За рубежом

В Армении обеспокоены появлением российской военной полиции

НУРАНИ

В Армении обсуждают очередную громкую политическую новость — в стране появятся части российской военной полиции.

Как передает, в частности, «Новое время», на 102-й российской военной базе в Армении формируются подразделения военной полиции, сообщили в Минобороны РФ. Делается это «для поддержания воинской дисциплины, безопасности дорожного движения и охраны объектов в Гюмрийском гарнизоне», уточняют источники. Уже объявлено, что личный состав получит специальную экипировку и будет оснащен штатным вооружением и специальными средствами. Подбор личного состава проводится военными психологами из офицеров, сержантов и солдат, проходящих контрактную службу.

К началу летнего периода планируется формирование еще одного военно-полицейского подразделения в Ереванском гарнизоне.

Как напоминает издание, «до настоящего времени российская база контролировала свой состав собственными средствами, с помощью спецпатрулей. Это не всегда оказывалось эффективным. Самым резонансным инцидентом стало убийство ефрейтором Валерием Пермяковым семи членов семьи Аветисянов, включая двухлетнего ребенка и шестимесячного младенца. Пермяков получил пожизненный срок, но отбывает его в России».

Добавим от себя: это не единственный инцидент с участием, вернее, соучастием российских военнослужащих. Напомним: еще 14 апреля 1999 года двое изрядно «подогретых» российских пограничников явились на рынок Гюмри и открыли беспорядочный огонь из автоматов. Два человека были убиты, еще девять ранены. 11 июля 2003 года около полуночи по местному времени несколько молодых людей попытались проникнуть на территорию базы.

Часовой не пропускал, вспыхнула перебранка, солдат пустил в ход оружие. Двое местных жителей были убиты, еще двое ранены. Нарушения устава караульной службы как бы не произошло, но после инцидента приказом министра обороны России был освобожден от занимаемой должности командир дислоцированной в Гюмри 102-й российской военной базы генерал-майор Александр Титов — как указывалось в отчете военного совета Закавказского военного округа, он допустил грубые нарушения воинской дисциплины и «не выполнял служебные обязанности». Уже в начале февраля 2016 года в Гюмри полиция задержала изрядно пьяного российского военного, который попытался вломиться в чужую квартиру.

Как потом рассказал сам задержанный, он выпивал со своим другом, вышел, чтобы взять такси, не нашел, вернулся, но перепутал дома. После «дела Пермякова» происшествие мелким уже не посчитали, так что военная полиция в Гюмри действительно нужна.

Однако в Армении реакция оказалась достаточно неожиданной. «Союз информированных граждан» уже выпустил свое заявление, которое цитирует, в частности, «Первый информационный»: по мнению активистов, «эти подразделения, вооруженные огнестрельным оружием, планируется разместить в Ереване и Гюмри, несмотря на то, что дислокация российской военной полиции в Армении противозаконна и не закреплена никаким межгосударственным договором».

Другой эксперт, Саргис Арцруни, открыто вопрошает: «А не размещаются ли в Армении подразделения военной полиции для того, чтобы в случае необходимости вмешаться во внутриполитическое развитие?» По его мнению, «важен правовой компонент вопроса: предусматривает ли армяно-российское соглашение размещение на 102-й военной базе подразделений военной полиции или же мы опять имеем дело с односторонней инициативностью Москвы, для которой создается соответствующий информационный, пропагандистский фон?»

Тревожит эксперта и другое: «Россия по сути увеличивает свое военное присутствие в Армении, причем присутствие подразделений военной полиции на российской военной базе по сути не имеет отношения к ее непосредственным функциям, мандату».

По его мнению, это «порождает тревогу, что они, вероятно, размещаются в Армении для того, чтобы в случае необходимости вмешаться во внутриполитическое развитие. Москва неоднократно делала подобного рода намеки как на официальном, так и на экспертном уровне, считая своим долгом усмирение так называемых «цветных революций» на постсоветском пространстве. Очевидно, что посредством подобных пропагандистских клише готовится почва для вмешательства во внутренние дела соседних стран». К тому же «на фоне противостояния Россия-Запад Россия под различными формальными и неформальными предлогами увеличивает свое военное присутствие в Армении — превращая нашу страну в полигон».

Опасения как минимум нелишние. Тем более, что политическая борьба в Армении уже давно и безнадежно свернула на силовой путь. Самый «горячий» и недавний пример — захват полицейской базы боевиками «Сасна Црер» в Ереване 17 июля 2016 года. Террористы, напомним, удерживали заложников до 31 июля, когда они наконец сложили оружие и сдались властям. В течение всего этого времени в Ереване проходили митинги в поддержку «Сасна Црер», сопровождавшиеся жесткими столкновениями с полицией.

