А.ШАКУР
Возможно, правы те эксперты, которые считают, что на каждой войне, особенно той, которую ведут — хотя бы с одной стороны — не регулярные войска, а разного рода «повстанцы», «боевики» и откровенные террористы, неизбежно возникает «черный рынок оружия».
И если внешние игроки начинают оказывать кому-то поддержку, и не только моральную, то риск, что предоставленное оружие попадет совсем не к тем, кому оно изначально предназначалось, есть, и серьезный.
Во всяком случае, сегодня DW уже комментирует доклад британской негосударственной организации Conflict Armament Research (CAR), которая занимается отслеживанием незаконного оборота оружия. Ее эксперты работали в Сирии и Ираке три года — с июля 2014 года по ноябрь 2017 года.
По мнению «Немецкой волны», в военном плане террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ) потерпела сокрушительное поражение. Территория в Сирии и Ираке общей площадью в 100 000 квадратных километров, некогда находившаяся под контролем экстремистов, практически полностью освобождена.
Чтобы одержать победу над ИГ, впрочем, понадобилась международная антитеррористическая коалиция из 60 стран — и более трех лет. А тот факт, что боевики ИГ столь длительное время смогли удерживать эти территории под своим контролем, можно объяснить не только фанатизмом экстремистов.
Как минимум столь же важную роль сыграли непрерывные поставки боевикам ИГ оружия и боеприпасов. Причем значительная часть этих вооружений была изготовлена в Евросоюзе — в частности, странах Восточной Европы — а затем поставлена в зону конфликта обходными путями через США и Саудовскую Аравию. Захватили ли террористы ИГ трофейное оружие на поле боя, получили ли его от примкнувших к ним из-за границы боевиков или же купили у конкурирующих группировок — пока остается неизвестным. Но «миграцию» оружия на сирийской войне можно считать доказанным фактом.
Возможно, еще впереди исследования, каким путем получала оружие РКК и ее «партнеры» на сирийском поле. Пока что турецкая армия продолжает продвижение к Африну. Как передает TRT, части Вооруженных сил Турции и отряды Сирийской освободительной армии 11 марта очистили от террористов еще четыре населенных пункта северо-запада Сирии. Обеспечен контроль над селениями Кастел Кечик, Кара Тепе, Халидийе, Джулбул и Кане Кауер в Африне.
В целом, с начала операции «Оливковая ветвь» от террористов YPG/PKK и ДЕАШ освобождены 5 райцентров, 140 селений, 31 стратегически значимая высота, указывает в Анкаре.
Операция «Оливковая ветвь», напомним, стартовала еще 20 января. Ее основа цель — очистка сирийского района Африн от террористов PYD/PKK. Действия Турции в Африне основаны на нормах международного права, резолюциях Совбеза ООН по вопросам борьбы с терроризмом и статье 51-й Устава ООН о праве на индивидуальную или коллективную самооборону, подчеркивают в Анкаре.
Как напоминает TRT, «режим Башара Асада в июле 2012 года сдал без боя Африн террористам PYD/PKK. После этого Африн превратился в один из активных центров террористической деятельности в регионе. В то же время горы Африна представляют собой естественное укрытие для террористов, давая им возможность беспрепятственно обстреливать город Килис (административный центр одноименной провинции) и большую часть территории провинции Хатай. Многие годы PYD/PKK переправляет через горную гряду Аманос (Нур) отряды террористов в Турцию. Террористы, действующие в этом районе Сирии, угрожают не только приграничным районам Турции, но и жителям сирийских регионов, очищенных от боевиков в рамках операции «Щит Евфрата», а также сирийцам в зоне деэскалации в Идлибе».
Выбор географии обстрелов по меньшей мере примечательный. Провинция Хатай, напомним, вошла в состав Турции уже в тридцатые годы. А в Дамаске такую конфигурацию границ не признали.
Более того, теперь, когда правительственные войска Сирии едва ли не откровенно берут под защиту террористов РКК, официальный Дамаск ведет против Турции еще и «информационную войну». Турецкое правительство открыло границы перед десятками тысяч террористов для проникновения в Сирию и способствовало финансированию их деятельности, уверял в интервью РИА «Новости» постоянный представитель САР при ООН Башар Джаафари. «Турецкое правительство открыло границы перед десятками тысяч террористов для входа в Сирию», — заявил он.
Как уверял сирийский постпред при ООН, турецкое правительство способствовало вооружению террористов и финансированию их деятельности, создало для них лагеря военной подготовки на своей территории, а также облегчило для них доступ к химическому оружию. По словам Джаафари, террористические группировки «по наущению турецкого правительства» ограбили заводы в Алеппо, ценность награбленного оценивается в десятки миллиардов долларов.
Как заявил постпред Сирии, Турция не ограничилась совершением этих преступлений против сирийского народа и начала прямую агрессию в Африне.
А это уже как минимум примечательный «сдвиг позиции». Еще недавно в Турции в таком случае напоминали о причастности к вооружению курдов США, теперь же стрелки переводятся на Башара Асада. Россия, со своей стороны, держала нейтралитет. Но теперь обвинения в адрес Турции представители Сирии высказывают в интервью РИА «Новости».
