За рубежом

Попытка теракта против посольства США в Турции: что за кадром?

А.ШАКУР

Террористическая угроза в современном мире — тема вечная. Безопасных адресов и уголков здесь не существует. Атаки террористов в Осло, Париже, Лондоне, Ницце, Брюсселе, Санкт-Петербурге — слишком страшное доказательство.

И точно так же угроза терактов существует в Турции, где на днях объявили о предотвращении очередной кровавой «акции».

В столице Турции было объявлено, что посольство США в Анкаре в понедельник будет закрыто для публики в связи с угрозой безопасности. Сотрудники посольства будут оказывать лишь услуги неотложного характера. Визовые собеседования и оказание других повседневных услуг будут отменены, сообщили в посольстве, отметив, что о возобновлении работы посольства в полном объеме будет объявлено дополнительно.

Вице-премьер и пресс-секретарь правительства Турции Бекир Боздаг, выступив сегодня с заявлением по завершении заседания совета министров, сказал, что в этой связи предприняты все необходимые меры.

«Решение закрыть на сегодня (понедельник) посольство США было принято не по политическим причинам, а из соображений безопасности. Наши силы безопасности находятся начеку по всей стране, а не только в отношении посольства США. Меры безопасности повышены», — указал он. Посольство США продолжает находиться под усиленной охраной полиции Анкары. 6 марта работа посольства не возобновилась.

Однако в Турции появились сообщения о предотвращенном нападения. В рамках операции, проводимой против террористической организации ИГИЛ Управлением безопасности Самсуна совместно с Национальной разведывательной организацией Турции (MIT), были задержаны 4 иракцев, готовивших нападение на посольство США в Анкаре.

В результате проверки документов пассажиров автобуса, следовавшего по маршруту на дороге Самсун-Анкара, были задержаны двое граждан Ирака. Позже были установлены и задержаны в районе Илкадым еще двое граждан Ирака, которые находились в контакте с подозреваемыми.

К какой группировке принадлежат задержанные, по официальным каналам не уточняется. По мнению экспертов, речь может идти о боевиках ИГ-ДАИШ. Во всяком случае, такую версию приводит Haber7. Кроме того, 5 марта после предупреждения посольства США в Турции об угрозе террора, в Анкаре была проведена операция против ИГИЛ, задержаны 12 человек. В целом есть подозрения в отношении 20 человек. Антитеррористическая операция продолжается, и возможно, громкие аресты еще последуют.

Вопрос — «зачем?» в таком случае задавать не принято. Террористы ИГ пытаются провести атаки на цели, связанные с США, во многих странах мира, и Турция тут не исключение. Другое дело, что теракт в Анкаре предотвратили на весьма показательном фоне.

В Сирии армия Турции продолжает операцию «Оливковая ветвь» — против курдских группировок, которые, как утверждают в Анкаре, получают поддержку от США. «Уже 46 дней как Турция проводит операцию «Оливковая ветвь» в регионе Сирии Африн. До настоящего времени от PYD/YPG — сирийского крыла террористической организации РКК, было очищено 700 кв.м территории, уничтожены 2872 террориста» — об этом, сообщает АПА со ссылкой на турецкий телеканал NTV, на заседании АКР сказал президент Турции, председатель правящей партии Справедливости и развития Реджеп Тайип Эрдоган.

По его словам, Турция в операции «Оливковая ветвь» потеряла 41 военного, Сирийская свободная армия — 159 бойцов. Турецкая армия контролирует около половины территории, на которой она проводит операцию «Оливковая ветвь» в сирийском Африне, заявил, в свою очередь, вице-премьер Турции Бекир Боздаг.

«ВС (вооруженные силы) Турции контролируют уже почти половину территории Африна, на которой проводится операция «Оливковая ветвь». С начала операции нейтрализованы 2795 террористов, от них очищено 142 объекта, в том числе 112 населенных пунктов и 30 стратегических высот», — пояснил Боздаг журналистам.

Турция создаст девять лагерей для расселения 170 тыс. человек вблизи сирийского Идлиба на севере Сирии. Это территории, которые перешли под контроль турецких вооруженных сил (TSK) и «Свободной сирийской армии» (FSA) после операции «Щит Евфрата» на востоке и севере Сирии, сообщает газета Daily Sabah со ссылкой на официального представителя турецкого МИД Хами Аксоя.

Однако внимание прессы привлекает другое заявление Эрдогана. Турция не откажется от сделки по закупке зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф» у РФ, несмотря на возможные санкции со стороны США, вновь заявил президент Турции, которого цитирует ТАСС.

«Вы ничего не говорили в адрес Греции (по закупке систем С-300 у РФ — прим. ТАСС), говорили, что не позволите Турции приобрести С-400, называли соглашение с Россией ошибкой. Вы также говорили, что можете ввести санкции. Мы не собираемся перед вами отчитываться. Мы без каких-либо уступок пойдем по правильному пути для достижения собственных целей», — приводит его слова телеканал «Хабер тюрк».

