требует на свое содержание денег, и больших денег.

Они нужны на ремонт казарм, на горючее для танков, наконец, солдат и офицеров надо в самом прямом смысле слова кормить и одевать…А еще нужны запчасти, комплектующие, работы по модернизации…Все это требует денег, и больших денег. Тех самых, которые могли бы пойти на социальные программы, которые бы исправно приносили на парламентских выборах голоса в свою «копилку».

Конечно, в годы «холодной войны», пока ФРГ была по сути дела «прифронтовым» государством, в необходимости серьезных военных расходов никто не сомневался. Но после того, как Берлинская стена была разрушена, военные расходы начали потихонечку сокращать — пусть даже формально никто не пересмотрел существующих в НАТО договоренностей, согласно которым, страны-члены блока не могут тратить на оборону менее 2% своего ВВП.

В Кремле говорили о «новом мышлении», сотрудничестве, наконец, «перезагрузке», и в реальность военного противостояния между США и Россией верили только самые отчаянные «ястребы». Даже речь Путина в Мюнхене в 2007 году и «пятидневная война» России с Грузией не заставили «встряхнуться». К тому же здесь были уверены: в случае чего, Германию прикроют союзники, прежде всего США.

Но вот после «крымнаша» события пошли уже по другому руслу. В конце ноября 2014 года новый генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг на заседании Парламентской ассамблеи НАТО в Гааге напомнил: «В более мирные времена было правильно сократить расходы на оборону, но мы не живем в мирное время. Сейчас правильно остановить сокращения и увеличить вложения в нашу оборону». А в 2016 году в США на пост президента избрали Дональда Трампа, который тоже весьма прозрачно давал понять: повышать военные расходы надо бы всем.

Сегодня, конечно, ситуация «сдвигается». Еще 15 марта генсек НАТО Столтенберг, представляя новый годовой отчет организации в Брюсселе, заявил, что члены НАТО третий год подряд увеличивают свои расходы на оборону. «Все члены НАТО пообещали продолжать увеличивать расходы в реальном выражении. Большинство из них уже разработали планы, в соответствии с которыми их расходы на оборону достигнут 2% ВВП к 2024 году», — цитирует его РБК.

Из отчета следует, что за минувший год расходы на оборону выросли у стран альянса на 5%. В денежном выражении это означает прирост почти на $46 млрд.

Однако, согласно данным опубликованного отчета НАТО, только четыре страны достигли 2-процентного порога в 2017 году — США, Греция, Эстония и Великобритания. Годом ранее таких стран было пять — Польша, которая в 2016 году потратила на оборону 2% ВВП, в этом году выделила на военные расходы только 1,99%. США по-прежнему тратят на оборону больше всех: в 2017 году Вашингтон выделил на эти цели 3,57% ВВП, а европейские страны НАТО в целом — 1,45%. Программа развития НАТО предусматривает, что в 2018 году до целевого показателя доведут свои расходы Латвия, Литва и Румыния, отмечает The Washington Post. Но вот вопрос с Германией с ее крупнейшей в ЕС экономикой по-прежнему открыт.

И на этом фоне скандал с самолетами Tornado показывает, что радикально менять политику «по крайней мере» в короткой перспективе в Берлине не торопятся. Только вот шансы, что эта политика встретит понимание и в других столицах Европы, и даже в самой Германии, не то чтобы очень велики.