С.КАСТРЮЛИН
Февраль в Год желтой собаки в Баку выдался сравнительно теплым, хотя пронизывающие ветры и дожди не прекращаются.
Дом и хорошее отопление — единственное, что сегодня греет душу и тело. Хотя и не везде. Так, у моей знакомой, проживающей в пятиэтажке, в третьем микрорайоне, уже три года как не работает централизованное отопление.
Обогревалась она эти годы с помощью масляного радиатора. Но когда отключали и электричество, закутывалась в пальто и одеяло. Дети и взрослые болели. В результате взрослые были вынуждены сидеть на бюллетене, школьники не пошли в школу (некоторые школы тоже не отапливаются) и потеряли несколько дней.
Не лучше дела обстоят с отоплением в поселках Зых и Гарачухур. Даже в городе в домах на улице Сарабского, примыкающей к Военной прокуратуре, на улице Каверочкина, в домах возле турецкого посольства газ тоже подается слабо и без должного давления.
Когда люди звонят в подразделения ПО «Azerigaz», то там отвечают, что проводится текущий ремонт и подача газа в дома временно перекрыта. Остается только удивляться: почему ремонтом газовых труб ПО «Azerigaz» не занималось летом?
Но они и тут выйдут из положения. Скажут, например, что ввиду сноса старого жилого фонда газ на этих улицах города временно перекрыт. Не дай бог, экскаваторщик повредит газовую трубу. На повторные обращения относительно плохой подачи газа в «Azerigaz» отвечают стандартно: назовите конкретный адрес.
Но в том-то и дело, что проблема приобрела массовый, повальный характер, и называть конкретные адреса смысла нет. При этом абсолютное большинство сетуют на то, что горячая телефонная линия ПО «Азеригаз» существует сугубо формально: она круглосуточно «занята». И так продолжается не первый год.
Что же получается? В Азербайджане не хватает газа для внутреннего потребления? Как известно, треть добытого газа в рамках «Шахдениз-1» поставляется на внутренний рынок Азербайджана. В перспективе добыча газа на «Шахдениз-2». Итак, природного газа нам хватает, а зимой лимит на потребление газа населением увеличивают. Так в чем же дело?
Заведующий отделом по связям с общественностью ПО «Azerigaz» Ибрагим Кербалаев говорит, что подача природного газа регулируется в соответствии с потребностью. Ну, хорошо, уговорили, горожане этот временный неприятный период как-то переживут. А вот как быть жителям высокогорных сел Азербайджана, где минусовая температура и выпал снег?
Январь 2018 года. ПО «Azerigaz» SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджана) впервые поставила природный газ в село Чахирлы Гейчайского района. Это нормально, это не голый энтузиазм, это последовательная работа по намеченной программе, за которую выплачивают зарплату.
Все бы хорошо, но появился какой-то осадок на душе от победных реляций подобного толка. Еще сохранилась у нас привычка, унаследованная с советских времен, лакирнуть действительностью. Но когда прорываются картинки реальной жизни, тут не до парада.
Жители сел Гаджиалмурадлы и Халфали Имишлинского района, которые вот уже долгие годы выступают с требованием проведения газа в их села, провели акцию протеста. Протестующие перекрыли трассу Бахрамтепе — Билясувар. В Исполнительной власти Имишлинского района успокоили и заявили, что в районе проводятся работы по газификации, завершены 90 процентов работ, и вскоре очередь дойдет до указанных сел.
Слабое утешение, но посмотрим! А вот как быть жителям сел Гиджаноба Гусарского района, Илису Гахского района? В ПО «Azerigaz» объяснили, что село Гиджаноба пока не попало в Государственную программу социально-экономического развития регионов.
В соседнее село Кухуроба газопровод проложили, но, как оказалось, его население рано радовалось — газ туда все никак не попадает, хотя в район подается. Как с нами поделились специалисты, это не такой вопрос, который мог бы разрешиться сразу после обращения местных жителей. Госпрограмма разрабатывается на годы вперед. Слабое, но утешение!
