Экономика, Эхо

Торговая война между США и Китаем может ударить по Азербайджану?

Э.РУСТАМОВА

«Уровень интеграции экономики Азербайджана в международное экономическое пространство достаточно низкий, поэтому торговый конфликт между США и Китаем обойдет Азербайджан стороной.»

Об этом заявил Echo.az известный отечественный экономист Натиг Джафарли.

«Однако, если конфликт перерастет в масштабную войну и коснется стран-партнеров, то Азербайджан косвенно может стать участником так называемой торговой войны,» — сказал эксперт.

Отметим, что рынки по всему миру падают после фактического начала торговой войны США и Китая — двух крупнейших экономик мира. 22 марта президент США Дональд Трамп объявил о планах ввести пошлины на импорт товаров из Китая общей стоимостью 60 млрд долларов. Это ответ на кражу технологий, в чем американские власти обвиняют китайские компании.

Wall Street Journal пишет со ссылкой на свои источники, что Китай готовит ответные меры. Они могут коснуться американского сельскохозяйственного экспорта, включая соевые бобы, сорго и живых свиней. Штаты являются одним из крупнейших поставщиков этих товаров в Китай, указывает газета.

Китай, в частности, планирует ввести дополнительные 25-процентные импортные пошлины на американскую свинину, передает «Блумберг» со ссылкой на Министерство торговли Китая. В Пекине на официальном уровне дают понять, что готовы к любому сценарию развития событий на торговом фронте, но предпочитают компромисс.

Между тем, по словам Натига Джафарли, отношения Китая и США накаляются давно.

«Этот конфликт однозначно отразится и на других странах, а также может спровоцировать вторую волну экономического кризиса. Торговый оборот между Поднебесной и Америкой достигает почти 1 трлн долларов. Торговая война, инициатором которой стал нынешний президент США Дональд Трамп, выглядит как популизм,» — считает Джафарли.

По его словам, не секрет, что у Трампа в США достаточно низкий рейтинг, и такими шагами он пытается поднять свой рейтинг и заручиться поддержкой местных производителей и граждан, которые работают в тех сферах, где американская продукция не может конкурировать по цене с китайскими товарами.

«Согласно плану американских властей, введение пошлин на китайскую продукцию должно вызвать интерес к внутреннему производству, что повлияет на рост числа новых рабочих мест и сделает привлекательным местное производство. Кроме того, одним из пунктов обещаний Трампа в его президентской гонке был как раз пересмотр условий взаимной торговли с этой страной. Собственно, вся суть конфликта США с Китаем сводится к реализации планов Трампа по возвращению производственных мощностей в страну,» — отмечает Джафарли.

По его словам, недовольство выражает не только Китай, но и другие страны, участвующие в мировых торговых операциях, так как это идет вразрез с либеральной экономической идеологией (отметим, что Дональд Трамп уже пригрозил ввести пошлину на ввоз в страну европейских автомобилей. На такой шаг он собирается пойти, если Евросоюз повысит пошлины для американских товаров — Авт.). Все это может обернуться эскалацией торговой войны,» — предупреждает эксперт.

По его словам, всемирная торговая организация должна вмешаться в этот конфликт и разрешить спор, поскольку против Пекина вопреки правилам ВТО вводятся односторонние карательные меры: повышение пошлин и лишение лицензий на занятие бизнесом в США.

Джафарли считает, что разрешение конфликта во многом будет зависеть от того, удастся ли США и Китаю договориться по поводу усиления давления на Северную Корею.

«Торговая война может стать началом длительного конфликта между двумя супердержавами. Но, помимо экономических проблем, США заинтересованы в том, чтобы решить таким образом и политические вопросы. В частности, с помощью экономического давления Америка хочет укротить Северную Корею. Не секрет, что Поднебесная имеет огромное влияние на эту страну, поэтому США хотят, чтобы Китай пошел на уступки в северокорейском вопросе,» — отметил он.

«Пока не видно конца торговому конфликту, но рано или поздно здравый смысл победит. Торговая война дает краткосрочный эффект стране-зачинщику конфликта. Все понимают, что торговая война не отвечает ничьим интересам. Повышение пошлины на определенные товары и услуги приводит к росту цен на внутреннем рынке, а рядовые потребители становятся жертвой этой войны. Правительства абсолютно всех стран меньше всего заинтересованы в том, чтобы настроения в обществе накалялись, поэтому американская власть не захочет разжигать масштабный конфликт», — подчеркнул Натиг Джафарли.

По словам экономиста, торговая война между США и Китаем отразится на экономике многих стран, однако риск дестабилизации азербайджанской экономики низкий, так как Азербайджан не является серьезным игроком на международном рынке.

«Естественно, если цены на товары и услуги начнут расти во всем мире, то это приведет к росту инфляции. В свою очередь, инфляция может подтолкнуть к девальвации уязвимые национальные валюты. Кстати, Китай заинтересован в девальвации юаня, поскольку чем дешевле стоит национальная валюта, тем выгодней экспортировать отечественную продукцию, поэтому торговая война в будущем может вылиться в валютную войну. Многие страны начнут девальвировать свою валюту, чтобы не проигрывать в экспорте,» — подчеркнул он.

По его словам, уже сейчас можно заметить, что финансовые рынки Америки, Азии и Европы начали отрицательно реагировать на новость о перспективах торговой войны.

«Эти опасения подрывают интерес инвесторов к валютам развивающихся стран. Что касается Азербайджана, то наша страна, мягко говоря, не очень сильно вовлечена в мировую экономику. Это разборки не нашего уровня, а двух крупных держав, которые объединяет огромный торговый оборот,» — отметил он.

«Кроме того, азербайджанская экономика держится во многом за счет нефти. Почти 90% экспорта приходится на углеводороды, поэтому благосостояние и курс маната зависят от стоимости нефти, а не от торговых конфликтов. К серьезным последствиям может привести торговая война между США и Китаем только в том случае, если конфликт ужесточится и война коснется наших соседей или стран-партнеров Азербайджана», — заключил Джафарли.