За рубежом

«Дело Пучдемона» становится «общеевропейской» проблемой

НУРАНИ

Лет 7 назад, летом 2011 года, Евросоюз столкнулся с неожиданной проблемой. В мае в Германии были зафиксированы первые случаи заражения опасным штаммом бактерии E.coli. От вызванной ею кишечной инфекции скончались несколько десятков человек. И самое страшное, немецкая медицина никак не могла определить, что же стало причиной заражения.

В какой-то момент «виновными» были объявлены огурцы и помидоры, поступавшие на немецкий рынок из Испании. Согласно евростандартам, фермерам пришлось уничтожить свой урожай. А это вызвало волну недовольства, тем более что все происходило на фоне острейшего финансового кризиса «еврозоны». ЕС оказался в центре «огуречной войны» между Испанией и Германией, констатировали тогда британские журналисты.

Евросоюз отреагировал на волну негодования, поднявшуюся в связи с губительной вспышкой инфицирования кишечной палочкой, предложив помощь на сумму 150 млн евро тысячам фермеров, которые вынуждены уничтожить свои урожаи в отчаянной попытке остановить эпидемию, писала The Independent.

«Предложение прозвучало на экстренном заседании министров сельского хозяйства ЕС в Люксембурге», — сообщал корреспондент Тони Патерсон, добавляя, что заседание «неожиданно переросло в фарс, когда испанский делегат стал размахивать огурцом, чтобы подчеркнуть бедственное положение фермеров его страны».

«Испания, которая, помимо Германии, больше всех экономически пострадала от кризиса, по подсчетам, еженедельно теряет 225 млн евро прибыли от экспорта овощей, с тех пор как Берлин в прошлом месяце ошибочно заявил об обнаружении патогенного микроорганизма, вызывающего вспышку E.coli, на огурцах, импортируемых из Испании», — продолжал тогда автор.

Размахивая в воздухе огурцом, Франсиско Соса-Вагнер, испанский член Европарламента, раскритиковал Германию за бесцеремонность, с которой она поспешила испортить репутацию продукции его страны. Он обвинил Еврокомиссию в том, что она не контролирует ситуацию, и потребовал пересмотра системы продовольственной безопасности.

«Мы должны вступиться за честь огурца, — сказал Соса-Вагнер. — Мы заявили Германии, что она должна компенсировать убытки. Если она покроет 100%, как мы требуем, то инцидент будет исчерпан. В противном случае, мы сохраняем за собой право предпринять юридические действия». Франция также потребовала «100-процентной компенсации» для своих фермеров.

Та история закончилась по сути дела ничем. Но сегодня перед ФРГ на испанском треке стоит проблема посерьезнее. В этой стране арестован Карлес Пучдемон, бывший глава сепаратистов испанской Каталонии.

События в этой испанской провинции находятся в центре внимания общественности еще с осени 2017 года. Глава местного правительства — Женералитета — Карлес Пучдемон, по совместительству лидер каталонских сепаратистов, который еще в своей предвыборной кампании обещал провести в провинции референдум о независимости, перешел от слов к делу и назначил дату плебисцита.

В Мадриде тут же объявили голосование незаконным, а затем ввели в действие статьи Конституции, предусматривающие лишение Каталонии части «автономных» полномочий. Пучдемон, которому по местному законодательству грозит до 30 лет тюрьмы за подстрекательство к мятежу, предпочел бежать в Бельгию.

Затем публика постепенно теряла интерес к происходящему. Пучдемон пытался вновь возглавить правительство «по скайпу», не возвращаясь в Барселону, где его ждал арест, потерпел фиаско, жаловался, что недавние соратники «принесли его в жертву»…

Но теперь о Пучдемоне вновь заговорили. 23 марта судья Верховного суда Испании Пабло Льярена выдал европейский ордер на арест пятерых бежавших за пределы Испании каталонских политиков, в том числе экс-главы Женералитата Карлеса Пучдемона, сообщила газета El Pais со ссылкой на источники. Помимо Пучдемона, выданы ордеры на арест четырех политиков, находящихся в Бельгии и одного политика, находящегося в Шотландии. Также судья выдал международный ордер на арест генерального секретаря Левой республиканской партии Каталонии (ERC) Марты Ровира, которая ранее бежала в Швейцарию.

Кроме того, судья принял решение заключить под стражу пять политиков, проходящих по делу о каталонском референдуме, так как Суд опасается, что подозреваемые могут сбежать за пределы страны. Среди попавших под стражу оказался кандидат на пост главы правительства Каталонии Жорди Туруль. Ранее по делу о незаконном референдуме о независимости были арестованы еще четыре каталонских политика — в том числе лидер «Левых республиканцев Каталонии», бывший заместитель председателя правительства автономного сообщества Ориол Жункерас. Таким образом, сейчас в тюрьмах находятся девять человек. Все они обвиняются в организации восстания. Это преступление карается тюремным заключением сроком до 30 лет.