Отсутствие полной газификации наблюдается не только в Гусарском районе. В Гахе в ряде сел газ используют сжиженный. Население граничащего с Арменией региона Шыных из-за затруднений в обеспечении топливом, имеющих место в последнее время, было вынуждено обратиться за помощью к министру обороны генерал-полковнику Закиру Гасанову. Группа жителей сел Заманлы и Мор-Мор попросила министра, используя свой авторитет, поднять перед соответствующими структурами вопрос о газификации этих населенных пунктов.
Президент Ильхам Алиев еще в 2010 году дал соответствующим структурам указание о газификации этого региона. В 2011 году сюда впервые был проложен газопровод, однако подрядчик «Азеригаз» газифицировал лишь три села из расположенных здесь 27.
Зато жители же региона между тем замерзают, по старинке отапливая свои дома дровами. Руководство ПО «Azerigaz» заявило представителям СМИ, что жителям Шыныха не стоит ждать от них газа, потому что «регион малонаселенный и дороги здесь непроходимы для техники».
Между тем только в селах Заманлы и Мор-Мор проживают более 1200 человек, здесь 220 частных домов, а расстояние от основного газопровода до их сел составляет всего 3-4 километра. Как же выходили из положения, особенно в зимнее время местные жители, до того, как начать звонить во все колокола?
Если раньше сельчане рубили в соседних лесах деревья, заготавливали дрова впрок и мирно зимовали в тепле, у печек, то сегодня по требованию Минэкологии и природных ресурсов добывать дрова таким образом категорически запрещено. А иначе штраф! В результате теперь печки, на чем готовят пищу и отапливают жилое помещение, топить нечем. Жители одного из сел региона, Гядабея, покидают свои дома из-за отсутствия отопления.
С этой проблемой сельчане уже не раз обращались в различные официальные инстанции и СМИ, однако видимых результатов это не принесло. Ситуация стала настолько острой, что началась миграция населения из этого стратегически важного региона. В рамках реализации плана по газификации Гусарского района газопровод проходит рядом с селом Гичан-оба, однако его газификация не предусмотрена.
«Вожделенный газопровод» проведен мимо сел: Гичан-оба, Хиль-оба, Ясаб-оба, Дюзтахир-оба, Аных-оба. Почему газопровод провели мимо этих сел, до сих пор не ясно. Видимо, у составителей долгосрочной программы газификации регионов были на то веские причины.
Между тем, как отмечено ранее на конференции, проходившей в Баку в рамках «Госпрограммы социально-экономического развития регионов Азербайджана в 2014-2018 годах», в настоящее время газификация в Азербайджане достигла 93 процентов. Все наши города на 100 процентов обеспечены газом, а во многих селах этот процесс будет продолжен.
Для сельской местности, испытывающей негативные демографические последствия оттока населения, газификация является очень важным мотивом остаться жить в своих родных селах, поскольку значительно облегчает ведение хозяйства. Так в чем, собственно, дело? Неужели газа для внутреннего потребления у нас все же не хватает? Треть добытого газа в рамках «Шахдениз-1» поставляется на внутренний рынок Азербайджана.
«…Обладая семью миллиардами баррелей нефтяных запасов и 30 триллионами кубических футов запасов природного газа, Азербайджан ежедневно доставляет около миллиона баррелей нефти в Европу, а также обеспечивает 40 процентов потребления энергоресурсов Израиля. Посредством новой трубопроводной сети «Южного газового коридора» Азербайджан ежегодно будет поставлять в Европу 16 миллиардов кубометров природного газа, обеспечивая энергетические потребности Европы», — пишет посол Азербайджана в США Эллин Сулейманов.
Выходит, газа у нас в стране хватает с избытком и на внутреннее потребление, а вот ПО «Azerigaz» всячески тормозит решение вопроса обеспечения газом в полном объеме всего населения Азербайджана. Некоторые эксперты уверены, что газовая отрасль Азербайджана нуждается не в латании дыр, а в отказе от показухи, нуждается в радикальной реформе, с учетом внедрения свободной конкуренции как на внутреннем газовом рынке, так и в экспортной политике.