Дж.АЛЕКПЕРОВА
«Религиозная радикализация является серьезной проблемой для безопасности Кавказского региона в течение последних 15-20 лет. Война в Чечне, конфликт в Сирии, в Ираке и деятельность террористической организации «Исламское государство» (ИГ) вызвали рост религиозного экстремизма.»
Об этом заявил Echo.az в рамках III форума молодых лидеров Евразии «Молодежь против экстремизма и радикализма» директор, политолог Института изучения Ближнего Востока и Кавказа Василий Папава.
«Мотивы, побуждающие жителей разных районов Кавказского региона вступать в экстремистские движения, неоднозначны и основаны на различиях как на местном и региональном, так и государственном уровнях. Из-за различий в политической, социальной и экономической ситуации в государствах Кавказа характер радикализации может существенно различаться от разных частей региона,» — сказал он.
По словам Папава, крах СССР в начале 1990-х годов позволил молодым мусульманам выехать за границу (главным образом в Египет или Саудовскую Аравию) для изучения ислама.
«Именно они и стали распространять идеологию салафизма после возвращения на родину. Кроме того, в 1990-е годы многие мусульмане приехали на Кавказ для участия в чеченских войнах и оказания помощи местным вооруженным группам в противостояний войскам Российской Федерации,» — сказал он.
Он отметил, что, например, важнейшей мотивацией граждан Грузии, которая побуждают их принять участие в салафитских движениях, являются барьеры для мусульманских общин в стране, которые препятствуют их политической и социально-экономической интеграции.
«В отличие от Северного Кавказа и Азербайджана, население которых исповедует ислам, мусульмане в Грузии являются религиозным меньшинством (по данным всеобщей переписи населения (ноябрь 2014 г.), в Грузии проживают около 400 тысяч мусульман, что составляет 10.7% от общего населения страны). Более того, мусульманская община Грузии этнически довольно пестрая (азербайджанцы, этнические грузины, кистинцы и аварцы) и объединяет различные исламские течения (суннизм, суфизм, шиизм и салафизм)», — пояснил он.
По его словам, по оценкам местных НПО, десятки молодых азербайджанцев в регионе Квемо-Картли уже обратились в салафизм.
По мнению лидеров мусульманской общины Грузии, численность салафитов в стране на данном этапе относительно невелика, но в последние годы она выросла, и этот рост, как полагают в «Управлении мусульман Грузии», продолжается (этой точке придерживаются как муфтии Западной Грузии, так и муфтии Восточной Грузии).
Папава говорит, что по данным «Ахль уль-Бейт» (одна из крупнейших и наиболее активных шиитских организаций в Грузии), новообращенные часто происходят из бедных семей или являются безработными. Их обращение в салафизм осуществляется с помощью обещании денег или обустройства на работе. «Ахль уль-Бейт» также считает, что проповедники «ваххабизма» изначально не демонстрируют нетерпимую сторону салафизма, а скорее изображают его как учение, основанное на любви и уважении.
В городе Марнеули салафизм относительно слаб, так как религиозно-просветительская деятельность «Ахль уль-Бейт» усложнили положение салафитов в городе, поскольку молодые люди теперь лучше осведомлены о религиозных проблемах и влиянии салафизма.
Например, эксперт отметил, что салафизм в Грузии имеет ряд особенностей, что отличает его от такового в Азербайджане или на Северном Кавказе: относительно небольшая численность приверженцев салафизма; отсутствие политической составляющей идей салафизма; грузинские салафиты не выступают против существующих в Грузии порядков и лояльно настроены в отношений властей.
При этом, по разным данным, из Азербайджана в ряды боевиков попали около 1000 человек (большая часть из которой уже погибла — Авт.).
Отметим, что накануне в Москве, на площадке Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), состоялся III форум молодых лидеров Евразии «Молодежь против экстремизма и радикализма».
В мероприятии, организаторами которого выступили Политологический центр «Север-Юг» и РГГУ при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ и информационной поддержке пресс-клуба «Содружество», приняли участие более 100 делегатов из государств-участников СНГ, Грузии. Среди участников были шесть представителей из Азербайджана.
Основная цель мероприятия в том, что противостоять идеологии экстремизма необходимо через консолидацию усилий всех стран Евразии. Трансграничный характер экстремистских организаций диктует необходимость консолидации усилий не только силовых структур России, Азербайджана, Турции, Ирана, Грузии, но и выработки совместного комплекса мер по обеспечению кибербезопасности, противодействия экстремизму в его попытках влиять на настроения молодежной аудитории в социальных сетях.