За рубежом

Неудачный «газовый поворот» для России

gas-gazpromНУРАНИ

В Берлине продолжают держать в центре внимания внутриполитические новости. В стране сформировано новое правительство, и теперь коалиция определяет политику, старательно нащупывая компромисс между программами партий. Речь идет о сугубо внутригерманских вопросах.

Однако в центре внимания оказались межпартийные договоренности, касающиеся энергетики и экологии. По информации «Российской газеты», в планы нового правительства Германии во главе с вновь избранной Ангелой Меркель входит радикальный пересмотр энергетической политики, включая резкое снижение закупок газа за рубежом.

Точнее, программа партии социал-демократов, соглашение с которой подписала Меркель, содержит тезисы о глубоком пересмотре энергетической политики ФРГ и отказ от использования углеводородов в пользу возобновляемых источников энергии.

По оценкам европейских экспертов, уже в ближайшие два года мощности ветропарков и солнечных батарей на суше будут увеличены на 8 гигаватт, одновременно будут строиться и морские, так называемые офшорные, ветропарки. Предусмотрено строительство терминалов по приему сжиженного природного газа.

А как указывает Deutsche Welle, газовая генерация сократится на 12 процентов, при этом в ближайшие двенадцать лет в два раза вырастет уровень электроэнергии, вырабатываемой с использованием энергии ветра, солнца и биомассы. Сегодня возобновляемые источники энергии покрывают 33 процента энергопотребления страны. К 2030 году этот показатель планируют увеличить до 66 процентов.

Понятно, что эти нововведения тут же экстраполируются на судьбу скандального российского газопровода «Северный поток-2».

«Российская газета», конечно же, успокаивает читателей. По ее мнению, «даже если цели будут достигнуты позициям «Газпрома», Германии мало что угрожает. Претензии противников «Северного потока- 2» и вовсе кажутся смешными и не имеющими смысла, заявил «Российской газете» глава немецкой компании Wintershall, партнера «Газпрома», Марио Мерен в ходе ежегодной пресс-конференции в немецком Касселе. Россия для Wintershall — важнейший регион и останется таким и в будущем, прежде всего подчеркнул он».

«Мы хотели бы, чтобы к нам поступало как можно больше дешевого газа и по самым разным каналам — это хорошо и для потребителей, и для промышленности», — считает глава Wintershall. Марио Мерен также сообщил, что, по его мнению, Германия основательно заблудилась на своем пути к зеленой экономике. «Несмотря на массовое увеличение доли возобновляемых источников энергии, объем выбросов углекислого газа в Германии с 2009 года практически не изменился и по-прежнему составляет ужасающие 750 миллионов тонн в год», — констатировал Мерен. «С природным газом бы этого не случилось», — резюмировал глава Wintershall.

Только вот господина Мерена никак не назвать непредвзятым и независимым экспертом. Плюс ко всему позиции «Газпрома» и России в Германии заметно пошатнулись.

Здесь необходимо пояснение. Германия — конечно, лидер ЕС, но вот полностью игнорировать мнение партнеров даже ей лучше и не пытаться. А сопротивление «Северному потоку-2» нарастает. Еще в минувшие выходные спикеры парламентов Литвы, Латвии и Польши в воскресенье, 11 марта, подписали совместное заявление, предостерегающее коллег из других стран Евросоюза от участия в строительстве газопровода «Северный поток-2».

«Этот проект представлен как коммерческий, однако, без сомнения, он является политическим инструментом, который увеличит зависимость Европейского союза от одного источника энергии — от России», — говорится в документе, отрывки из которого опубликованы на сайте литовского Сейма. «Северный поток-2″ следует рассматривать в широком контексте враждебных действий России в киберпространстве и ее военной активности», — считают парламентарии, указав, что настоящей причиной этого «политического решения» является прекращение транзита газа через территорию Украины.

Вскоре к документу присоединился и парламент Эстонии, о чем сообщил глава высшего законодательного органа Эстонии Эйки Нестор.

«Я сообщил коллегам о своем решении подписать совместное заявление», — приводит его слова пресс-служба эстонского парламента, на которую ссылается «Форбс». Нестор подчеркнул, что Таллин рассматривает «Северный поток-2» как политический проект. Он напомнил, что поправка к Газовой директиве Совета Евросоюза требует, чтобы все трубопроводы из стран, не входящих в ЕС, подчинялись положениям союза об энергетическом праве.

