Политика, Эхо

Очередные военные учения Азербайджана — очередная паника в Армении

НУРАНИ

В Ереване, как известно, прилежно читают новости. И о чем бы ни шла речь: запуске криптовалюты в Венесуэле, падении цен на волокно кокосовой пальмы, наводнении на Миссисипи или засухе в Мексике — тут же задают вопрос: а как это отразится на положении Армении?

Страна эта о самодостаточности не осмеливается даже мечтать, она находится в сильнейшей зависимости от России, а от такой зависимости до статуса разменной монеты — даже ближе, чем один шаг. Словом, в Ереване отдают себе отчет: любое дуновение геополитического «ветерка» не в ту сторону может оказаться роковым.

Есть, впрочем, еще одно обстоятельство. В Армении, как известно, очень любят повторять ходы. Здесь, судя по всему, очень внимательно следили за реакцией стран Запада на российские учения «Запад-2017». И теперь, когда свои широкомасштабные учения начал Азербайджан, в Ереване закатили такую же истерику.

Напомним: 12 марта в Азербайджане стартовали широкомасштабные учения с участием различных видов, родов войск, объединений и соединений вооруженных сил республики. К учениям привлечены до 25 тысяч военнослужащих личного состава, до 250 единиц танков и другой бронетехники, до тысячи ракетно-артиллерийских установок разного калибра, реактивных систем залпового огня и минометов, до 50 единиц армейской и фронтовой авиации различного назначения. Уже тренируются танкисты, отрабатывается ночная передислокация войск. Как объясняют профессиональные военные, армия без учений — это пустая трата времени и ресурсов.

Учения Азербайджан проводит регулярно. Но на сей раз в Армении перепугались не на шутку. Азербайджан нарушил взятые на себя перед ОБСЕ обязательства, не сообщив странам-членам этой Организации о проведении военных учений, возопил в своем микроблоге в Твиттере официальный представитель МИД Армении Тигран Балаян. По его версии, «Азербайджан начал учения с вопиющего нарушения взятого перед ОБСЕ обязательства: не поставив об этом в известность страны-члены ОБСЕ».

Ответ из Баку последовал тут же. Министерство иностранных дел Армении, кажется, только сейчас вспомнило об обязательствах, возложенных на их страну по Хельсинкскому заключительному акту и Венскому документу о мерах по укреплению доверия, сказал официальный представитель Министерства иностранных дел АР Хикмет Гаджиев.

По словам азербайджанского дипломата, Армения, грубо нарушив обязательства, взятые на себя по Уставу ООН, Хельсинкскому заключительному акту и другим документам ОБСЕ, силой оккупировала территории Азербайджана. Присутствие армянских войск на оккупированных азербайджанских землях продолжает оставаться серьезной угрозой для регионального мира и безопасности. Грубо нарушая взятые по Венскому документу обязательства, Армения не предоставляет никакой информации о личном составе, который она разместила на оккупированных территориях Азербайджана, о количестве военной техники и местах ее дислокации, а также о военных учениях, проведенных на оккупированных азербайджанских землях с участием президента Армении, напомнил официальный представитель МИД АР.

«Информация об этом скрывается от соответствующих инспекций по Венскому документу», — подчеркнул он. Гаджиев добавил, что проведение после встречи глав обоих государств в Париже в ноябре 2014 года военных учений на оккупированных территориях Азербайджана с участием 40-тысячного контингента и тысяч единиц военной техники, атакующие маневры над позициями вооруженных сил Азербайджана с использованием боевых вертолетов вооруженных сил Армении являются очередным ярким примером лицемерия и грубого нарушения Арменией своих обязательств.

Учения, проводимые в настоящее время Вооруженными силами Азербайджана на суверенных территориях Азербайджана, соответствуют положениям V главы Венского документа ОБСЕ от 2011 года, заключил официальный представитель МИД АР.

Между тем понятно и другое. Пытаясь обвинить Азербайджан в мнимом нарушении обязательств в рамках ОБСЕ, в Ереване еще и пытаются заручиться этакими внешними «гарантиями безопасности». Потому как здесь не на шутку напуганы не столько размахом самих по себе учений, сколько тем, какие перемены в военно-силовом балансе в регионе могут за ними скрываться.

Так, местный военный эксперт, генерал-майор Аствацатур Петросян банально проговорился: «Мы должны проявить последовательность, посредством разведданных также понять, какую цель преследует Азербайджан этими своими широкомасштабными военными учениями, ведь это учения, имеющие военно-стратегическое значение — по оперативно-стратегическим важнейшим направлениям, где будут вестись наступательные бои и отрабатываться тактика контратак», — признал он.

