Культура и Общество, Эхо

«Если азербайджанская школа не защищает свою культуру, то это не ваша школа»

О.БУЛАНОВА

В Баку по линии Министерства образования побывал известный грузинский и российский педагог и психолог Шалва Амонашвили.

Он доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, академик Российской академии образования, иностранный член Академии педагогических наук Украины, почетный доктор Софийского университета им. Климента Охридского, научный руководитель экспериментальных школ в Москве (N1715), С.-Петербурге (N38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.

Шалва Амонашвили лауреат премии Ленинского комсомола (1988) — за цикл работ по проблемам воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, премии правительства РФ (1997), обладатель почетных званий «Рыцарь детства» (2007), «Рыцарь гуманной педагогики», лауреат премии правительства РФ в области образования (2013) и др. Награжден медалями К.Д.Ушинского, «Учитель великой России».

Но, самое главное, Шалва Александрович Амонашвили основатель так называемой гуманной педагогики. С 1998 года и по сей день является заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), руководителем Международного центра гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР), ректором Академии педагогического искусства и социализации. Кроме этого, Шалва Амонашвили выступает как организатор ежегодных Международных педагогических чтений.

Шалва Амонашвили родился в Тбилиси в 1931 году. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. В 1958 году завершил обучение в аспирантуре при НИИ педагогики им. Я.С.Гогебашвили и в 1960 году защитил кандидатскую диссертацию по педагогике. Он относится к числу тех редких ученых, которые отказываются от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергается их последующими идеями. Это был своего рода научный подвиг. Такое никогда не смог бы сделать человек амбициозный или самовлюбленный.

Своими учителями Ш.Амонашвили считает Коменского, Ушинского, Гогебашвили, Руссо, Песталоцци, а также Барната Иосифовича Хачапуридзе, доктора психологических наук, создавшего свою версию теории установки, исследовавшего не воспринимаемые раздражители в установке. И, конечно, академика Давида Онисимовича Лордкипанидзе.

В 1972 году Ш.Амонашвили защитил докторскую диссертацию по психологии на Ученом совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 70-80-е годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В.В.Давыдовым, который оказывает ему помощь, когда деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики, и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией.

В 1958-1991 годах Ш.Амонашвили работал в НИИ педагогики Грузии — сначала лаборантом, затем научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения. В 1991-1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С.С.Орбелиани в Тбилиси.

Шалва Александрович развивает идеи духовного гуманизма и утверждает их в педагогической теории и практике. Проводит семинары для учителей, воспитателей, школьных психологов, работников образования по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Кроме этого, Ш.Амонашвили основал более двухсот центров и лабораторий гуманной педагогики в России, Украине, Беларуси, Кыргызстане, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии. Является научным руководителем ряда экспериментальных школ, а также автором десятков книг. Под его началом и издательский дом «Шалва Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д.Д.Зуевым он издает «Антологию гуманной педагогики». На сегодняшний день вышло более сорока томов.

Шалва Александрович Амонашвили дал интервью Echo.az, в котором поделился своими главными идеями.

ИНТЕРВЬЮ:

— Вы являетесь основателем гуманной педагогики. Означает ли это, что наша педагогика не всегда гуманна?

— Конечно, в педагогике мало гуманизма. На практике чаще всего действует авторитаризм, силовой подход. То есть, мы принуждаем детей вставать, садиться, выходить к доске, брать ручку и т.д. Мы не ищем согласия детей, чтобы они сами хотели это делать. И подобное «насилие» над детьми идет из древнейших времен. Кроме того, «гуманизм» — это очень глубокое понятие, в силу чего оно всегда отодвигалось от школы. Гуманист, на мой взгляд, это смертный, который ищет в себе свое бессмертие, связь со своим духом, с Богом. Мы хотим, чтобы это понятие — гуманизм — вошло в педагогику со своим истинным смыслом.

— На сегодняшний день в образовании в целом происходит очень много изменений. Как вы считаете, к чему мы должны стремиться?

