За рубежом

Кольцо вокруг Африна сжимается

НУРАНИ

Известное правило американской политической жизни, согласно которому, президент может занимать свой пост не более чем два срока подряд, появилось, как известно, уже после второй мировой войны. Как уверяют многие эксперты, передача власти от одной администрации к другой — процесс сложный. Новым людям, многие из которых приходят в правительство без должного опыта работы в «федеральных» структурах, нужно время, чтобы «войти в курс дела», понять, как все это работает…

Понятно, что выборы проходят в первый вторник ноября, президент вступает в должность 20 января, но полностью подготовиться к новым задачам удается далеко не всегда. Хорошо, отмечают «американисты», если прежние обитатели высоких кабинетов оставят новичкам какие-то наработки. А если нет?

Но нередко случается и другое: новой администрации приходится с трудом разбираться с последствиями деятельности прежней команды. Что и происходит сегодня с Дональдом Трампом, которому вместе со своей «командой» приходится с трудом разбираться с политическим наследием Барака Обамы и его госсекретаря Джона Керри.

Напомним: именно во времена Обамы у США существенно «натянулись» отношения с Израилем. Впрочем, негативное отношение Трампа к иранской «ядерной сделке» и тем более решение США перенести свое посольство в Иерусалим разблокировало ситуацию.

А вот с Турцией все оказалось сложнее. Развернутая прежде кампания помощи курдам в Ираке, а затем и в Сирии по понятным причинам вызывает беспокойство у Анкары, для которой это вопрос не престижа, а безопасности. Другое дело, что публично «сдать» своего союзника Вашингтону не хочется.

После визита в Анкару госсекретаря США Рекса Тиллерсона наступила своеобразная пауза. В Анкаре официальные лица заметно снизили уровень жесткой риторики в отношении США — обвинения в поддержке террористов звучат только на уровне СМИ. В Вашингтоне «курдско-турецкой» темы вообще предпочитают не касаться.

А тем временем события в сирийской Восточной Гуте вольно или невольно заслонили в информационном поле ситуацию в Африне, где Турция продолжает свою операцию «Оливковая ветвь». И где, судя по многим признакам, события приближаются к кульминации.

Еще в конце февраля появились сведения, что Турция направила в район сирийского города Африна силы специального назначения для ведения боевых действий с курдскими вооруженными формированиями в городской местности. Об этом, во всяком случае, говорил вице-премьер Турции Бекир Боздаг.

«Переброска спецназа является частью подготовки к новому сражению, которое приближается», — сказал Боздаг журналистам. По его словам, сейчас бои продолжаются в деревнях и за пределами города Африн. «Театр военных действий переместится в районы, где множество гражданских лиц», — подчеркнул вице-премьер.

Тогда же в Анкаре заявили, что совместная операция турецких войск и союзной им «Свободной сирийской армии» (ССА) в регионе Африн на северо-западе Сирии перешла ко второму этапу. Именно на фоне заявлений о переходе ко второй стадии операции «Оливковая ветвь» в Африн были введены подразделения турецкой полиции и жандармерии. Также было объявлено о переброске в зону боевых действий формирования «Курдские соколы» и групп армейского спецназа ВС Турции, которые подготовлены к боям в условиях плотной городской застройки административного центра региона Африн.

«Из этих шагов Анкары можно предположить, что первый этап операции ограничился развёртыванием совместной группировки турецкой армии и исламистской в своей основе ССА на всех основных четырех направлениях наступления (районы Бюльбюль, Шинкал и Шейх-Хавруз на севере, Раджу и Шейх-Хадид на западе, Джиндерес на юго-западном участке фронта и горная местность Берсая — на северо-востоке), — испуганно вещает российский сайт EADaily. — После чего второй фазой планируется закрепить присутствие турецко-исламистского альянса в приграничных селениях Африна, из которых были выбиты курдские «Отряды народной самообороны» (YPG)».

Выражение «турецко-исламистский альянс» оставляет, конечно, острое ощущение «дежа вю». О мнимых связях Турции с исламистами в Сирии российские СМИ любили рассуждать как раз в то время, когда Путин на фоне очередного потепления в отношениях с Анкарой вдруг отправился в Ереван на мероприятия по поводу столетия «геноцида армян», российские военные самолеты начали периодически залетать в воздушное пространство Турции, а политики и журналисты в один голос заговорили об «игиловской нефти», которая будто бы транспортируется через турецкий терминал в Джейхане. Возможно, конечно, что в EADaily просто не успели скорректировать риторику. Но…

В Турции объявлено об освобождении города Раджу. Участники антитеррористической операции «Оливковая ветвь» продолжают успешное продвижение на северо-западе Сирии, сообщает «Сегодня» со ссылкой на агентство Анадолу.

Как указывается, подразделения ВС Турции и отряды Сирийской освободительной армии очистили от террористов села Рамадие и Хамилек на юго-западе района Африн. Кроме того, подразделения турецкой армии и отряды оппозиции обеспечили контроль над райцентром Раджу. Большая часть стратегически значимого города на западе сирийского Африна уже очищена от террористов. Остается уничтожить небольшую группу террористов, остающихся в центре Раджу.

Как сообщает агентство, операция по освобождению города Раджу была начата утром 3 марта. После ожесточенных столкновений террористы были отброшены от пригорода к центру города. Затем был обеспечен контроль над большей частью города, где проводятся рейды по зачистке от террористов и работают саперы.