Затем напомнил: по законам войны, военным действиям почти всегда предшествуют масштабные военные учения. «Под видом военных учений, сборов концентрируют все силы, и под маской этих учений потихоньку переходят ко второму этапу, моделируют войну. Это не исключено, мы должны быть готовы, не игнорировать любое мнение», — нечаянно выразил он все страхи ереванского политического руководства.

Плюс ко всему учения проходят практически сразу же после того, как начальник объединенного штаба ОДКБ, генерал-полковник Анатолий Сидоров в ходе телемоста Москва-Ереван-Астана -Бишкек-Минск на тему «Основные угрозы военной безопасности для государств-членов ОДКБ» провел для ереванской аудитории небольшой урок политической географии, напомнив, что «Нагорный Карабах не является независимым государством или государством-членом ОДКБ, и «Степанакерту» (здесь и далее кавычки наши — Авт.) военной поддержки со стороны организации оказываться не будет».

Да тут еще подоспел очередной доклад Института проблем мира (SIRRI) в Стокгольме о мировом экспорте оружия за 2016-2017 годы. Из которого следует, что только за последние два года Азербайджан приобрел оружия на 551 миллион долларов.

Как сообщает SIRRI, Азербайджан в 2017 году приобрел у Израиля 4 боевых корабля OPV-62, 40 ударных беспилотника Orbiter (включая совместно производимые в Азербайджане) и 215 единиц противотанковых ракет Spike-NLOS. Кроме того, Азербайджан закупил у Чехии 10 единиц 122-миллиметровой системы реактивного залпового огня RM-70, у Словакии — 18 единиц 152-миллиметровой самоходной гаубицы Dana. Азербайджан в большом количестве импортировал оружие также из России. Так, за отчетный период Россия продала Азербайджану 36 единиц тяжелых огнеметов «Солнцепек» TOS-1A, 40 единиц БТР-82А, 800 единиц (!) противотанковой ракеты «Хризантема». В 2013-2014 годах Азербайджан импортировал из России наряду с другой военной техникой еще и 18 единиц «Солнцепеков».

«Эти огнеметы, известные как «адское оружие», ограниченно были задействованы в ходе апрельской войны 2016 года» — напоминает ереванская «Лрагир», опубликовавшая этот список. Словом, есть чего испугаться.

На этом фоне Аркадий Тер-Тадевосян попытался выступить в роли успокоительного средства, доступного без рецепта (на беду армянской аудитории, в особенности слабонервной его части, как раз в эти дни официальный Ереван ввел в действие новые правила, согласно которым, большая часть медикаментов теперь доступна только по рецептам врача). И завел, пардон, старую шарманку насчет «боевого духа» и т.д. и т.п. Отставной «полевой командир» старательно успокаивал своих сограждан: дескать, опасности возобновления войны нет, это демонстрация для внутренней аудитории.

«Этим самым они хотят показать, что их армия готова, ее готовят, и они преследуют некую цель — показать «мощь» своей армии. Но в действительности эта армия небоеспособна. Насколько бы среди нас армян не было разного рода разногласий и разночтений, наша армия сплоченная, потому что мы все — армяне. А их армия состоит из порядка 12 национальностей, которые к тому же враждуют между собой. Талыши, лезгины не хотят с нами воевать. Это всего лишь декоративная армия. А наша сила в том, что все мы — армяне, у нас мононациональная армия. И хотя и среди армян есть разногласия, но ведь вражды нет. А у них — «вынужденная» армия: хотят показать, что они готовы, но это не так. Они не готовы», — твердил заученные «мантры» господин Тер-Тадевосян. Впечатляющий «вывих мышления» на фоне моноэтничности собственной страны.

Только вот вряд ли господину Тер-Тадевосяну удалось надежно успокоить аудиторию — в том числе и потому, что подобные же «успокоительные» заявления звучали и накануне апрельских боев. Исход которых оказался для Еревана весьма неприятным.

И уж тем более дает пищу для размышлений официальная реакция. Еще за два дня до учений Левон Мнацаканян, именующий себя «министром обороны Нагорного Карабаха», созвал служебное совещание. Что именно обсуждалось, армянские СМИ не конкретизируют, но к этому моменту уже было объявлено о старте намеченных на 12 марта учений.

Так что к «неприятностям» по ту сторону линии фронта готовятся всерьез. Вряд ли стоит напоминать: пока продолжается армянская оккупация азербайджанских земель, угроза новой войны никуда не исчезнет. Об этом в армянской «тусовке», быть может, не решаются говорить вслух, но вряд ли не понимают. Поэтому и реагируют столь эмоционально на азербайджанские учения.