За рубежом, Эхо

Армяно-турецкие протоколы разорваны. Вопросы остаются

НУРАНИ

Склонность Армении к «кулинарному» и прочему плагиату общеизвестна. «Исконно армянским» объявлялось все, что, по мнению Еревана, могло послужить доказательству невероятной «древности», «цивилизованности» и «креативности» этого «многострадального народа».

Под шумок «приармянить» пытались долму, ставшую «толмой», цыплят табака, переименованных в «тапака», турецкий лахмаджун превратился в «лахмаджо», гутабы — в «женгалев»… И вот теперь очередь на полном серьезе дошла до кофе. Ереванский «Спутник» рассказывает о турецко-армянской семье, которая развивает свой «кофейный бизнес» в Минске. Кофе здесь, правда, вполне «европейский», из современной «кофе-машины», только вот рассказывается о новом бизнес-проекте под заголовком «Кофе по-турецки или по-армянски?»

И самое главное, происходит все на фоне очередного всплеска антитурецкой истерии. Армянские СМИ переполнены хвалебными очерками об армянском террористе Согомоне Тейлеряне, который 15 марта 1921 года застрелил в Берлине бывшего министра внутренних дел в правительстве младотурок Талата-пашу.

А эксперт по турецко-курдским отношениям Карен Ованнисян заявил Sputnik Армения, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, оказывается, уже реализует политику пантюркизма в Сирии, на очереди Ирак.

Таким образом он прокомментировал заявление генсека Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА) и депутата Великого национального собрания (парламента) Турции от Трабзона Наиля Челеби, который призвал к созданию союза тюркских государств по принципу ЕС. По версии Ованнисяна, Эрдоган, оказывается, всегда стремился к созданию своей зоны влияния в Сирии. Но, скорее всего, Турция подобралась к той «красной линии», которую для нее начертили Россия, США и ЕС. Именно поэтому Турция окружилa Африн, но пока не вводит туда войска.

Ованнисян считает, что сейчас турки однозначно ведут переговоры с крупными игроками. По завершении кампании в Сирии, Турция устремит взор к Ираку, Эрдоган, по его словам, об этом уже заявлял. «После Сирии Турция начнет военные действия в Ираке. Операция должна пройти до парламентских выборов в Багдаде, то есть до мая. Официальный повод — опять же борьба с терроризмом, на самом деле — с курдами», — стращал всех и вся Ованнисян.

Наконец, денонсация армяно-турецких протоколов, подписанных в 2010 году в швейцарском Цюрихе, продолжает оставаться в Армении «темой номер один». Власти Турции официально уведомлены об объявлении недействительными армяно-турецких протоколов «Об установлении дипломатических отношений» и «О развитии отношений», заявил журналистам заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян. «Турецкая сторона оповещена в соответствии с требованиями международного права», — сказал Ш.Кочарян журналистам после заседания правительства Армении.

Но затем замглавы МИД Армении окончательно сбил ситуацию на уровень пародии. Шаварш Кочарян посетовал: Армения, увы и ах, после отказа от армяно-турецких протоколов не получала каких-либо предложений от Турции по урегулированию отношений.

«Мы выполнили поручение президента Армении о том, чтобы турецкая сторона была оповещена об отмене протоколов, и это исходит из правил международного права», — сказал Кочарян. В то же время он напомнил, что армянская сторона всегда заявляла о готовности к налаживанию взаимоотношений, однако без каких-либо предусловий.

А затем удрученно произнес: «В данном направлении мы не получали каких-либо предложений от турецкой стороны», — сказал Кочарян. Судя по всему, в Ереване не сомневались: стоит лишь Армении посильнее «хлопнуть дверью», как в Турции тут же перепугаются, примутся на все лады увещевать Ереван вернуться к этому документу и, самое главное, предложат «урегулирование без предусловий».

То есть открытие границ без вывода войск. Дошло до того, что на заседании Совета нацбезопасности 1 марта президент С.Саргсян на полном серьезе уверял, что, во-первых, пройденный путь был в высшей степени полезным, поскольку, как изначально и предполагалось, при любом исходе данной инициативы — и положительном, и отрицательном — армянская сторона оставалась бы в выигрыше. По словам Сержа Саргсяна, нормализация отношений была бы на благо народов, а при отсутствии налаженных связей международное сообщество осознало бы, что причины следует искать в ином месте, а не в действиях Армении. «Полагаю, мы этого полностью добились», — сказал он.

