За рубежом

«Китайская грамота» Ким Чен Ына

А.ШАКУР

Отличить поражение от победы — тоже своего рода искусство. Особенно если речь идет о дипломатии, где по понятным причинам самые интригующие подробности остались за закрытыми дверями. В полной мере это относится к ситуации на Корейском полуострове, где политические «подвижки» остаются одной из главных новостей.

Северная и Южная Кореи назначили совместный саммит на 27 апреля. Дата была определена по итогам подготовительных переговоров, передает «Росбалт». По информации агентства «Ренхап», встречу проведут в Пханмунджоме в демилитаризованной зоне президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин и глава КНДР Ким Чен Ын. Перед этим 4 апреля пройдет еще один раунд рабочих переговоров. Предыдущая встреча лидеров двух стран состоялась около 11 лет назад, в октябре 2007 года. Первый саммит такого формата прошел в июне 2000-го, напоминает портал.

Однако куда большее внимание привлек недавний визит Ким Чен Ына в Китай. Долгое время вообще не было ясности, кто же прибыл в Китай из КНДР на бронепоезде. Уже потом, как признает Би-Би-Си, китайские государственные СМИ подтвердили, что загадочным гостем из-за реки Ялуцзян, прибывшим в Пекин на бронированном поезде и принимаемым с почестями, был никто иной как лидер Северной Кореи Ким Чен Ын.

Согласно официальным данным, представленным агентством «Синьхуа», Ким Чен Ын с супругой посетили Китай, чтобы лично поздравить главу КНР Си Цзиньпина с переизбранием и обсудить ситуацию на Корейском полуострове, в том числе вопрос его денуклеаризации, передает «Газета.ру». «В этот весенний день, полный счастья и надежд, я уверен, что моя первая встреча с генеральным секретарем Си Цзиньпином принесет большие плоды для дружбы между КНДР и КНР, а также будет способствовать миру и стабильности на Корейском полуострове», — заявил Ким Чен Ын во время приветственного банкета, устроенного Си Цзиньпином и его супругой.

Как пишет эксперт по странам Азии Анкит Панда, это первый зарубежный визит Ким Чен Ына после его прихода к власти в 2011 году.

«После более шести лет политических чисток, внутренней консолидации власти и достижений в сфере ракетно-ядерных технологий Ким оставил свое уединенное королевство, приняв приглашение китайского лидера Си Цзиньпина, — отмечает Панда. — В обычных условиях такой визит можно было бы расценить как индикатор уверенности в себе северокорейского лидера, контролирующего государственный аппарат настолько хорошо, что можно даже позволить себе оставить на время страну без присмотра. Менее уверенный руководитель мог бы побояться, что, если он выедет за границу, его власть может пошатнуться, или даже случится государственный переворот. Но Ким не просто уверен в себе. Он выступает в роли государственного деятеля, стоящего рядом с Си Цзиньпином — лидером ядерной державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН. Кроме того, как и Ким Чен Ын, Си Цзиньпин после недавних изменений в Конституции Китая, почти наверняка будет править пожизненно. Поэтому личные отношения этих двух лидеров имеют важное значение».

Наконец, «по окончании визита Ким Чен Ына Китай уведомил о нем США, еще более подчеркнув важную роль, которую северокорейский лидер играет сейчас в Северо-Восточной Азии». Как добавляет Панда, Ким Чен Ын рассматривает ядерное оружие как способ укрепить статус и престиж своей страны, и его поездка в Китай — еще одно тому подтверждение.

Наконец, все происходит на фоне ожидания переговоров КНДР уже с США. И вот тут начинается самое интересное.

Считать ли этот еще не состоявшийся саммит победой или капитуляцией Ына — вопрос открытый. Президент США Дональд Трамп заявил, что ждет встречи с лидером КНДР Ким Чен Ыном и рассчитывает, что тот предпримет «правильные шаги» на фоне готовящегося американо-северокорейского саммита.

«Многие годы при многих администрациях все говорили, что нет ни малейшего шанса на мир и денуклеаризацию Корейского полуострова. Сейчас вполне вероятно, что Ким Чен Ын сделает то, что правильно для его народа и человечества. С нетерпением жду нашей встречи!» — написал американский лидер в Twitter.