В целом с начала операции «Оливковая ветвь» в пяти районах Африна от террористов освобождены два райцентра, 93 села, шесть ферм, 21 стратегическая высота и база террористов YPG/PKK — в целом 123 объекта.

Но, пока СМИ держат в центре внимания реакцию Запада на продвижение Турции в Африне, небезынтересные процессы развиваются между Анкарой и Москвой. Где газета «Взгляд» радостно сообщает, что курдские «Силы народной самообороны» (YPG) «отразили атаки турецких войск в городе Раджо на севере Сирии, не позволив Турции замкнуть кольцо окружения вокруг Африна», о чем сообщил представитель террористов Бруск Хасеке.

По его словам, в ходе «обороны» города Раджо и его окрестностей «Силы народной самообороны» курдов уничтожили 59 солдат противника, включая турецких солдат и бойцов Сирийской свободной армии (ССА), передает ТАСС со ссылкой на Firat News Agency. Хасеке опроверг информацию турецких СМИ о взятии Раджо формированиями ССА при поддержке турецкого спецназа, рассказав, что «бои идут в западной части города, вокруг деревень Бейданли и Хадж-Халиль, а также у плотины в районе Мейданки».

Можно, конечно, долго спорить, турецкий генштаб или его противники «ошибаются в свою пользу». В данном случае важно другое: российские СМИ явно освещают события в Африне с точки зрения РКК. И на фоне степени контроля Кремля над прессой это не может быть случайностью. Судя по всему, приоритеты Москвы в Сирии уже сменились, пусть даже Эрдогана официально еще не вернули в статус «врага».

Внешне здесь, как говорится, ничего не предвещает беды. Турция и Россия не имеют разногласий из-за проводимой военной операции «Оливковая ветвь» в сирийском Африне, заявил Эрдоган на пресс-конференции на борту самолета, когда возвращался из турне по странам Африки, передает РБК со ссылкой на телеканал TRT Haber.

«По Африну у нас нет противоречий с Россией. Мы продолжаем создавать наблюдательные пункты в Идлибе. Уже создано восемь таких пунктов. В будущем планируется проведение в Стамбуле трехстороннего саммита (Россия — Турция — Иран), подобного саммиту в Сочи. Там будет возможность оценить и обсудить все вопросы», — сказал президент Турции. На вопрос о спорах с НАТО по поводу закупок зенитных ракетных комплексов С-400 из России Эрдоган ответил, что страна — член НАТО Греция ранее закупила у России ЗРК С-300, но санкций в отношении этой страны не последовало. «Мы не будем спрашивать у других, как обеспечить безопасность нашей страны», — пояснил Эрдоган.

Но в реальности министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу предостерег сирийские проправительственные силы от поддержки курдских отрядов на севере Сирии, предупредив, что это не помешает Анкаре продолжить операции в Африне.

Тем не менее, в конце февраля сирийское госагентство САНА сообщило о прибытии новых отрядов ополчения в район Африна, где турецкая армия ведет операцию против курдских сил. А формальный президент Сирии Башар Асад назвал «естественным» прибытие народного ополчения Сирии в Африн, пока армия САР занята на других фронтах.

«Ввод народных сил в Африн естественен, когда идет агрессия извне, то это нормально, когда объединяются различные представители общества, в то время как сирийская армия воюет с террористами в других местах», — цитирует пресс-служба заявление Асада.

А вот это уже серьезно. Особенно с учетом степени контроля Москвы над Дамаском. И с учетом того обстоятельства, что вывести Турцию из НАТО Москве так и не удалось. На этом фоне предположение, что Москва решила потеснить Эрдогана в Турции руками Асада, как минимум имеет право на жизнь. И тут лучше держать в голове тот факт, что именно в рядах «сирийского ополчения» находились бойцы ЧВК «Вагнер», которые пытались захватить завод «Коноко» в Сирии и попали под удар американской авиации.

Только вот здесь не стоит забывать: удар по «вагнеровцам» был не просто военной неудачей Москвы.

Еще по горячим следам тех событий Андрей Пионтковский в украинском издании «Зеркало недели» отмечал: «Россияне были развращены годами американской беспомощности в Сирии, еще начиная с Обамы. Вспомните только его госсекретаря Джона Керри, который постоянно ползал на брюхе перед Лавровым. Поэтому россияне и представить не могли, что может быть дан какой-то военный отпор. Россияне просто пошли решать конкретную финансовую задачу: захватить нефтеперерабатывающий завод. И демонстрация американской мощи произвела глубокое впечатление шока на Кремль. Этот эпизод показал цену всех так называемых успехов и побед в Сирии. Тем более, те события совпали с другим очень чувствительным ударом: практически в тот же день Израиль уничтожил половину сирийской противовоздушной обороны. Это очень сильный удар по руководству России, демонстрирующий полную уязвимость российской военной машины».

Как уверен Пионтковский, «для Москвы страшнее то, что Израиль и США продемонстрировали свои технические возможности, как супердержавы. Ведь что сегодня может российская военная машина? Расстреливать ракетами, запускаемыми с Каспийского моря или бомбардировать города с мирными жителями? Первое же элементарное лобовое столкновение продемонстрировало, что американские и российские военные машины в разных лигах. Уверен, что сейчас наверху идут очень серьезные дискуссии и разборки по этому поводу».

А Турция, как известно, обладает второй по мощи армией в НАТО. Так что Москве не стоит особенно рваться на защиту Асада в Африне. Даже если велик соблазн сразу после визита Тиллерсона «щелкнуть по носу» Эрдогана.