Он также разъяснил, почему Эстония решила присоединиться к заявлению лишь через день после того, как оно было подписано спикером литовского парламента Викторасом Пранцкетисом, латвийского парламента Инары Мурниеце и польского парламента Мареком Кухчиньским. «Причина, почему я делаю это сегодня, проста. От имени Эстонии я подписываю только те заявления, с которыми ознакомился ранее. Это заявление родилось при сотрудничестве Литвы и Польши. Сегодня утром я получил текст заявления и решил присоединиться», — заявил Нестор. Немецкие депутаты против газопровода.

В феврале семь депутатов германского бундестага и Европейского парламента, представляющие Христианско-демократический союз (ХДС), Христианско-социальный союз (ХСС), «зеленых» и Свободную демократическую партию (СвДП), выступили против строительства газопровода «Северный поток-2».

По мнению авторов обращения, политика ЕС в области энергетики и солидарность с партнерами говорят против строительства второй очереди газопровода из России через Балтийское море в Германию. Реализация этого проекта, подчеркивается в документе, приведет «к расколу ЕС и утере доверия».

Тогда же RT распространило любопытное сообщение. В комментарии для «Телеканала новин 24» эксперт украинского Центра глобалистики Михаил Гончар выразил мнение, что в ближайшие недели новое правительство Германии пересмотрит свои позиции относительно проекта «Северный поток-2», потому как европейские страны уже начинают понимать, что этот газопровод является не коммерческим, а политическим проектом. Комментируя обращение парламентов, Гончар заметил: «Вряд ли это письмо изменит ситуацию. Конечно, повлияет, поскольку сейчас важны голоса именно из Европейского союза против этого проекта». Но затем продолжил: «Но очевидно, что два года назад, примерно в то же время, в марте 2016 года, было известное письмо. Письмо десяти премьеров, глав государств и правительств стран именно Европейского союза к Жан- Клоду Юнкеру, главе Европейской комиссии, где четко высказывалась позиция стран Центральной и Восточной Европы против проекта «Северный поток-2».

Сейчас мало кто помнит об этом письме. Тем не менее, Европейская комиссия, особенно ее руководитель, дали такой расплывчатый ответ. Я думаю, сейчас ситуация в ЕС выглядит как раскол. Можно подсчитать, что десять стран против этого проекта и есть четыре страны, которые выступают за. Их меньшинство, но это самые влиятельные страны Европейского союза: Германия, Австрия, Нидерланды и в меньшей мере Франция. Компании из этих стран являются партнерами «Газпрома» по реализации проекта».

После чего так суммировал европейский расклад сил: «…В общем, большинство против, десять стран против, четыре за, но на самом деле против там еще и Италия, которая не принимала участия в «письме десяти», но которая сейчас проявляет активность и недовольна тем, что должна будет получать газ на север страны через Балтийское море, Германию и Австрию. Она огорчена, что в свое время «Южный поток» был отменен».

А затем сделал вывод: «Поэтому то, что можно сейчас сделать, — это пытаться сделать более интенсивным влияние США на европейские дела, чтобы через угрозу американских санкций для компаний-подрядчиков «Газпрома» повлиять на сооружение газопровода по дну Балтики. Нужно давить на европейские правительства, чтобы этот антиевропейский проект был по меньшей мере отложен в долгий ящик».

А затем, комментируя уже расклад сил в Германии, напомнил: «Из правительства убрали самую одиозную личность, на которую делал ставку «Газпром». Это бывший вице-канцлер и в последнее время министр иностранных дел Зигмар Габриэль, который по сути каждый месяц как мантру повторял, что необходимо реализовать «Северный поток-2″. Конечно, канцлер Ангела Меркель тоже несколько раз высказывалась насчёт этого проекта, но сейчас есть другая конфигурация, и в целом вероятно, что произойдет некоторое переосмысление, но, конечно, не факт. Срок принятия этого решения — текущий месяц. Мы видим сейчас накал страстей, думаю, что в ближайшие недели он будет только усиливаться».

Вряд ли стоит напоминать, что для России такой поворот газовой войны — это откровенно плохая новость. Во-первых, она теряет реальные доходы, что на фоне экономических проблем будет весьма ощутимо. Но самое главное, «трубы» были и остаются для Москвы инструментом политического влияния в самых разных формах от давления и шантажа до подкупа.

Вряд ли, конечно, Москву удастся вообще «выдавить» с европейского рынка. Но вот оспорить ее статус монополиста — задача вполне решаемая. тем более, что добиваться этого предполагается не только и не столько с помощью альтернативной энергетики, сколько силами новых игроков на газовом рынке, в число которых входят и Азербайджан, и США, и Норвегия, и Алжир.