Затем продолжил: «Второе обстоятельство заключается в том, что наша принципиальная позиция остается неизменной: мы глубоко убеждены в том, что установление, а в дальнейшем развитие отношений между Арменией и Турцией исходит из интересов двух народов. И хоть эта выгода очевидна, однако всегда гоняться за нею без надежды на ее достижение означает возможность многое потерять в этом процессе. Посему мы готовы будем установить отношения с Турцией, только если это осознает и турецкая сторона. Если завтра-послезавтра будут предложения, мы готовы будем их обсудить. А до тех пор мы будем развиваться так, как ранее, — без дипломатических отношений с Турцией». Изящно оставил за скобками, что для характеристики ситуации в Армении куда больше подходит слово «деградация».

Во всяком случае, в те же дни в интервью Panorama.am руководитель департамента оценки риска пищевых цепей Центра эколого-ноосферных исследований Национальной академии наук (НАН) Армении Давид Пипоян, получивший в Италии докторскую степень специалиста по качеству и безопасности пищевых продуктов, сделал шокирующее заявление.

По его словам, руководимый экспертом департамент оценки риска пищевых цепей изучил, как повлияло повышение цен в Армении на продовольственные товары на рацион жителей республики. Данные пока находятся в стадии оценки и обобщения, однако, как он указал, предварительная картина уже вызывает обеспокоенность.

«В 2017 году наблюдалось подорожание говядины и некоторое снижение цен на мясо птицы. В рационе это привело к существенным изменениям. В 2015-м и 2016 годах потребление мяса в ежедневном расчете составляло 60-70 г. После подорожаний потребление красного мяса, по предварительным данным, сократилось на 45-50%», — сказал Пипоян.

Только вот разрыв протоколов подтолкнул еще один процесс, последствия которого могут оказаться для Армении весьма масштабными.

Как сообщает Epress.am, «издатель и редактор газеты «Калифорния Курьер» Арут Сасунян, злорадствуя в связи как он это называет, с «позорным провалом» армяно-турецких протоколов, считает необходимым преподать несколько уроков «руководству Армении» (не только сегодняшнему, а вообще). Великодушно оставив последнему «проблемы, затрагивающие проживающих в Армении» (наверное, газ, транспорт, вода, электричество…), в остальных случаях он требует: «Прежде, чем начать инициативы, воздействующие на интересы всех армян, они должны провести серьезные совещания, чтобы убедиться, что большинство армян Армении и диаспоры согласны с их решениями», в частности, выделив три вопроса: «геноцид армян» (здесь и далее кавычки наши — Ред.), территориальные требования Армении к Турции, окончательное урегулирование арцахского вопроса»».

После чего язвительно добавляет: «Мы так и не поняли, как, при помощи каких механизмов и какой орган представляет вся армянская Диаспора. Как правило, люди с таким мнением имеют в виду самих себя, по крайней мере, в том числе себя. Среди них и Арут Сасунян». Напоминает портал и о том, что «о взаимоотношениях Армении как независимого государства с армянскими общинами, стоящими на ступень ниже него, и правах с 1990 года говорилось неоднократно, подробно, популярно, понятно».

После чего переходит к главному: «На протяжении трех десятилетий объяснялось, что, к примеру, то или иное решение упомянутых вопросов предполагает непосредственные последствия для каждого гражданина, каждого жителя Армении, начиная от материального вопроса, кончая вопросами безопасности, судьбы, жизни. Между тем то или иное развитие никак не отразится на проживающем в Калифорнии Аруте Сасуняне и любом проживающем за пределами Армении аруте сасуняне. А значит, ТОЛЬКО проживающий в какой-либо стране (в том числе в Армении) гражданин этой страны (в том числе Армении) имеет право предъявлять руководству страны какие-либо требования по поводу любого вопроса, затрагивающего его судьбу. Даже неудобно напоминать это элементарное политическое знание».

Как вопрошает агентство, «может, выступая до сих пор в качестве организационного целого, диаспора поровну делила с гражданами Армении выпавшие на их долю трудности: войну, энергетический кризис, тяжелое социальное положение, и тем самым заслужила хотя бы моральное право выдвигать властям Армении такие требования?» После чего продолжает: «Разве Арут Сасунян не понимает, что, мягко говоря, непристойно сидеть в Калифорнии или в любом другом надежном месте и оставлять за собой право высказываться по вопросам, касающимся Армении, жизни и прав ее граждан?»

Строго говоря, в Азербайджане уже давно говорили и говорят о том, что, прогуливаясь по набережной Марселя или любуясь океанским закатом в Сан-Франциско, очень легко и просто рассуждать о мнимых «исторических правах» Армении на земли Азербайджана и Турции. Но вот для граждан самой Армении эти разговоры имеют уже совершенно другую цену. Однако теперь об этом заговорили и в Армении. Как далеко продвинется этот процесс переосмысления, сказать трудно, но сдвиг позиции налицо.