А.ШАКУР
В Германии наконец-то завершился правительственный кризис. Ангела Меркель избрана парламентом Германии на пост федерального канцлера ФРГ на четвертый срок подряд.
Кандидатуру председателя Христианско-демократического союза (ХДС) поддержали 364 депутата бундестага. «Против» проголосовали 315 парламентариев, еще 9 человек воздержались, информирует «Немецкая волна».
В тот же день Меркель получила из рук федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера грамоту о назначении на пост канцлера и была приведена к присяге перед депутатами бундестага и членами бундесрата. Вслед за этим грамоты о назначении от президента получили члены кабинета министров, которые потом также принесли присягу. Первое заседание нового правительства запланировано уже через несколько часов после голосования. На этом самый длинный в истории ФРГ процесс формирования нового правительства, длившийся 171 день, завершится.
В кабинет министров вошли представители Христианско-демократического союза (ХДС), Христианско-социального союза (ХСС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ), сообщает DW. Выборы в бундестаг ФРГ состоялись 24 сентября 2017 года. По их итогам блок ХДС/ХСС получил 33% голосов, СДПГ — 20,5%, Левая партия — 9,2%, «Союз-90/Зеленые» — 8,9%, Свободная демократическая партия (СвДП) — 10,7%, правопопулистская «Альтернатива для Германии» (АдГ) — 12,6%.
«Немецкая волна» напоминает: так как ни одна из прошедших в бундестаг партий не набрала правительственного большинства, то занявший первое место правоконсервативный блок ХДС/ХСС вынужден были начать консультации о формировании коалиции с другими партиями. Первая попытка договориться с либералами из СвДП и «зелеными» в конце 2017 года завершилась провалом. В Берлине вынуждены были вернуться к идее «большой коалиции», и после напряженных переговоров между ХДС/ХСС и СДПГ было подписано коалиционное соглашение и сформировано новое правительство ФРГ.
У экспертов нет сомнений: перед новым правительством Германии стоит немало масштабных проблем. Не последнее место среди них занимает миграционная. Но вместе с тем новому правительству придется иметь место и с ростом ультраправого террора в ФРГ.
По информации той же «Немецкой волны», на берлинскую мечеть в районе Райникендорф было совершено нападение. В ночь на воскресенье, 11 марта, трое неизвестных молодых людей разбили окно в турецкой мечети и устроили там пожар. Видевшие это прохожие вызвали полицию, однако правоохранителям не удалось задержать злоумышленников. Прибывшие на место происшествия пожарные потушили огонь, но одно из помещений мечети полностью выгорело. Полиция исходит из того, что речь идет о политически мотивированном преступлении.
Как напоминает DW, за день до этого в городе Лауффен-на-Неккаре в земле Баден-Вюртемберг также турецкую мечеть забросали «коктейлями Молотова». В январе- феврале несколько нападений на религиозные общины, входящие в Турецко-исламский союз религиозных учреждений в Германии (ДИТИБ), были зафиксированы в различных регионах Германии.
В частности, «коктейли Молотова» бросали в мечети турецких общин в городах Берлин и Лауфен (Бавария), культурный центр в Мешеде (Северный Рейн-Вестфалия) и турецкий овощной магазин в Итцехо (земля Шлезвиг-Гольштейн), где в местной мечети также разбили окна. С началом новой недели атаки не прекратились. Неизвестные бросили бутылки с самовоспламеняющейся жидкостью в турецкий общинный центр в городе Ахлен (Северный Рейн-Вестфалия).
Правда, кто именно стоит за нападениями, в Берлине не конкретизируют. По версии полиции, пока неясно, носит ли нападение в городе Лауффен-на-Неккаре исламофобский характер. Что же касается атак в январе и феврале, то и здесь полиции не все ясно.
По уверениям немецких правоохранителей, в связи с тем, что подвергшиеся нападению мечети кроме прочего были расписаны антитурецкими лозунгами с изображением перечеркнутого флага Турции, полиция не исключает, что за преступлениями могут стоять курдские радикалы. Эти нападения могут быть связаны с ведущейся Турцией военной операцией против курдов в Северной Сирии «Оливковая ветвь».
Однако важно другое. Власти Турции потребовали от официального Берлина расследовать инциденты и принять меры. Посол Германии в Анкаре Мартин Эрдманн был вызван в МИД Турции в связи с нападениями на мечети в ФРГ, заявил вице-премьер Турции Бекир Боздаг. «Мы наблюдаем, как в ФРГ исламофобы и члены РКК нападают на мечети, на наших граждан. Мы очень обеспокоены этим. Сегодня посол ФРГ в Анкаре был вызван в МИД Турции, где ему была передана нота и сделаны необходимые предупреждения», — сказал Боздаг журналистам.
По его словам, Анкара просит правительство ФРГ принять меры для защиты турецких граждан, проживающих в ФРГ. «Немецкие власти должны защитить наших граждан, находящихся в Германии, это их ответственность. Мы говорим немецкому правительству, что поймать и наказать этих зачинщиков — их долг. И хотя нам отвечают, что меры принимаются, мы видим, что это не так», — добавил турецкий политик.
О «курдском следе» пишет и портал MIGnews. По его сведениям, службы правопорядка уже задержали троих выходцев из Сирии, которых обвиняют в причастности к атаке в Мешеде. Кроме того, на выходных в крупнейших городах Германии прошли антивоенные демонстрации курдов, которые протестовали против турецкой кампании в Африне. Демонстрация в Гамбурге закончилась тем, что протестующие начали кидать камни в турецкое консульство, а в Дюссельдорфе начались беспорядки, сотрудники полиции были вынуждены применить слезоточивый газ.
