Политика

Угроз в преддверии президентских выборов в Азербайджане ждать не стоит

Дж.АЛЕКПЕРОВА (Москва)

Интервью Echo.az с политическим, государственным и общественным деятелем, депутатом Милли меджлиса Расимом Мусабековым

— В рамках своего выступления на III форуме молодых лидеров Евразии «Молодежь против экстремизма и радикализма», вы отметили, что около 1000 человек — выходцы из Азербайджана, оказались в рядах террористов в Сирии и Ираке

— Если быть точнее, речь идет о 900 гражданах, и это те данные, которые озвучивает Служба государственной безопасности Азербайджанской Республики. Но не исключено, что есть и те, которых просто не зафиксировали. Определенное количество из этого числа убиты, кто-то уже отбывает наказание, а некоторые просочились и вполне вероятно, что живут сейчас на территории России и европейских государств.

— В целом законодательство Азербайджанской Республики крайне строго к такого рода, так скажем, нарушителям, некоторых даже лишили азербайджанского гражданства. Вы приветствуете такой радикальный подход? Ведь могут быть и те, кто раскаивается в том, что сошли с пути истинного и путем вербовки оказались в рядах боевиков…

— Ну, для начала человек должен раскаяться. Хочу отметить, что невозможно лишить человека гражданства Азербайджана, если у него нет никакого другого. Если человек совершил деяние, которое карается Уголовным кодексом, а по закону Азербайджанской Республики участие в незаконных вооруженных формированиях является серьезным преступлением, он должен понести соответствующее наказание. А уже потом, в зависимости от его поведения, срок могут сократить, а может, даже помиловать. Поэтому у такого человека есть возможность после вернуться в общество. Но если человек находился в рядах боевиков в незаконных вооруженных формированиях, сражался и убивал людей, то его взять и простить невозможно.

— Очень часто граждан завлекают в ряды террористов посредством качественной вербовки. На ваш взгляд, какие наиболее актуальные методы вербовки применяются в отношении граждан Азербайджана? Чем нас можно привлечь?

— Мне сложно сказать, какие методы вербовки используются в отношении граждан Азербайджана. Этот аспект изучают и противодействуют данному злу спецслужбы Азербайджанской Республики. Они отслеживают ситуацию, ведь вербовка встречается как посредством прямого контакта, так и через социальные сети. Вербовщики мониторят профили и обращают внимание на тех, кто склоняется экстремизму и проявляет интерес к радикальной идеологии. С этой категорией граждан как раз и идет активная работа. Я думаю, работа соответствующих госслужб в том, чтобы также отслеживать ситуацию и вовремя вмешиваться.

Нужно стараться возвратить на путь истины тех граждан, которые стали жертвами вербовки. Очень важно активизировать ресурс молодежных организаций и молодых лидеров, которые сами должны предложить альтернативы для сверстников, ищущих «смыслы жизни», объединять их идеями и общей деятельностью. Жизнь должна быть насыщенной. Просто работать, чтобы набить желудок, молодым людям неинтересно, привлекательные идеи должны рождаться непосредственно из молодежной среды, их надо поддерживать. Важное значение в профилактике экстремизма играют социальные лифты, когда молодежь вовлекается в управление государством, в важные социальные процессы.

— На ваш взгляд, действующее законодательство Азербайджанской Республики в борьбе с экстремизмом, радикализмом и терроризмом удовлетворительно или стоит внести какие-либо изменения?

— Я думаю, что с законодательной точки зрения возможности для работы достаточно. Но проблема все же заключается в том, что не всегда профессионально работают те, кто обеспечивает реализацию действующего законодательства. Кроме этого, меняются условия, в которых мы живем, транспарентность современной жизни, каналы коммуникации…

Очень часто люди, которые должны быть заняты деятельностью в данном направлении, просто отстают от молодежных запросов и тех перемен, которые там наблюдаются. Именно данный разрыв и есть самый главный. А с законодательной точки может не все идеально, но в значительной степени пробелов нет.

— В Азербайджане пройдут президентские выборы (11 апреля). Как вы считаете, стоит ли ожидать какую-либо террористическую угрозу в рамках данного события?

— Я не думаю. С точки зрения профилактики действий, составляющих общественную безопасность, спецслужбы страны добились успеха. Если посмотреть, то можно заметить, что в России, Центральной Азии и европейских странах происходят экстремистские акты гораздо чаще, чем в Азербайджанской Республике. С этой точки зрения, соответствующие структуры страны справляются с ситуацией. Поэтому я не думаю, что стоит чего-то опасаться. Но это абсолютно не говорит о том, что необходимо расслабиться.

Отметим, что интервью подготовлено в рамках III форума молодых лидеров Евразии «Молодежь против экстремизма и радикализма», который прошел в Москве, на площадке Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).