Пучдемон в это время находился в Финляндии. Однако успел покинуть страну до того, как финские власти отреагировали на испанский ордер.

В ответ спикер парламента Каталонии, представитель сепаратистской партии «Левые республиканцы» Роже Торрен призвал к созданию «единого фронта в защиту демократии» и пообещал добиться освобождения каталонских политиков, арестованных в связи с проведением незаконного референдума о независимости. В частности было отменено голосование по кандидатуре представителя партии «Вместе за Каталонию» Жорди Туруля, который был арестован накануне по обвинениям в организации восстания вместе еще с четырьмя политиками.

Однако заседание парламента все-таки состоялось. На нем представители различных политических сил высказали свои позиции по последним событиям в Каталонии. После заседания Торрен выступил с заявлением. Он назвал судебные решения несправедливыми, нарушающими политические права и права граждан.

«Они отменили не заседание парламента по утверждению главы Женералитета, они отменили демократию… Я призываю вас создать единый фронт в защиту демократии, свободы и плюрализма», — заявил он. При этом представитель «Левых республиканцев» добавил, что «ответ должен быть цивилизованным, мирным и демократичным». «Должен быть политическим», — сказал Торрен. Спикер также добавил, что хочет, чтобы арестованные политики «вернулись домой». «Мы хотим, чтобы вы были дома, и мы этого добьемся, не сомневайтесь», — сказал Торрен.

Во время его речи зал покинули депутаты от Социалистической партии, представители Народной партии ушли из парламента еще до начала обсуждения.

Одновременно на улицах Барселоны вновь вспыхнули волнения. Митингующие устроили впечатляющую конфронтацию с полицией, охранявшей здания местного правительства. Они размахивали флагами и выкрикивали лозунги в поддержку независимости Каталонии. Некоторые демонстранты подожгли портреты судьи Верховного суда и короля Испании Филиппа VI. Обстановка накалилась, когда сепаратисты предприняли попытку прорваться через кордон. В ответ сотрудники правоохранительных органов применили силу. Значительно спокойнее митинг проходил на площади Каталонии, центральной площади Барселоны.

«Здесь два миллиона человек, которые хотят отделиться от Испании. Всех нас в тюрьму не посадят», — сказала журналистам Карме Сала, одна из участниц протеста.

Теперь, однако, выносить свой вердикт предстоит уже властям ФРГ.

Решение по вопросу об экстрадиции бывшего главы Женералитета (исполнительной власти в Каталонии) Карлеса Пучдемона будет принято ФРГ, опираясь на местное законодательство, заявил представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт.

«Решение будет принято в соответствии с германским законодательством и положениями, регулирующими европейский ордер на арест», — цитирует его «Интерфакс». При этом Ш.Зайберт подчеркнул, что споры между Мадридом и Каталонией могут быть решены только, опираясь на испанское законодательство. «Испания — это демократическое государство, соблюдающее принцип верховенства права, и правительство Германии продолжает придерживаться позиции, согласно которой каталонский конфликт должен быть решен в соответствии с испанскими законами и испанским конституционным правом», — добавил он.

А вот право дает здесь большой простор для маневров. Как поясняет «Немецкая волна», для выдачи подозреваемого необходимо, чтобы в уголовном кодексе страны, где задержали подозреваемого, существовала статья, под которую подпадает инкриминируемый ему состав преступления. «Мятеж есть в Уголовном кодексе Испании, но не Германии», — указывает в этой связи эксперт по вопросам юриспруденции общественно-правового телеканала ZDF Йоахим Поль.

Правда, в ФРГ есть похожий состав преступления, который подпадает под статью «государственная измена». Органам юстиции предстоит сделать трудный выбор, по мнению Поля, но у них есть зацепка, которая позволит удовлетворить требования Испании, — обвинения в растрате государственных средств: «Такая статья есть и в Германии, так что это может стать основанием для выдачи», — полагает он.

Правда, обвинения в отношении Пучдемона не относятся к 32 категориям тяжких преступлений, которые предусматривают немедленную экстрадицию, например, создание преступных группировок, терроризм, торговля людьми.

Время на размышление у Берлина как бы есть. В ЕС договорились, что страна, в которой задержан разыскиваемый по международному ордеру человек, должна передать его в руки правосудия страны, выдавшей ордер, в течение 60 дней. А если Пучдемон согласится на экстрадицию, то решение должно быть принято и вовсе в течение 10 суток.

В отличие от обычных международных процедур выдачи, вмешательство дипломатов, если обе страны входят в ЕС, не требуется.

В самом деле, нельзя не заметить, что юридический простор для зацепок здесь широчайший. А значит, многое будет зависеть от политической воли. Но нет сомнений в другом: «дело Пучдемона» может превратиться в очередную проверку на прочность для ЕС. И эта проверка куда серьезнее, чем прежний «огуречный кризис».