Несмотря на то, что курдские общины ФРГ осуждают атаки на турецкие объекты как «вредящие прежде всего курдскому делу», прокурдские сайты публикуют видеозаписи с мест атак в Мешеде и Лауфене, прямо заявляя о своей ответственности, добавляет портал.
Здесь, возможно, нелишне вспомнить, как немецкие власти еще во время подготовки к турецкому конституционному референдуму всячески препятствовали агитации за Эрдогана среди проживающих в ФРГ граждан Турции, но вот агитации РКК никоим образом не препятствовали. И вот на этом фоне назвать опасения официальной Анкары необоснованными не получится никоим образом.
Более того, эксперты напоминают: несколько лет назад в ФРГ уже разгорелся скандал вокруг «дела NSU». В нулевые по ФРГ прокатилась волна убийств иностранцев и нападений на объекты, им принадлежавшие. Как рассказывал позже портал «Русская Германия», «до осени 2011 года лишь несколько активистов немецкой левой сцены говорили о том, что за убийствами иностранцев, прокатившимися по стране в последние годы, возможно, стоят неонацисты. Однако правоохранительные органы Германии считали это утверждение явным преувеличением. Полиция связывала убийства девяти человек, выходцев из Турции и Греции с нелегальной торговлей наркотиками или оружием, с контрабандой людьми, наконец, с межклановыми разборками среди иностранцев. Ни о какой ненависти к мигрантам как о причине преступлений следователи даже и не упоминали».
Но затем, 4 ноября 2011 года, на окраине тюрингского Айзенаха, во взятом напрокат кемпере были обнаружены мертвыми Уве Мундлос и Уве Бенхардт. Они перед этим ограбили банк, но были замечены случайным прохожим, который и вызвал полицию. Поняв, что уйти не удастся, молодые люди покончили с собой. Но настоящая бомба разорвалась три дня спустя, когда в полицию пришла некая Беате Чепе. Как выяснилось, убийства иностранцев — дело рук неонацистов, которые называли себя «Национал-социалистическим подпольем», или NSU. с бывшей немецкой автомобильной компанией, а исключительно с трио.
«14 лет на нелегальном положении, выезды за пределы Германии, девять убийств иностранцев в Нюрнберге, Мюнхене, Гамбурге, Ростоке, Дортмунде и Касселе. Убийство женщины-полицейской в Хайльброне по причине ненависти к немецкому государству. Два взрыва бомб с десятками пострадавших в Кельне, пятнадцать успешных ограблений банков», — перечисляет «Русская Германия».
Добавим от себя: и более чем обоснованные подозрения, что неонацисты имели связи с полицией. Где их весьма надежно «прикрывали». Это, конечно, подтверждение, но вот сам по себе «ляп» немецких спецслужб, которые за столь долгий срок то ли не смогли «вычислить», что имеют дело с ультраправым террором, то ли просто не считали нужным расследовать этот «след».
Через год после того, как Беата Чепе пришла с повинной в полицию и, что называется, «запела», грянул еще более громкий скандал — на сей раз вокруг федеральной службы защиты Конституции, которая занимается по сути контрразведкой. В ее компетенцию входит борьба с правым и левым экстремизмом и радикальным исламизмом в стране, напоминала радиостанция «Свобода».
Поводом для скандала стало уничтожение земельной службой защиты конституции в Тюрингии документов, относящихся к группе из трех неонацистов, совершивших в течение нескольких лет серию убийств иностранцев.
Радиостанция «Свобода» тогда указывала: «Уже то, что спецслужбы, имеющие своих информаторов в неонацистской среде, не оказали никакой поддержки полиции, которая почему-то все эти годы считала убийства разборками в среде криминальных турок, было само по себе скандалом. Ведь в течение многих лет родственники убитых были под подозрением в соучастии в преступном бизнесе, торговле наркотиками, например. И вот уже во время развивавшегося общественного возмущения стало известно, что в стенах службы защиты Конституции в Тюрингии спустя неделю после того, как история стала общеизвестной, были уничтожены документы, относящиеся к этой группе неонацистов из Цвикау».
Представители мусульманских общин, члены семей погибших от рук террористов, подали в суд на сотрудников, уничтоживших документы. Адвокат родственников жертв террора неонацистов пояснил в интервью газете ТАЦ: «Нашим иском мы хотим добиться, чтобы дело об уничтожении документов не осталось в рамках служебного расследования. Мы уверены, что часть аппарата этой службы вышла из-под контроля начальства, и мы обвиняем этих людей в препятствовании расследованию».
А глава турецкой общины Германии Кенан Колат обвинил службу защиты Конституции в наличии в ее рядах расистов, которые виновны в преследованиях в течение многих лет полицией членов семей убитых неонацистами предпринимателей.
Суд над Чепе так и не завершился.
И вот теперь история повторяется. Германию накрывает волна нападений на турецкие мечети и культурные центры, но полиция ФРГ «не видит в упор» возможного следа исламофобских группировок, предпочитая рассуждать о чем угодно, от «внутриобщинных разборок» до криминала. И хватит ли у властей ФРГ политической воли довести расследование до конца, станет понятно в ближайшее время.