Эльбай КАСИМ-ЗАДЕ, председатель правления Союза архитекторов Азербайджана, член совета Международного союза архитекторов
В Священных книгах написано, что Господь создал Мир за 7 дней. Трудно представить себе чувства, которыми Он был обуреваем в творческом порыве. Вероятно, решение, мысль о создании всего сущего, к которым Он пришел, дались Богу путем долгих размышлений.
И совершенно неизвестно, был ли Он удовлетворен увиденным результатом.
Признаемся, что невзирая ни на что, Создатель сделал все до такой степени добросовестно, что по прошествии тысячелетий, при всем своем старании, мы этот мир разрушить до конца все еще не смогли. Хотя изрядно подпортили Божественное произведение нещадной эксплуатацией природных богатств, в том числе и безумно привлекательных природных ландшафтов.
Удивительно, что нарушение созданного Богом мира, объясняется потребностью и способностью созидать, дарованными людям тем же самым Богом. Только человеку он дал способность проявления своих творческих устремлений.
Ну да, Он же создал нас по подобию своему…
Человек наделен жаждой творчества, независимо от ремесла, которому посвятил себя. Творчеством, в основном, воспринимается труд художника, писателя, композитора, архитектора и пр., кому этот дар дан от Бога.
А разве операция, блестяще исполненная хирургом и вернувшая человеку жизнь, не творчество? Талант, дарованный ему, не от Бога?
Конечно же все, чем занимается человек, требует прежде всего таланта, а к нему и обязательных фундаментальных знаний.
Одной из основных созидательных профессий является архитектура. Древние греки назвали это ремесло так, исходя из того, что оно руководящее в процессе строительства. Архитектор с древнегреческого переводится, как главный строитель.
Не в обиду моим многочисленным друзьям, представляющим иные творческие профессии, те же греки назвали архитектуру матерью всех искусств.
В Азербайджане архитектура испокон веков относилась к виду искусства, прерогатива пользования которым принадлежала власть имущим. Впрочем, как и во всем мире.
Древнейшие на Земле памятники архитектуры, сохранившиеся на территории многих стран — это дворцы, усыпальницы, соборы и соборные мечети. Вспомним хотя бы пирамиды Египта. Кто, кроме фараонов, мог позволить себе сооружение подобного рода?
Сохранившиеся до наших дней памятники архитектуры Азербайджана, к сожалению, не имеют столь древней истории. Максимальное удаление их от нашего времени два с небольшим тысячелетия. Но слава азербайджанских устад-мемаров распространялась на гораздо большие пространства, чем наша небольшая по территории страна.
География произведений зодчих Нахчыванской школы, Карабахской школы, Тебризской школы, Ширванской школы охватывает территории от Кордовы до Дальнего Востока, Центральную и Южную Азию.
Не обделена шедеврами национальной архитектурной профессии и наша земля. Не буду перечислять многочисленные выдающиеся произведения, взятые под охрану государством.
Достаточно вспомнить усыпальницу Гюлюстан в Нахчыване, Дворец шекинских ханов в Шеки, неповторимой красоты портал Диванхана во Дворце ширваншахов в Ичери шехер, чтобы почувствовать величие духовного мира мастеров, создавших их, будучи безусловно приверженными гуманистическим, человеколюбивым, доброжелательным, мудрым и прогрессивным, созидательным традициям народа, воспитавшего их. Азербайджанского народа!
Наиболее ярко представляет наше архитектурное наследие конец XIX — начало XX веков.
Экономическое развитие страны, хотя и в составе Российской империи, дало возможность раскрыть талант представителей созидательных профессий того периода. Получают всплеск музыкальное искусство, появляется первый на мусульманском Востоке театр, развивается архитектурное творчество.
Наряду с местными зодчими в Баку, Гяндже, Шамахе начинают работать представители европейских архитектурных школ. Появляются десятки доходных домов, дворцы, театры, школы, больницы, вокзалы, каждый из которых является выдающимся произведением архитектуры Азербайджана.
