За рубежом

«Грузинская мечта» и абхазская реальность

georgia-gruziya-vibori-electionsНУРАНИ

«Мой любимый край превращен непонятно во что» — это заявление президента Беларуси Александра Лукашенко накануне цитировали многие СМИ — в основном «с подачи» «Комсомольской правды Беларусь». Напомним: в те дни, когда в Азербайджане начались каникулы в связи с праздником Новруз, Александр Григорьевич посетил с визитом Грузию.

Как замечал в этой связи портал «Правда.ру», «белорусский лидер надеется через Грузию подключиться к крупным региональным транспортным и энергетическим проектам. Цель Лукашенко — ослабить зависимость его страны от поставок Москвой нефти и газа. Не случайно ранее белорусский лидер договорился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым о подключении беларуси железной дороги к проекту «Север — Юг».

Как заявил посол Белоруссии в Азербайджане Геннадий Ахрамович, также страна заинтересована в присоединении к железной дороге Баку-Тбилиси-Карс.

«Азербайджан превращается в серьезный хаб, — продолжал белорусский посол. — Беларусь заинтересована развивать сотрудничество в этом направлении. В рамках транспортного пути «Великий Шелковый путь» через Беларусь прошло три тысячи контейнерных поездов, в следующем году мы намерены увеличить это количество в 1,5 раза».

А во время встречи со своим грузинским коллегой Георгием Маргвелашвили Александр Лукашенко сказал: «Я как-то доезжал до Сухуми, и дальше у меня не получалось — в советские времена. Ну а теперь, к сожалению… я уже говорил это при встрече с вице-премьером — создали непонятно что. Никому невозможно туда приехать. И прекрасный край, мой любимый край превращен непонятно во что». Нетрудно догадаться, что речь шла об оккупированной Абхазии, некогда излюбленном курорте, а сегодня — внеправовой зоне с засильем криминала и весьма мрачным будущим.

В Сухуми огрызнулись. В «МИД Абхазии» (здесь и далее кавычки наши — Авт.) выразили сожаление, что президент Беларуси рассуждает о стране в контексте территориальной целостности Грузии. «Главе Белорусского государства должно быть хорошо известно, что «Республика Абхазия» является не «краем» Грузии, а государством, суверенитет которого в 2008 году после агрессии Грузии в Южной Осетии был официально признан Российской Федерацией. Отношения между Абхазией и Россией строятся на договорно-правовой основе и носят стратегический характер», — уверяли сепаратисты.

Но это не отменяет самого по себе по сути внеправового статуса «недопризнанной» Абхазии. В 2008 году Россия признала ее, так же как и оккупированную Южную Осетию, независимым государством, но это решение Москвы, напомним, поддержали Венесуэла, Никарагуа, островные «малютки» вроде Вануату и Науру, а вот среди государств постсоветского пространства — ни одно.

А уж слова о «независимости» Абхазии сегодня воспринимаются как горькая насмешка. Большинство ее жителей носят в кармане российские паспорта. 18 марта здесь проходили выборы президента России. И «Спутник — Абхазия» опубликовал фотографию, как голосует на выборах «президент Абхазии» Рауль Хаджимба. Вся «участковая комиссия» состояла исключительно из российских военных, в форме и при погонах.

Такое положение дел, справедливости ради, существует уже 10 лет. После «пятидневной войны» дипломатические отношения Москвы и Тбилиси были разорваны. Сегодня Россия и Грузия, впрочем, регулярно проводят переговоры по безопасности — в женевском формате. Известно и другое. После прихода к власти в Грузии коалиции «Грузинская мечта» о грядущем «потеплении» не высказался только ленивый. Между странами возобновилось авиасообщение, в РФ разрешили экспортировать «Боржоми» и грузинское вино.

Однако теперь эксперты фиксируют новый всплеск напряженности. В Женеве 27-28 марта состоялся 43-й раунд переговоров. В них традиционно приняли участие представители Грузии, России, США, де-факто властей Абхазии и Южной Осетии (Цхинвальский регион), а также сопредседатели дискуссий от ОБСЕ, ЕС и ООН, сообщает «Спутник Грузия». Однако ожидания, что Грузия и Россия смогут сделать действенные шаги для налаживания отношений и этого удастся добиться уже на 43-м раунде Женевских дискуссий, не оправдали себя. Но…

«Грузинские и американские участники подчеркнули важность подтверждения Российской Федерацией обязанности о неприменении силы и ее выполнения. Российская Федерация выразила деструктивный подход и целенаправленными провокационными заявлениями завела в тупик переговоры о неприменении силы на текущем раунде», — сказано в заявлении на сайте МИД Грузии.

В Москве попытались выдать свою версию: «Вопреки обнадеживающему заявлению премьера-министра Грузии Г.Квирикашвили от 9 марта о стремлении к прогрессу на переговорах, в Женеве представители Тбилиси превратили встречу в пропагандистскую акцию. Построив свое выступление на избитом тезисе о «российской оккупации», грузинская сторона вновь попыталась возложить на Россию ответственность за собственную неспособность урегулировать отношения с «Сухумом» и «Цхинвалом»» — уверяет МИД РФ.