Эксперты, однако, не исключают: вопрос С-400 остается для Анкары предметом торга. Во всяком случае, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Турции Хами Аксой на пресс-конференции в Анкаре заявил, что «Турция сообщит правительству Соединенных Штатов на заседании 8-9 марта о своих ожиданиях, касательно того, что Вашингтон предпримет конкретные шаги по возвращению оружия, которое США предоставило «Отрядам народной самообороны»».

Хами Аской также заявил, что министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу планирует посетить Россию с 12 по 14 марта, а затем встретится со своими американским коллегой Рексом Тиллерсоном в Вашингтоне 19 марта. Версия, что отказ от закупки С-400 в Анкаре могут «обменять» на прекращение оружейной «подпитки» курдов, от чего Вашингтон всеми силами открещивается.

Обеспокоенность Анкары более чем понятна: РКК не первый год ведет террористическую войну на ее территории. Что вызывает достаточно нервозную реакцию многих: США достаточно долго оказывали поддержку курдским группировкам в Сирии и Ираке, используя их против ИГ-ДАИШ. Но теперь от новых союзников Вашингтон получил целый ворох проблем. С одной стороны, YPG активно идет на союз с Башаром Асадом, что в США считают предательством. С другой, дружба с курдами откликнулась серьезными проблемами с Турцией.

Так или иначе, Джеффри Аронсон в статье для американского издания The American Conservative полагает: «Не должно быть ничего удивительного в том, что союзники США из числа сирийских курдов — которые давно враждебно настроены против Турции, партнера Вашингтона по НАТО, — теперь идут на примирение с врагом Белого дома, президентом Сирии Башаром Асадом».

Как напоминает аналитик, «с начала войны в Сирии в 2011 году курдские Отряды народной самообороны (YPG) и их союзники при решающей поддержке США смогли в ходе борьбы с террористической группировкой «Исламское государство» захватить три территориальных образования на границе с Турцией».

Но после того, как Турция начала операцию с целью выдавить YPG из западного анклава Африна, а официальный Дамаск в ответ направил в регион свои нерегулярные части, которые должны подключиться к защите граждан страны, по мнению эксперта, «несмотря на хаос складывающейся ситуации, очевидно, что в войне в Сирии начинается новая глава, в которой номинальные союзники Вашингтона после поражения ИГИЛ пытаются определить собственное будущее. Для оказавшихся не у дел курдов это означает продолжение усилий по улучшению условий нахождения своего меньшинства под контролем Дамаска».

По его мнению, США «слишком часто упрощают сложные вопросы до понятным им карикатур, в рамках которых курды выступают против арабов, сунниты против шиитов, турки против курдов и так далее. Такое упрощенчество скрывает больше, нежели проясняет, однако такой подход идеален для страны, обладающей ограниченным временным горизонтом и не имеющей почти никакого национального интереса в исходе. Действительно, можно ли сказать, что судьба США зависит о того, чей флаг развевается над Африном? Более того, так же часто США конструируют свою политику вокруг противостояния хороших и плохих «парней». И по определению Вашингтон всегда выступает на стороне «ангелов», однако в действительности в Сирии и в других местах всё сложнее, а ситуация имеет много серых оттенков. Вашингтон же доказал свою неспособность их различать».

На этом фоне уже не получится исключать, что с курдами в Сирии сыграют в ту же игру, что и с армянами в Восточной Анатолии — их просто «выведут за скобки». Тем более что уже есть опыт референдума в иракском Курдистане.

Но… Даг Бендоу в статье для американского издания The National Interest, чьим издателем является завсегдатай российских ток-шоу Дмитрий Саймс, заявляет: «Официальные лица Вашингтона регулярно называют Турцию своим жизненно важным союзником, однако ее президент Реджеп Тайип Эрдоган и правительство регулярно выступают с угрозами в адрес США, сотрудничающих с курдскими формированиями на севере Сирии. Сам Эрдоган лично заявил, что Турция может дать «османскую пощечину» американским войскам, чем, к сожалению, укрепил свою популярность среди все более антиамерикански настроенной общественности Турции. При этом, хотя никто всерьез не верит в открытое вооруженное противостояние между двумя странами, говоря о единстве целей Вашингтона и Анкары, политики США либо лгут, либо попросту заблуждаются».

После чего дает недвусмысленный совет: «Тем не менее угроза открытого конфликта между двумя странами не надумана. Она демонстрирует степень, в которой между двумя странами произошло расхождение, и с каждым новым днем и каждой новой операцией военных число противоречий лишь увеличивается. Поэтому вместо того чтобы жертвовать своими ценностями и интересами, Вашингтону следует отказаться от нереальных ожиданий от Турции, установив с ней более реалистические отношения».

Можно понять, какой эффект на этом фоне возымел бы теракт против американской дипмиссии в Анкаре. На раскол между США и Турцией ставки делались и делаются весьма серьезные. И тут уже не получится не озвучить вопрос, только ли сумасбродные террористы из Ирака могли стоять за предотвращенным терактом.