Да, да. Азербайджана. Потому что осуществляющие здесь свои творческие планы мастера, созидая эту прекрасную архитектуру, тщательно изучают сохранившееся наследие, порой способствуют его восстановлению, с глубочайшим уважением и тактом используют его традиции в своем творчестве.
С первого взгляда здания того времени представляются произведениями рафинированной европейской классики. А присмотревшись к богатому декору, внутреннему устройству и убранству, понимаешь, с какой неотвратимой силой влияло наше национальное культурное наследие на пришлых мастеров.
Для этого достаточно вспомнить дворцы Гаджи Зейналабдина Тагиева, Мусы Нагиева, Муртузы Мухтарова, Ага Бала Гулиева и др.
В 1920-30-е годы Баку оказался в числе передовиков распространявшегося в то время по миру авангардистского стиля конструктивизм. Демократические настроения в мировой политике тут же нашли отклик в архитектурной профессии, как и в живописи и скульптуре.
В Баку сооружаются конструктивистские здания фабрик-кухонь в Сураханы и на Баилово, дворцов культуры, дома печати, гостиниц. Наконец, сооружается целый градостроительный комплекс, прилегающий к сегодняшнему проспекту Азадлыг в Насиминском районе города Баку.
Отличался этот район не только домами в стиле конструктивизма. Просторные дворы, широкие тротуары, тенистые озелененные улицы. Это был комплекс отражающий и социально-бытовые особенности периода начала становления молодого советского государства. Поскольку пропагандировалось равноправие между мужчиной и женщиной, последние освобождались от домашних обязанностей. Во дворах были построены общественные прачечные и бани, кухни-столовые, красные уголки для проведения досуга.
Конечно, сегодня это выглядит анахроничной банальностью. Но это история нашего государства. Весь этот район является памятником градостроительной культуры нашего государства, который непременно должен быть взят под охрану.
Иначе, мало что понимающие в этом люди, низведут цену этого уникального конструктивистского градостроительного комплекса до свалки истории.
Попытки уже есть.
В период конструктивизма в Баку работали такие выдающиеся мастера этого уникального стиля, как Алексей Щусев, братья Леонид и Александр Веснины, Семен Пен и другие. И представьте, что, даже созидая произведения авангардной архитектуры, они опирались на местные архитектурные традиции, проектируя в этих зданиях просторные тенистые эйваны, масштабные входные порталы и шушабенды.
Послевоенную эпоху архитектуры Азербайджана приятно называть романтическим ренессансом.
Ренессансом потому, что после жестокой, разрушительной и кровопролитной войны, народ начал возрождаться, смотреть на многое иными глазами, желать лучшего.
Романтическим потому, что архитекторы, созидатели послевоенной архитектуры Азербайджана нашли в себе силы обернуться к наследию и черпать из него лучшее, наиболее прогрессивное, что можно было применить в социалистической по духу архитектуре. Садых Дадашев, Микаил Усейнов и другие мастера архитектуры второй половины ХХ века умело вписали в свои произведения принципы и основы национального архитектурного наследия, созидая такие шедевры, как дома Бузовнанефти и Азнефтезаводов на улице Низами, работников науки у Фуникулера.
К этому же периоду можно причислить жилые дома архитектора Энвера Касим-заде на пр. Азербайджан (быв.Гуси Гаджиева) и на улице Ага Нейматулла, архитектора Константина Сенчихина (Монолит), архитектора Ганифы Алескерова (ул.28 Мая) и пр.
К сожалению эта эпоха созидания продлилась недолго. Наступил период «борьбы с излишествами в архитектуре». Борьба эта оправдывалась благими намерениями экономить и создавать дешевое стереотипное жилье.
Но, наряду с этим, конечно же основной причиной «борьбы» было беспокойство о распространении в произведениях советской архитектуры принципов использования в декоре фасадов элементов, отражающих национальное наследие.
Речь шла не только об Азербайджане. Эта пресловутая компания ураганом прошлась ко всем городам Советского Союза, сорвав с облика зданий все, что могло отожествлять их с архитектурным творчеством.