Теперь же в Суде общей юрисдикции Еревана (резиденция в административном районе Эребуни) продолжается рассмотрение дела об организации массовых беспорядков в столице в июле 2016 г., одним из фигурантов которого выступает представитель оппозиционного гражданского движения «Новая Армения» Андриас Гукасян, и его адвокат Карен Межлумян заявил, что процесс, оказывается, нацелен не на осуществление правосудия, а представляет собой политическую расправу над его подзащитным.

Одновременно в Армении продолжается и расследование трагедии десятилетней давности — расстрела 1 марта 2008 года участников митинга протеста против фальсификации победных для Сержа Саргсяна выборов. Тогда в СМИ уже просачивались сведения, что стреляли по митингующим не полицейские, а переброшенный из Карабаха армейский спецназ.

Теперь же ереванская газета «Жоховурд» пишет, что Специальная следственная служба дала ход докладу членов бывшей Группы по сбору фактов, изучающей события 1-2 марта, под названием «Вовлеченность армии в события 1 марта». Доклад приобщен к уголовному делу, и в этом направлении уже ведутся определенные следственные действия. К каким результатам приведут эти работы, будет ясно в ближайшем будущем, указывает издание.

«Однако факт, что без поручения Сержа Саргсяна генеральная прокуратура не поручила бы Специальной следственной службе изучить доклад Группы по сбору фактов. Таким образом, остается предполагать, что Серж Саргсян своими шагами по сути пытается «направить стрелки» 1 Марта на второго президента Армении Роберта Кочаряна. Ведь в эти дни президентом, то есть Верховным главнокомандующим ВС был Кочарян, значит, именно он мог давать соответствующие указания. А Серж Саргсян, занимавший тогда пост премьер-министра, как говорят, любит оправдываться, заявляя, что он не мог, и у него не было возможности влиять на ситуацию», — пишет газета.

Но теперь уже полной уверенности в лояльности армии у Саргсяна, похоже, нет. Многие здесь по-прежнему готовы поддержать Левона Тер-Петросяна и его сторонников. Раскол между «карабахцами» и «ереванцами» тоже дает о себе знать. Новым тревожным звонком оказалась отставка Сейрана Оганяна, который тут же перешел в лагерь радикальной оппозиции. В Ереване шепчутся, что, назначая армянских генералов на ответственные посты в ОДКБ, Серж Саргсян еще и убирает из армейских структур «потенциально неудобных» и «относительно опальных».

Тем более нет уверенности в том, что Сержа Азатовича и его ближний круг защитит полиция или даже спецслужбы. Обнаруженные боевиками «Сасна Црер» в кабинетах полицейского начальства «часы камасутра» и списки «дамочек с пониженной социальной ответственностью», бывшая стриптизерша. ставшая офицером полиции, — все это тоже «информация к размышлению». Особенно теперь, когда в Армении смакуют новую сенсацию: 25 марта в два часа дня по местному времени жительница улицы братьев Орбелянов в городе Горисе — 32-летняя Лиана Джавахирян в нетрезвом состоянии посетила административное управление полиции Гориса, несколько раз нанесла ногой удары по входной железной двери, требуя, чтобы ее открыли.

После того, как дверь перед нею открыли, Л. Джавахирян вошла в здание и обрушила поток ругательств в адрес сотрудников полиции, а когда ее попытались утихомирить, устроила истерику, накинулась на инспектора дежурной части, отбывающего в тот день дежурство Ваана Агаяна, и сорвала погоны с его униформы.

«Шоу одной актрисы» продолжалось полчаса. Как выяснилось, Лиана Джавахирян в прошлом четырежды судима по признакам части 1 статьи 258 Уголовного кодекса Армении (хулиганство) и была освобождена под подписку о невыезде. Но самое пикантное, что, по сведениям Первого информационного, Лиана Джавахирян является родной сестрой начальника горисского отдела областного управления Службы национальной безопасности по Сюникскому марзу Карена Джавахиряна. Другая его сестра — Кнарик Джавахирян, и его мать посредством мошенничества на имена около 6 десятков жителей Гориса взяли тысячи долларов в кредитной организации «Камурдж», и сейчас пострадавшие от их действий граждане никак не могут добиться результата: их имущество, квартиры находятся под арестом, на них же лежит обязательство погасить эти кредиты, а родственники чиновника СНБ — мать и сестра — как бы вообще «не при делах».

Словом, на этом фоне трудно исключать, что российская военная полиция может оказаться для президента Армении едва ли не последней надеждой. Потому как своя полиция его вряд ли убережет от возможного повторения мятежа «Сасна Црер» или еще чего-нибудь в том же роде.