Указывает «Спутник» и другое обстоятельство. Одной из главных тем обсуждения была смерть гражданина Грузии Арчила Татунашвили в Цхинвали и создание международных механизмов безопасности на неподконтрольных властям Грузии территориях — в Абхазии и Цхинвальском регионе. «Представители Тбилиси попытались поставить в центр дискуссии так называемое «дело А.Татунашвили», обвинив в смерти грузинского гражданина не только Южную Осетию, но и Россию. Нападки были аргументированно отведены главой южноосетинской делегации М.Джиоевым», — раздраженно отметили в российском МИД.

Как напоминает «Спутник», Татунашвили задержали в Ахалгорском районе 22 февраля. В тот же день он скончался в цхинвальской больнице, как заявили де-факто власти, в результате острой сердечной недостаточности. Власти Грузии выразили недоверие этому заключению. Кроме того, передает EADaily, парламент страны большинством голосов принял резолюцию о нарушениях прав человека в Абхазии и Южной Осетии. Поводом этой резолюции стала смерть Арчила Татунашвили. Парламент решил объединить эту смерть с убийством гражданина Грузии Гиглы Отхозория в 2016 году на административной границе Абхазии и составить так называемый список «Отхозория — Татунашвили» (по аналогии со «списком Магнитского»).

В этот список войдут лица, обвиняемые и осужденные за убийства, похищения, пытки и негуманное обращение, наносящие тяжкий вред здоровью граждан Грузии и за укрывательство этих преступлений. Кроме того, парламентарии намерены призвать правительство принять меры по введению в отношении этих лиц всевозможных санкционных ограничений, в том числе, странами- партнерами и международными организациями.

Интенсивные переговоры состоялись в связи с проектом заявления международных Женевских дискуссий о неприменении силы. Участники из Грузии отметили, что принятие этого заявления должно служить конкретной цели — началу процесса выполнения соглашения о неприменении силы от 12 августа 2008 года. Во время переговоров детально обсудили положение в Абхазии и Цхинвальском регионе с точки зрения безопасности, гуманитарных вопросов и прав человека.

Грузинская сторона осудила установку колючих проволок и других искусственных барьеров на административных границах с остальной частью Грузии, а также военные учения России на эти территориях. Представители Грузии отметили факты незаконных задержаний и похищений граждан Грузии и отсутствие доступа населения на свои сельскохозяйственные угодья. Все это «способствует созданию напряженной ситуации на месте», — говорится в заявлении грузинского МИД.

Более того, проживающих в Абхазии грузин обязывают регистрироваться в качестве иностранцев. Это грузинская сторона назвала этнической дискриминацией.

Так или иначе, российская «Независимая газета» по этому поводу замечает: «Вместо предполагаемого совместного заявления хотя бы в устной форме о неприменении силы на многосторонних консультациях в Женеве и некоторого сближения позиций Москва и Тбилиси разругались вдрызг. Дело дошло до того, что, по некоторым данным, руководитель российской делегации, замглавы МИД Григорий Карасин потребовал от грузинских переговорщиков определиться, что Тбилиси вообще нужно от России. Грузинская сторона сочла себя оскорбленной, расценив вопрос как шантаж». Одновременно посол Грузии в ООН Каха Имнадзе, выступая в Совете Безопасности ООН на открытых дискуссиях, посвященных миротворческим операциям, значительную часть своей речи посвятил именно России, «оккупировавшей грузинские Абхазию и Цхинвали, которые стали территориями, где убийства и пытки остаются безнаказанными».

Он заявил, что отсутствие международных наблюдателей, в том числе Миссии ООН по наблюдению в Грузии, к прекращению деятельности которой в 2010 году не последнее отношение имела Россия, превратило «оккупированные территории в черные дыры, где не соблюдаются законы, минимальные права человека, регулярно происходят похищения граждан Грузии, их пытки и убийства…»

И теперь «НГ» констатирует, что, «по мнению экспертов, провал Женевских переговоров, выступление Имнадзе в ООН перечеркивают в целом позитивный эффект заявления премьера Грузии с призывом к Москве попытаться улучшить отношения с учетом реалий. Они прогнозируют ухудшение и без того сложного положения между Москвой и Тбилиси. Тем более когда МИД Грузии в четверг объявил о решении поддержать мировое сообщество и выслать российского дипломата, работающего в секции интересов РФ в посольстве Швейцарии в Тбилиси. Действия внешнеполитического ведомства приветствовал парламент Грузии».

А это не просто «дипломатические осложнения». Речь идет о стратегическом провале России на грузинском поле. Шансов, что в ближайшее время у власти окажутся лояльные Москве персоны, не просматривается. Надежд, что в Грузии смирятся с российской оккупацией своих земель, тем более. В Москве могут, конечно, привычно игнорировать протесты Тбилиси, но по мере ухудшения общей политической ситуации вокруг РФ делать это становится все труднее.