Очередной ренессанс в архитектурной профессии в Азербайджане начался с 70-х годов. Возглавивший в те годы республику Гейдар Алиевич Алиев, сам будучи одним из адептов коммунистической идеологии (тогда такими были большинство), но оставаясь в душе человеком беззаветно влюбленным в свою землю, свой народ, свою культуру и, главное, пронесший через всю свою жизнь любовь к архитектуре, первой избранной им профессией, совершил невероятный перелом в отношении использования национальных традиций в архитектуре.
Он категорически настаивал на национальной опозноваемости архитектурных произведений, создаваемых в Азербайджане, независимо от того завод это или общественное здание.
Впервые за многие годы мы вспомнили о понятии индивидуальной проект. Сегодняшнему поколению этот термин может показаться абсурдным. И это понятно.
Всякий проект, созданный тем или иным архитектором, сугубо индивидуален. Но, для того чтобы понять суть этого термина, надо знать, что в ту эпоху практиковалось исключительно типовое проектирование жилых домов, школ, детских садов, домов культуры, театров, библиотек, больниц. Да чего угодно.
Разрабатывалось несколько типов проектов, которые применялись от Хабаровска до Калининграда и от Тикси до Термеза. Поэтому, когда Гейдар Алиевич стал говорить о национальном облике современных зданий, у нас, архитекторов, было состояние, которое испытывает человек, долго живший без воды в пустыне. Он дал нам право утолить жажду свободного творчества, вернуть в основу нашей профессии принцип созидательности.
В начале 70-х я был еще совсем молодым, только получившим образование архитектором. Но я видел и ощущал ту сдавленность, которую в годы «борьбы с излишествами» испытывал мой отец и его талантливые коллеги-друзья.
Совершить этот переворот в сознании архитекторов было не просто. На скудной, однообразной архитектуре выросло целое поколение специалистов, отказывающихся, да и не способных на новое понимание предмета.
Да и осуществление этих новых по облику проектов было не просто. Ведь наиболее значимые объекты могли строиться только с благословения центрального правительства, заседавшего в Москве и продолжавшего зорко следить за тем, чтобы никаких «шагов влево, шагов вправо» не было.
Каким образом Гейдару Алиевичу удавалось преодолевать эти препятствия, знал только он. Несомненно, огромную роль играла его настойчивость, умение убеждать, уверенность в верности принятого решения и, конечно же, безграничное личное обаяние. А о его беззаветной любви к родине и азербайджанскому народу, я думаю, и говорить не надо!
Современный Азербайджан отличает динамичное развитие всех сфер жизнедеятельности государства. Как и в конце XIX — начале XX веков, нефтяной бум, закрепленный Контрактом века, дал стране импульс к резкому рывку, как в экономике, так и в социальной сфере.
Одним из приоритетных направлений деятельности президента Азербайджанской Республики господина Ильхама Алиева стало решение градостроительных задач, являющихся основой социальной политики государства. Именно так. Потому что проблемы, стоящие перед градостроительством, не ограничиваются рутинным составлением генпланов городов и поселков.
Градостроительство решает важнейшие задачи расселения, размещения производительных сил, демографического регулирования, развития транспортной инфраструктуры и многих других задач, выполнение которых обеспечивает успех экономической, социальной, внутриполитической деятельности государства.
Огромное внимание уделяется обустройству дорог, благоустройству и обновлению облика городов.
Сегодня в Азербайджане нет города, где не велись бы работы по ремонту, восстановлению, реновации сложившейся застройки. В рамках обновления городов страны, несомненно заслуживает внимания столица государства город Баку.
Начатая несколько лет назад работа по ремонту и адаптации фасадов зданий, формирующих сложившуюся застройку, дала позитивные результаты.
Эта практика хорошо воспринялась горожанами, и продолжение ее в районе «Ашагы шехер»: на территории, ограниченной улицами Физули, Толстого, Самеда Вургуна и проспектом Азербайджан, вполне обоснованно. Здания очищаются от накопившейся годами паутины проводов, многие из которых давно не действуют, кронштейнов, труб, поздних наслоений в результате самовольной деятельности обитателей этих зданий.
