За рубежом

Австрийские «сапоги» для Ким Чен Ына

kim-jong-un-north-koreaНУРАНИ

В начале недели, 12 марта, в Австрии отметили 80-ю годовщину «аншлюса» — бескровной аннексии своей страны гитлеровской Германией.

Выступая на посвященной этому событию церемонии во дворце Хофбург в Вене, президент Австрии Александр Ван дер Беллен сетовал: «Одной ночи хватило на то, чтобы германский вермахт захватил Австрию. Но презрение к демократии, пренебрежение основными правами и свободами человека, милитаризм, нетерпимость и насилие — все это появилось в обществе не в одночасье, а задолго до вторжения. Австрия несет свою долю ответственности за зверства национал-социализма. Австрийцы были не только жертвами, но и преступниками, зачастую занимавшими руководящие должности».

Намек на австрийца по происхождению Адольфа Гитлера получился слишком прозрачным, чтобы его не понять. Кроме того, президент призвал молодежь «не увлекаться неофашистскими и ультраправыми идеологиями».

В свою очередь федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц заявил, что хотя Австрия пострадала от нацизма, но она также должна нести общую ответственность за зверства нацистов. По словам С.Курца, «сопротивлявшиеся господству нацистской Германии австрийцы действительно «пострадали», однако многие граждане страны тогда поддержали нацизм». Он призвал жителей страны выступать против экстремизма во всех его проявлениях.

Только вот все эти призывы звучали и звучат с любопытной поправкой: в декабре в коалиционное правительство новоизбранного канцлера Себасть Яна Курца вошла ультраправая националистическая Австрийская партия свободы. Которая активно играла и продолжает играть на ксенофобии и исламофобии.

Более того, через два дня после призывов ван дер Беллена и Курца, как сообщает «Регнум» со ссылкой на Zeit Online, министр внутренних дел Австрии Херберт Кикль заявил, что власти страны пересмотрят свою политику в отношении предоставления убежища для мигрантов. По его словам, Австрия намерена воспользоваться своим председательством в ЕС во второй половине года, чтобы найти союзников в этом вопросе. «Нам нужны смелые подходы», — заявил политик.

По его мнению, действующие правила в сфере миграционной политики больше не соответствуют требованиям глобального мира. О конкретных планах правительства министр умолчал. Однако журналисты напомнили: канцлер Австрии Себастьян Курц считает необходимым увеличение срока запрета на возврат в Европу для спасенных в Средиземном море беженцев. По его мнению, их следует направлять в безопасные районы в страны их происхождения. Кикль намерен форсировать процесс депортации.

Повод для разговоров вроде бы есть. За прошедшую неделю в Вене произошло три нападения. Вечером 7 марта 23-летний афганец нанес опасные для жизни ножевые ранения семье из трех человек, а затем своему знакомому. Свой поступок он объяснил «злостью на жизненные обстоятельства».

Канцлер Австрии назвал в качестве причины произошедшего ошибки в миграционной политике. В ночь на 12 марта австрийский гражданин египетского происхождения, фанатичный мусульманин совершил нападение с ножом на солдата, охранявшего резиденцию посла Ирана. Нападавший был застрелен в ходе схватки. Руководитель службы общественной безопасности Михаэла Кардайс заявила, что речь идет о политическом исламе. А утром 13 марта афганец напал на сидящего в машине полицейского возле здания, в котором временно размещается парламент. Он был задержан полицией. Только вот те, кто следил за предвыборной кампанией в Австрии и знаком с лозунгами, которыми оперировали партнеры Курца по коалиции, прекрасно понимают, «откуда дует ветер».

Только вот на этом фоне австрийские спецслужбы оказались в центре весьма громкого скандала.

Как известно, на жаргоне «андеграунда» документы именуются «сапогами». Чаще всего это относят к фальшивым документам, но так могут именовать и вполне легальные бумаги.

Как теперь выясняется, еще в 2015 году австрийская государственная типография получила заказ от властей КНДР на производство 200 тыс. биометрических заграничных паспортов. Формально это вроде бы не нарушало санкций, наложенных на КНДР. Но сказать, что сделка эта «с запашком» — ничего не сказать. А затем ситуация приняла неожиданный оборот. В 2016 году спецслужбы Южной Кореи втайне при посредничестве австрийской контрразведки получили в свое распоряжение экземпляры этих документов. Для каких целей южнокорейской стороне понадобились паспорта КНДР, не сообщалось.

