Дж.АЛЕКПЕРОВА
В рамках круглого стола «Молодежь против экстремизма и радикализма» Echo.az удалось пообщаться с директором Института международных отношений, доктором политических наук, профессором, заведующим кафедрой международных отношений, политологии и мировой экономики Пятигорского государственного университета, руководителем Научно-исследовательского института стратегических исследований (НИИСИ) Виктором Паниным.
Сфера научных интересов профессора Панина: международные отношения, мировая политика, политическая интеграция, российско-американские отношения, Кавказ, Ближний и Средний Восток, теоретические и прикладные аспекты международных отношений, безопасности, терроризма и экстремизма.
ИНТЕРВЬЮ
Вы научный редактор свыше десяти монографий по проблемам международных отношений и вопросам безопасности. Могли бы вы назвать три главных угрозы безопасности Азербайджанской Республики?
Первая — это угроза терроризма. По мере разгрома террористических группировок, которые сегодня находятся на Ближнем Востоке, часть террористов обязательно попытается вернуться в регион Центральной Азии, в том числе Россию и Азербайджан. Мы не можем этого исключать, это очевидный факт. Поэтому Азербайджану и России необходимо скоординировать совместные усилия в этом направлении, дабы не допустить проникновение террористов на нашу территорию.
Я не претендую на роль эксперта именно по Азербайджану, но, на мой взгляд, вторая угроза — в политической нестабильности страны. Сегодня Азербайджан динамично развивается, вполне очевидно, что существуют политические силы, которые не заинтересованы в этой стабильности. Особенно это очень важно в преддверии президентских выборов, которые состоятся 11 апреля этого года. В этом аспекте сохранение политической стабильности крайне важно в том формате, который мы сегодня видим.
Что касается третьей угрозы, то это — рост религиозного экстремизма. Речь идет о радикальных группировках внутри страны, которые пытаются «расшатать» ситуацию. Дело в том, что, как правило, радикальные группировки получают серьезную финансовую подпитку из-за рубежа. Цель их очевидна — дестабилизировать ситуацию в регионе, в том числе в Азербайджане.
Говоря о финансовой подпитке из-за рубежа, вы имеете в виду Запад и США?
Не только, это могут быть различные силы, которые не заинтересованы в стабильной ситуации на Кавказе и регионе Каспийского моря. Здесь могут быть и конкуренты в области энергетического рынка. Кроме этого, никто не отменял экономических конкурентов.
Вы отметили, что по мере разгрома террористических группировок, которые сегодня находятся на Ближнем Востоке, часть террористов обязательно попытаются вернуться в регион Центральный Азии, в том числе Россию и Азербайджан. Скажите, как решать проблему «возвращенцев»?
К этому вопросу необходимо подходить более избирательно. Если человек запятнал себя кровью, активно участвовал в террористических действиях, то к нему должны быть предприняты самые жесткие меры, включая лишение гражданства и изгнание из страны. Если человек не успел запятнать себя кровью, оказался в террористической сети по иным причинам, то с ним нужно работать. Ведь есть люди, которые попали в ряды террористов ошибочно, по ложным заблуждениям. С этой категорией людей, которые осознали свои ошибки и хотят исправиться, нужно работать и давать людям шанс. Одним словом подход должен быть избирательным.
У вас случайно нет данных относительно того, какое количества людей из Южного Кавказа сегодня пополняют ряды террористов?
У меня нет точных данных относительно того, сколько человек из стран Южного Кавказа находятся в рядах террористических группировок. Да и точных данных быть не может. Ведь многие молодые люди выезжали в регион не напрямую. Они сначала проходили подготовку в специальных лагерях для боевиков, один из которых, например, существует в Афганистане. Поэтому сложно посчитать, сколько выходцев из стран Южного Кавказа находятся в рядах террористических организаций на Ближнем Востоке.
В этом году в Азербайджане пройдут президентские выборы. Стоит ли ожидать террористической угрозы в преддверии президентских выборов?
Такой угрозы никогда исключать нельзя и стоит подходить к этому вопросу теоретически. Существует достаточно много геополитических оппонентов и конкурентов, которые заинтересованы в этом. В том числе и со стороны радикальных группировок. Во время проведения таких крупных политических акций всегда необходимо быть начеку, поскольку возможность проведения терактов исключать нельзя. Поэтому Россия и Азербайджан в этом вопросе должны быть очень внимательны. Как правило, террористические акты случаются в местах большого скопления людей.
В заключение, как вы оцениваете антитеррористическую деятельность Азербайджана?
Количество терактов обратно пропорционально эффективности действия государства и гражданского общества. Чем меньше терактов, тем более эффективно работают спецслужбы и институты гражданского общества. Потому что борьба с терроризмом — это не только задача государственных структур, но и всего общества в целом. С этим злом надо бороться совместными усилиями.
Отметим, что организаторами круглого стола «Молодежь против экстремизма и радикализма» выступили российский Пресс-клуб «Содружество» и Азербайджанский университет языков в партнерстве с Российским государственным гуманитарным университетом. Мероприятие предваряет Молодежный форум молодых лидеров Евразии 22 марта 2018 года в Москве, в котором примет участие и делегация из Азербайджанской Республики.