Это вряд ли означает «полное разблокирование» всех спорных вопросов с Западом, включая союзников по НАТО. Операция Турции в сирийском Африне должна быть ограничена в масштабах и по времени, заявила заместитель генсека НАТО Роуз Гетемюллер.
«Турция должна вспомнить о ценностях этого альянса. В случае с этой операцией это означает придерживаться принципа пропорциональности, внимательно следить, чтобы гражданские лица не становились мишенью, и ограничить масштаб временных рамок этой операции, насколько это возможно», — сказала Гетемюллер, выступая на Брюссельском форуме.
Ответ президента Турции Эрдогана не заставил себя ждать. Президент Турции подверг жесткой критике позицию Североатлантического альянса по Сирии.
«Как долго в НАТО будут игнорировать происходящее в Сирии? Когда альянс планирует оказать поддержку Турции, границы которой подвергаются атакам террористических группировок с территории Сирии, — приводит Анатолийское агентство слова Эрдогана, который выступал в городе Болу. — Когда же наконец НАТО проявит себя? Сколько мне еще придется выступать с подобными призывами?».
Эрдоган также подчеркнул, что единственной целью Турции в Сирии является «борьба с терроризмом» и что она выведет свои войска после достижения этой цели. «Цель Турции — не захват территорий других государств, а только устранение угрозы терроризма в регионе. Турция будет бороться с террористами в любом месте, где бы они ни действовали», — добавил президент Турции.
Впрочем, эксперты не исключают и другого: вполне возможно, что в основе недовольства Эрдогана — недавнее выступление генерала Петра Павла, председателя Военного комитета НАТО, который обозначил обеспокоенность альянса в связи с планами Турции приобрести российские ЗРК С-400 «Триумф».
Тема эта обсуждается уже достаточно давно. В СМИ проскальзывали «утечки», что США могут ввести санкции против Турции за покупку российского оружия. В Анкаре советовали вспомнить, как Греция закупила ракеты С-300, и никто против нее санкции не вводил,
Но теперь с примечательными заявлениями выступил уже глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. Как пишет газета Zeit, в ответ на вопрос, каким образом Анкара собирается отвечать на возможные санкции, обсуждаемые в американском конгрессе, Чавушоглу сказал: «Если они хотят наказать Турцию санкциями, Турция будет реагировать иначе, чем Россия или другие страны».
«Мы ответим: вы не должны нам угрожать. США угрожают многим, говоря что-то вроде: «Не покупайте газ из той или иной страны». Так не пойдет», — передает РИА «Новости» слова Чавушоглу. Пояснил глава МИД Турции и другое. По его словам, Турция нуждалась в быстрой покупке зенитной ракетной системы, потому сделала выбор в пользу российских С-400 «Триумф».
«Нам они нужны были срочно, потому что у нас не было системы противоракетной обороны. В США у нас была даже проблема с покупкой простого оружия из-за сомнений на этот счет в Конгрессе. Мы должны были у кого-нибудь приобрести комплексы. Если правительство США может гарантировать, что Конгресс позволит, то мы купим их системы Patriot», — сказал он. «Мы бы и у немцев покупали, учитывая качество. Однако если мы ничего не получаем от наших союзников, то должны доставать где-то еще», — сказал Чавушоглу.
Возможно, это обычное объяснение, почему Турция решила приобрести ЗРК не у своих союзников по НАТО. Но вполне возможно, что за словами Чавушоглу кроется и «приглашение к торгу»: если США продадут Турции ЗРК Patriot вместе с технологией их производства или же «продавят» приобретение немецких зенитно-ракетных комплексов, вопрос с покупкой ЗРК С-400 «Триумф» у России может быть снят с повестки дня. Во всяком случае, посол Турции в России Хусейн Дириоз рассказал об отсутствии у Анкары планов покупки дополнительного полкового комплекта ЗРС С-400.
«Сейчас Турция ожидает доставки системы С-400. Каких-то дополнительных планов относительно этой системы сейчас у Анкары нет», — сказал дипломат в интервью «Интерфаксу», отвечая на вопрос о возможности закупки у Москвы еще одного полкового комплекта ЗРС С-400. «Мы лишь ожидаем доставки уже купленных систем», — отметил Дириоз. Турецкий посол подчеркнул, что сотрудничество Анкары и Москвы в военно-технической сфере продолжается.
Наконец, Мевлют Чавушоглу сделал еще одно примечательное заявление. По его словам, Турция и США пришли к договоренности о стабилизации ситуации в сирийском Манбидже. «Сейчас мы договорились с американцами о стабилизации в Манбидже и городах, расположенных к востоку от Евфрата. Мы создали для этого рабочие группы», — заявил он. Министр также отметил, что 19 марта он проведет встречу с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном.
А это уже не позволяет исключать, что политическая конфигурация на сирийском направлении вновь меняется. И куда в результате склонится «Оливковая ветвь», вернее, в чью пользу произойдет корректировка внешней политики Турции, можно только гадать.