Белый дом США пояснил, почему с КНДР успешно ведутся переговоры, передает агентство Reuters. Согласно заявлению Белого дома, ситуация с Северной Кореей движется «в правильном направлении» — в особенности после переговоров между лидером КНДР Ким Чен Ыном и главой Китая Си Цзиньпином. При этом, по мнению администрации президента США, к такой ситуации привела «кампания максимального давления» против Северной Кореи. «Мы настроены настороженно-оптимистично, но мы чувствуем, что все идет в правильном направлении, — заявила пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс. — Вчерашняя встреча была хорошим свидетельством того, что кампания максимального давления работает».

Есть и такое мнение: переговоры с Китаем накануне встреч с лидерами тех стран, которые в КНДР еще вчера объявляли смертельными врагами, сегодня особоважны для Ким Чен Ына. «Главная цель визита Кима — выяснить, насколько Китай готов оказать поддержку КНДР в случае, если саммит с Трампом завершится неудачей и стороны не достигнут какого-то соглашения», — поделился мнением с «Газетой.Ru» директор Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин. Другая, не менее важная цель, которую преследует Ким в своем визите, — открыто заявить миру о своей готовности к диалогу, подтвердить возможность прямых переговоров как с Сеулом, так и с Вашингтоном, несмотря ни на что.

В ходе визита, как пишут китайские СМИ, глава КНДР заявил, что «твердо намерен превратить связи с Южной Кореей в отношения сотрудничества и урегулировать разногласия, а также провести саммит двух стран». «КНДР готова к диалогу с США и проведению саммита двух стран», — добавил Ким Чен Ын.

Другой вопрос, готов ли Ким Чен Ын к реальному примирению и конкретным компромиссам. И тут уже тревожное впечатление оставляет неожиданный факт. Центральное телеграфное агентство Северной Кореи (ЦТАК) не упомянуло слов лидера страны Ким Чен Ына о возможном отказе от ядерного оружия, о котором он заявил во время своего визита в Китай, передает «Лента.ру».

«Следуя заветам председателя Ким Ир Сена и генерального секретаря Ким Чен Ира, мы стремимся к денуклеаризации полуострова, это наша неизменная позиция», — приводило слова северокорейского лидера Ким Чен Ына «Синьхуа».

В то же время, как писало китайское агентство, Ким Чен Ын в очередной раз отметил, что Пхеньян «решит вопрос денуклиаризации», как только Южная Корея и США «доброжелательно отреагируют на усилия Северной Кореи, создадут атмосферу мира и стабильности, будут делать поступательные и синхронные шаги для достижения мира».

Помимо этого, «Синьхуа» приводит слова Си Цзиньпина о намерении Пекина содействовать ядерному разоружению Корейского полуострова. «Китай придерживается цели денуклеаризации полуострова, обеспечения мира и стабильности, решения вопросов путем диалога и консультаций», — заявил китайский лидер. При этом ЦТАК об этих словах председателя КНР также не упоминает.

Здесь можно выстроить множество версий. Не исключено, что Ким Чен Ын просто опасается обвинений в предательстве на родине и не желает провоцировать конфликт с «мастодонтами» во властных структурах. Но в то же время такое «разночтение» — серьезный повод усомниться в том, что Ким Чен Ын серьезно настроен на компромисс и реальные переговоры.

Особенно если вспомнить, что у КНДР и у династии Кимов накоплен изрядный опыт по выторговыванию преференций в обмен на невнятные политические жесты. Одни только обещания уже позволили заметно снизить напряженность на Корейском полуострове, и не исключено, что Ким Чен Ын и дальше попробует «торговать намерениями».

Другой вопрос, что в США дают понять: запас авансов ограничен. Давление на КНДР будет продолжаться до тех пор, пока Пхеньян не начнет предпринимать действия по денуклеаризации, — об этом говорится в Twitter официального представителя Госдепартамента США Хезер Науэрт.

«Кампания по максимальному давлению заставила Ким Чен Ына выйти из изоляции. Мы находимся в тесном контакте с нашим партнером — Южной Кореей, по организации саммита с участием лидеров двух Корей и с нетерпением ждем, что КНДР предпримет реальные действия по денуклеаризации. До тех пор давление будет продолжаться», — написала Науэрт. Остается только надеяться, что это предостережение будет услышано в Пхеньяне, и там последуют реальные уступки и «подвижки».