— Сейчас идет новое поколение детей по всему миру. Где-то в 60-е годы прошлого века стали появляться дети акселераты, которые быстро развивались физически и умственно, а сейчас появляются дети с многогранной талантливостью, у них уникальная сватка, пытливость, чего не было у детей в шестидесятых-семидесятых годах. Сейчас дети гиперактивные, они совсем новые, а педагогика — старая, созданная для обычных детей. И получается, что детям в школах скучно. Но, к сожалению, учителя не отдают себе должного отчета, что они должны менять свой подход к детям. Поэтому происходит больше конфликтов, чем было раньше.

— Каким должен быть, по вашему мнению, настоящий учитель?

— Настоящий учитель это, в первую очередь, тот, кто собой олицетворяет культуру, традиции своего народа и является обладателем высоких ценностей, которые приняты в его обществе, и ценностей будущего. Учитель своей личностью должен воспитывать в первую очередь граждан своей страны. Школа — ревностный хранитель культуры нации. Если азербайджанская школа не защищает свою культуру, то это не ваша школа. Точно так же как и грузинская, российская и т.д.

— Если ответить двумя словами, что является основным качеством педагога?

— Одним из основных качеств педагога является терпеливость, доброта и, конечно же, любовь к детям.

— В школах существуют определенные стандарты: есть уроки, есть домашние задания и т.п. Подход ко всем одинаковый. И получается своего рода образовательный конвейер. Как же в этом конвейере найти указанный вами путь и достучаться до каждого ребенка?

— Конвейер в образовании очень опасное дело. Необходимо быть очень терпеливым при воспитании. Мы можем стандартизировать некоторые части образовательного процесса, скажем, дать ребенку минимум знаний, которые ему необходимо получить. Мы можем стандартизировать этот минимум, но когда стандартизируется урок, технология преподавания, сам учитель, то это уже очень опасно для страны в целом.

Я считаю, стандартизирование учителя является аморальным делом. Учитель должен быть воспитан в творческом духе, ведь педагогика это искусство, это не технология. Каждый учитель должен давать детям дополнительные ценности и знания — о дружбе, любви, Родине, поверх общепризнанных госстандартов. Учителей надо наоборот поощрять и благодарить за это, а не ставить их в жесткие рамки. Гуманная педагогика не противоречит тем стандартам, которые должны преподаваться в школе, она дополняет их.

— В матрице образования что важнее — характер или знания?

— Важно и то, и другое. Давать необлагороженному человеку современные знания то же самое, что и вручать саблю сумасшедшему. Поэтому сначала необходимо воспитывать характер, а потом давать знания тем людям, которые правильно ими смогут воспользоваться и не навредить при этом другим людям.

— Что вас вдохновляет в жизни?

— Сегодня я нахожусь в Азербайджане и меня вдохновляют азербайджанские учителя, мои коллеги, их улыбки. Когда есть люди, которые мыслят, как и вы, — то это огромная сила. Также величайшей силой является семья. Я очень берегу семейные традиции, культуру. Жена вдохновляла меня, дети меня вдохновляют, внуки и особенно школа, когда я провожу уроки.

— Вы отметили, что сейчас новое поколение детей. Что ждать от них в будущем?

— Дети шестидесятых годов сотворили чудо, такое как компьютеры, Интернет, мобильные телефоны и т.д. Сейчас растут дети индиго — дерзкие, многогранные, они должны перевернуть наше сознание через тридцать-сорок лет. Они принесут нечто новое. Что это будет, я пока не знаю, может быть, они возродят культуру.

— Какова была цель вашего приезда в Баку? Были ли вы раньше в нашем городе?

— Я не в первый раз в Баку, но этот приезд для меня был особенным, мы закладывали здесь основы гуманной педагогики. На днях в Педагогическом университете мы открыли вторую лабораторию гуманной педагогики, создали Центр гуманной педагогики, были проведены первые чтения. Если же резюмировать, то в Азербайджане есть глубокий потенциал, и это меня очень вдохновляет.