По ходу ремонтных работ выявляются новые памятники архитектуры. Например, на пересечении ул. Расула Рза и Ази Асланова очищено от мусора и поздних надстроек здание мечети и медресе. Хочу отметить, что, несмотря на не очень большой строительный объем и совершенно неприглядный внешний облик, интерьеры здания совершенно уникальны изяществом колонн и прорисовкой контуров арочного покрытия. Здесь имеет место красочная роспись капителей и ниш в стенах, что не очень характерно для мечетей Ширвана.
Выполнение этих работ — прямое поручение президента Азербайджана Ильхама Алиева. Государством выделены не малые средства. Поэтому выполнение их должно осуществляться высококвалифицированными специалистами, реставраторами, которых в Азербайджане немало. В качестве консультантов можно привлечь и зарубежных специалистов, знающих многие другие новые технологии очистки фасадов, кроме, к сожалению, все еще применяемой у нас логунды. Но выполнять работы следует под руководством и при участии национальных специалистов. Никто, как они, не услышит и не полюбит каждый камень, который нуждается в лечении.
Гордостью каждого бакинца был и остается Бакинский бульвар. Многие помнят его еще совсем коротким и узким. Небольшая прогулочная полоса вдоль моря.
В лучшие советские времена его протяженность не достигала и 3-х километров. Сегодня Бакинский бульвар — это более полутора десятка километров протяженности, это высочайшего класса благоустройство, это показатель уровня цивилизованности государства и нации. Наряду со всем этим, в центре постоянного внимания остается сохранение культурного наследия, памятников архитектуры в том числе.
Вхождение ряда памятников архитектуры Азербайджана в список мирового наследия, каждодневная работа по расширению их числа-несомненная заслуга преданной дочери азербайджанского народа, человека, светящегося гордостью за свою национальную культуру, первого вице — президента Азербайджана Мехрибан ханым Алиевой. Представляя интересы страны в таких авторитетных международных организациях как ЮНЕСКО и ИСЕСКО, ей удалось приковать внимание мировой общественности к нашей национальной культуре, позволило получить высокую оценку и признание.
В Баку приезжает большое число гостей. Среди них много архитекторов. В Союз архитекторов часто поступают обращения от коллег из многих стран с просьбой помочь им с посещением Баку. Согласитесь, что гулять по городу с подружкой, восхищающейся всем-это одно, а с коллегой, немало повидавшим и бывает что критически настроенным, совсем другое. Это почти экзамен!
Но каждый раз мы этот экзамен сдаем успешно. Коллеги высоко, порой с доброй завистью, отмечают успехи нашей страны в архитектуре и отношение государства к нашей профессии. Оценкой наших успехов в архитектуре стало решение руководства Международного союза архитекторов провести заседание своего бюро в Баку, которое как раз проходит в эти дни.
132 страны мира являются членами МСА. Выбор города Баку, как места проведения заседания бюро-высшего руководства МСА, несомненное признание больших успехов, достигнутых в этой сфере независимым Азербайджаном.
В самом начале мы говорили о созидании. Это величайшее понятие, адептом которого является созидатель. Созидателем современного Азербайджана является его народ, прошедший тысячелетия истории, накопивший за эти тысячелетия огромную сокровищницу, включающую в себя науку, литературу, искусство, архитектуру.
Каким бы мудрым и целеустремленным ни был бы народ, ему, как в любом созидании, нужен возглавляющий его, ведущий в будущее лидер-созидатель, обладающий исключительными моральными качествами, высокой образованностью, глубоким национальным самосознанием и безграничной гордостью за свою историю и культуру.
Сегодня в Азербайджане таким лидером, вот уже много лет ведущим за собой народ, является президент Ильхам Алиев. Это свершившийся факт.
Немного найдется разумных людей, могущих предложить альтернативу. Просто, как говорится в пословице: «От добра добра не ищут!»
Мы твердо убеждены, у настроенного на созидание азербайджанского народа есть ведущий за собой Созидатель. И его надо беречь.