Как сообщил в ноябре прошлого года журнал Profil, спецслужбы Австрии втайне передавали южнокорейским властям заграничные паспорта граждан КНДР, которые печатались по государственному заказу на австрийской территории. Так, «Южнокорейские специальные службы попросили предоставить им образцы биометрических паспортов. Дело касалось паспортов без номеров и других личных данных», — утверждали в МВД.

В этой связи контрразведка приобрела 30 удостоверений личности и, как утверждается, передала Сеулу несколько паспортов в рамках «стандартной процедуры по изучению документов для предотвращения и избежания их подделки», отметили в МВД. При этом неизвестным остался тот факт, происходили ли эти манипуляции с разрешения властей КНДР и был ли Пхеньян вообще поставлен в известность.

А в начале марта австрийская прокуратура по противодействию экономическим преступлениям и коррупции начала расследование в отношении сотрудников Федерального ведомства по защите конституции и борьбе с терроризмом Австрии (контрразведка) по делу о тайной передаче южнокорейским властям заграничных паспортов граждан КНДР. Об этом сообщила телерадиокомпания ORF.

Точнее, сотрудников австрийской контрразведки заподозрили в присвоении финансовых средств, которые были предназначены для передачи информантам, а также коррупции в деле о передаче документов КНДР государственного образца южнокорейским представителям. В настоящее время от службы отстранены трое сотрудников ведомства, в их домах проведены обыски. Как считают в прокуратуре, австрийские контрразведчики не только присвоили себе значительную сумму, которая выделялась из бюджета на работу с информантами, но и отдохнули в Южной Корее в знак благодарности за предоставление документов КНДР.

«МВД заинтересовано в том, чтобы все факты и подозрения по данному делу были детально изучены и выяснены. Министерство оказывает необходимую поддержку органам прокуратуры, потому что мы хотим защитить репутацию всех наших сотрудников, которые ежедневно честно и беспристрастно несут свою службу. Общественность должна доверять нашей работе», — отметил генеральный секретарь МВД Австрии Петер Гольдгрубер.

Судя по всему, подозрения подтвердились. Во всяком случае, директор Федерального ведомства по защите конституции и борьбе с терроризмом (контрразведка) при Министерстве внутренних дел Австрии Петер Гридлинг был временно отстранен от исполнения своих обязанностей из-за антикоррупционного расследования в отношении этой спецслужбы и возможного злоупотребления служебным положением. Об этом сообщил министр внутренних дел республики Херберт Кикль.

«Прокуратура ведет расследование в отношении нескольких сотрудников спецслужбы. Директор Федерального ведомства по защите конституции и борьбе с терроризмом Петер Гридлинг был временно отстранен от должности», — сказал Кикль. По его словам, в отношении обвиняемых в коррупции, в числе которых значится директор контрразведки, действует презумпция невиновности, и если подозрения не подтвердятся, тогда Гридлинг будет восстановлен на службе. Временным директором спецслужбы на период расследования назначен начальник отдела стратегического анализа контрразведки Доминик Фашинг.

«МВД никоим образом не пытается оказать давления на ход расследования. Я заинтересован в честном разбирательстве и установлении всех фактов», — подчеркнул Кикль. Вместе с тем глава МВД отметил, что в настоящее время изучается возможность реорганизации спецслужбы из-за коррупционного разбирательства. При этом скандал никак не влияет на сотрудничество с зарубежными спецслужбами.

Впрочем, станут ли теперь сотрудники зарубежных спецслужб доверять своим австрийским коллегам, большой вопрос. Но самое неприятное в другом. Фигуранты дела, как бы это поделикатнее выразиться, не афганцы и не сирийцы, а самые что ни на есть граждане Австрии. Которым не пришлось ни пересекать Средиземное море на самых неожиданных «плавсредствах», ни перебираться через несколько границ из Италии и Греции в Австрию.

Но, как оказалось, европейское происхождение вовсе не гарантирует ни честности, ни законопослушания. Другое дело, что депортировать мигрантов куда проще, чем ловить реальных воров. А тем более реальных коррупционеров.