А.ШАКУР
Станут ли «криптовалюты» очередным экономическим увлечением, которым, как корью, надо переболеть, и потом получить на всю жизнь иммунитет, или же это новая экономическая реальность нашего мира?
Четкого мнения в экспертном экономическом сообществе нет, одни считают все эти биткоины, блокчейны и т.д. новой и несомненной экономической реальностью, другие уверены, что криптовалюта — это очередной «мыльный пузырь», вроде акций ООО МММ, который уже очень скоро лопнет, и те, кто поторопился вложить в него денежки, как бы это помягче, будет сильно разочарован.
Третьи напоминают: в ранние девяностые разного рода «пирамиды» и «мыльные пузыри» тоже плодились как грибы после дождя, потом благополучно рушились, но кое-кто успевал сделать на них вполне серьезные деньги.
Только вот, судя по всему, ажиотаж вокруг биткоинов, курс которых уже официально объявляют в сводках биржевых новостей, кое с кем играет весьма злую шутку. В том числе, вернее, прежде всего с властями Венесуэлы. Где активно «раскручивается» тема новой местной криптовалюты — El Petro.
Напомним: еще 20 февраля Венесуэла первой в мире запустила в оборот собственную криптовалюту. Уже выпущено 100 миллионов токенов на сумму около 6 млрд долларов. Если проект покажет свою жизнеспособность, в конце марта страна выпустит еще 44 млн, указывает EADaily.
Валюта привязана к реальным запасам нефти, газа, золота и алмазов, ее стоимость пока равна цене одного барреля венесуэльской нефти (60 долларов), но будет корректироваться в зависимости от колебаний рынка. Президент Венесуэлы Николас Мадуро 21 февраля поручил нефтяной компании PDVSA, нефтехимической Petroquimica de Venezuela (Pequiven) и государственной Corporacion Venezolana de Guayana (CVG) перевести часть своих сделок на petro.
Теперь же в Каракасе объявлено, что правительство Венесуэлы начнет открытую продажу новой национальной криптовалюты El Petro на бирже Dicom через несколько недель. Через эту биржевую площадку местные власти с 2017 года торгуют иностранной валютой. По данным вице-президента страны Тарека Эль-Айссами, потенциальными покупателями El Petro являются частные компании. Криптовалюту можно будет приобрести на аукционе за любую валюту, банки смогут ее покупать до 20 марта.
А теперь мировые СМИ сообщают еще одну примечательную новость. Россия и Венесуэла планируют провести консультации по вопросу работы венесуэльской криптовалюты El Petro. Об этом сообщил ТАСС посол Боливарианской Республики в РФ Карлос Рафаэль Фариа Тортоса. Он подтвердил, что в конце февраля в Москве с визитом находился венесуэльский министр экономики и финансов Симон Серпа.
«Министр провел встречи в российском Минфине, в ходе которых обсуждались планы по укреплению сотрудничества двух стран в финансовой сфере», — рассказал посол. По словам дипломата, венесуэльская сторона также предоставила российским коллегам информацию о криптовалюте El Petro. «Наш министр предоставил информацию о криптовалюте, российская сторона проявила большой интерес. В скором будущем пройдут встречи, чтобы объяснить более подробно, как будет работать наша криптовалюта», — пояснил он.
Ранее дипломатический источник сообщил ТАСС, что в конце февраля Серпа провел консультации в российском Минфине, в ходе которых затрагивался вопрос запуска криптовалюты El Petro.
А вот это уже весьма интересно. В Венесуэле, конечно, заявляют, что новая криптовалюта вызывает прямо-таки небывалый интерес потенциальных инвесторов. Президент Венесуэлы Николас Мадуро сообщал, что инвесторы выразили желание приобрести El Petro аж на 735 млн долларов. Но вдумчивые экономисты предупреждают: на самом деле в надежность этого вложения трудно поверить, хотя бы потому, что El Petro контролируют власти Венесуэлы, где инфляция составляет 13 тысяч процентов.
Более того, Национальная ассамблея Венесуэлы, парламент страны, в состав которого входят многие политические противники президента Николаса Мадуро, а вот его сторонники не имеют там большинства, уже объявила государственную криптовалюту El Petro незаконной. Депутаты назвали проект не только мошенническим, но и представляющим серьезный риск для потенциальных инвесторов, пишет ForkLog со ссылкой на сообщение ведомства.
В своем публичном заявлении члены Ассамблеи выступили против продажи монет El Petro, назвав ее «просто симптомом политического кризиса в Венесуэле». Кроме того, их возмутили заявления правительства о том, что компании и пенсионные фонды будут обязаны принимать криптовалюту после ее выпуска, поскольку это станет мировым прецедентом. По мнению депутатов, несмотря на потенциально историческое значение, El Petro является лишь очередным инструментом коррумпированного правительства для присвоения денег граждан.
«Это лишь усугубляет кризис, в котором мы живем. El Petro — это очередной пример коррупции. Но мы выйдем из этого кризиса теми методами, которые предлагает Парламент», — заявил представитель Национальной ассамблеи Рафаэль Гузман. Правда, Конституционная ассамблея Венесуэлы, созданный президентом Мадуро конкурирующий законодательный орган, выступает в поддержку выпуска El Petro как «акта восстания» против вредоносных санкций Запада. Но эта аргументация вряд ли убедит серьезных инвесторов, особенно на Западе. И на этом фоне предложение Мадуро обсудить свои криптовалютные интересы с Россией слишком уж похоже на адресованную Москве просьбу купить немного этой самой криптовалюты, чтобы обеспечить приток денег в венесуэльскую казну.
Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Политический кризис в Венесуэле бушует уже давно. Пока цены на нефть держались на высокой отметке, местные власти, финансируя за счет нефтедолларов социальные программы, просто «покупали» голоса местных бедняков. Но теперь цены на нефть рухнули, и страна просто «схлопнулась». Украинский «Фокус» весьма подробно рассказывает о венесуэльских реалиях.
Обладая самыми большими в мире коммерческими запасами нефти и получая более 95% валютной выручки от ее продажи, «социалистическая» Венесуэла практически свернула иное крупное производство, предварительно его национализировав. Все необходимое страна закупала на внешних рынках. Когда же нефтедолларов стало остро не хватать, схлопнулся импорт, что привело ещё и к остановке тех предприятий, которые работали на импортном сырье.
Страна оказалась в ситуации тотального дефицита. Минимальная заработная плата в Венесуэле составляет 3 доллара в месяц. У 87% населения не хватает средств на еду. Некоторые продукты или товары первой необходимости можно приобрести в государственных магазинах, предъявив удостоверение личности (борьба со спекуляцией), но нет гарантий, что многочасовое стояние в очереди окажется результативным: товар разобрали или не завезли. Многих продуктов и вещей в магазинах не бывает в принципе. Они, правда, есть на «черном рынке», но стоят сумасшедших денег. Деньги имеются у тех, кто распределяет дефицит, в Венесуэле это силовые структуры.
В больницах отсутствует все — даже питьевая вода и мыло, часто нет электричества. Нехватка необходимых лекарств составляет 85%. Антибиотики пациенты и их семьи, если могут, покупают на черном рынке. Вернулись, казалось бы, давно забытые болезни — дифтерия и малярия. Эпидемия последней охватывает половину штатов. Ее тоже нечем лечить. Не проводится и протиовмалярийной профилактики. В результате — катастрофический рост преступности и миграция. Около 40% венесуэльцев заявили, что были ограблены в минувшем году. В год здесь убивают в среднем 92 человека на каждые 100 тыс. населения. Результат — массовое бегство. Общее число покинувших родину в последние годы оценивается в 3 млн человек — из 30-миллионного населения, продолжает «Фокус». Венесуэльцы лидируют среди беженцев в США.
Впрочем, на этом фоне Николасу Мадуро, казалось бы, удалось эффективно (впрочем, скорее эффектно) укрепить свою личную власть. «Если отбросить постоянное чувство голода и желание куда-нибудь уехать из страны, не было большей мечты у венесуэльцев, чем досрочные президентские выборы. Добиваясь их, граждане выходили на массовые протесты, рискуя угодить в тюрьму или под пули. И вот день голосования назначен на 22 апреля, а радости нет. Потому что эти выборы не только не уберут Николаса Мадуро, чье правительство довело страну до ручки, но продлят его власть ещё минимум на 6 лет. Значит, прощай последняя надежда», — иронизирует «Фокус». О
ппозиция на фоне развала венесуэльской экономики одержала убедительную победу на парламентских выборах в 2015 году — впервые за 16 последних лет. Социалисты получили всего 55 мест из 164 в Национальной ассамблее.
Но… президент стал регулярно издавать указы о чрезвычайном экономическом положении, дающие ему расширенные полномочия и возможность игнорировать законодателей. Как только истекал срок действия одного указа, издавался другой. Оппозиция в ответ организовала референдум за отставку президента. Уличные протесты уносили десятки и сотни жизней.
Но Мадуро и тут всех переиграл. 30 июля прошлого года была избрана Конституционная ассамблея, прекратившая полномочия парламента. В легитимность выборов за пределами Венесуэлы мало кто поверил, но новый орган, уже с большинством сторонников Мадуро, подчиняется ему во всем.
И вот на этом фоне в Каракасе наконец объявили о досрочных президентских выборах. Но представителям оппозиционных партий отказано в участии. За пределами Венесуэлы такая «суверенная демократия» вызвала понятное возмущение и санкции. В ответ в Каракасе обвиняют зловредный Запад во вмешательстве в свои внутренние дела. Конституционная ассамблея Венесуэлы во вторник приняла резолюцию, в которой резко осудила очередное продление американским правительством политического указа, касающегося Венесуэлы, назвав этот шаг США продолжением усиления вмешательства во внутренние дела Венесуэлы, сообщает Синьхуа.
Как напоминает агентство, в марте 2015 года Барак Обама, тогдашний президент США, подписал указ, согласно которому, Венесуэла представляет «особую и необычную угрозу» для национальной безопасности и внешней политики США, а также вводились рестриктивные меры в отношении Каракаса. Теперь же председатель Конституционной ассамблеи Венесуэлы Дельси Родригес после принятия резолюции заявила, что продление указа США на год является продолжением реализации экономической и финансовой блокады Венесуэлы.
По ее словам, Венесуэла является суверенным государством, и соответствующие указы и односторонние санкции США грубо нарушают международное право и нацелены на подрыв венесуэльской экономики и прямое вмешательство в дела Венесуэлы. В заявлении МИД Венесуэлы говорится, что США, продлевая указ, продолжают оказывать политическое и экономическое давление на страну и пытаются препятствовать проведению нормальных выборов президента 20 мая.
Но, похоже, полной уверенности у Мадуро все-таки нет. Он прекрасно понимает, что для укрепления своего положения ему нужны позитивные результаты в экономике. Для этого нужны деньги, а где их взять? Просьба к России «посодействовать» на этом фоне вполне ожидаемое дело. Другой вопрос, станут ли в Москве «вкладываться» в спасение режима в Каракасе. С одной стороны, у РФ не так много денег, чтобы брать на содержание еще и Венесуэлу. Но, с другой. союзников у нее еще меньше. И не исключено, что РФ шагнет в расставленную Мадуро «криптовалютную ловушку».