За рубежом

Италия без большинства

А.ШАКУР

Российская внешняя политика на европейском направлении точнее всего описывается строчкой из популярной на рубеже восьмидесятых-девяностых песни в исполнении Александра Малинина: «То берег, то море, то солнце, то вьюга, то ласточки, то воронье».

Сначала в России вполне серьезно делали ставку на возможный раскол между Европой и США. Во всяком случае, нынешний глава СВР Сергей Нарышкин вполне серьезно рассуждал об этом. Что, впрочем, не помешало Сергею Лаврову в декабре 2016 года объявить: «Не думаю, что открою большой секрет, если скажу, что нам известно о наличии в Евросоюзе письменных инструкций о том, как каждая страна, включая страны — кандидаты на вступление, должна публично высказываться при любом упоминании о РФ».

Оказывается, «там записано, что абсолютным обязательством всех этих стран надо произнести, как мантру, термины «аннексия Крыма», «оккупация Донбасса» и т.д. Очень похоже на то, что эта инструкция обязательна к исполнению». Правда, тут же выразил надежду, что, по его мнению, «слепого подчинения уже не наблюдается», поскольку в Евросоюзе есть немало стран, «которые понимают всю абсурдность нынешней ситуации».

Теперь же ставка делается уже не на «антиамериканские» силы в Европе, а на разного рода «антисистемные» силы, маргиналов, ксенофобские группы и т.д. Что в очередной раз продемонстрировала реакция России на выборы в Италии.

Как передает «Евроньюс», по предварительным результатам подсчёта голосов, поданных на парламентских выборах в Италии, первое место занимает правоцентристская коалиция, в которую входит праволиберальная партия «Вперёд, Италия!» Сильвио Берлускони, правопопулистская «Лига», национал- консервативные «Братья Италии» и христианские консерваторы «Мы с Италией».

Правоцентристы могут получить более 35% в обеих палатах парламента. Причем «Лига» впервые обходит партию «Вперед, Италия», что может позволить Маттео Сальвини выдвинуть свою кандидатуру на пост премьер-министра.

Самый лучший результат среди отдельных партий показало антисистемное «Движение пяти звезд», которое не причисляет себя ни к правым, ни левым. Оно получило более 30% голосов. Итальянское «Движение «5 звезд» будет стержнем избранного на состоявшихся в воскресенье выборах созыва парламента, уже заявил журналистам в импровизированной штаб-квартире партии в римском отеле Parco dei Principi ее представитель Альфонсо Бонафеде.

«Сегодняшний результат — невероятный. Хотя пока мы располагаем только экзитполами и должны сохранять осторожность, но уже совершенно очевидно, что «Движение «5 звезд» будет ведущим стержнем этого созыва», — цитирует его ТАСС. Как напоминает в этой связи The Washington Post, еще в феврале президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер частным образом выражал тревогу насчет успеха популистских партий на выборах в Италии. Европейцам, по его словам, нужно «готовиться к худшему сценарию, а худшим сценарием будет отсутствие действующего правительства».

«Когда ранним утром в понедельник голоса были подсчитаны, «худший сценарий» Юнкера, по-видимому, стал реальностью. Около половины итальянских избирателей проголосовали за популистские партии, которые некогда считались маргинальными, и стабильного правительства не просматривается», — отмечает автор статьи Ишан Тарур.

Журналист The Washington Post Майкл Бирнбаум так прокомментировал итоги выборов для «Движения пяти звезд»: «Это экстраординарный результат: оно, похоже, получило почти столько же голосов, сколько основные левоцентристские и правоцентристские партии вместе взятые. Из-за сложной избирательной системы Италии первоначальные результаты еще могут немного измениться, но политики всего спектра оценивают первые прогнозы как землетрясение».

«Итальянская политика известна своей хаотичностью, и премьер-министры редко оставались в должности все пять лет своих полномочий. Но этот год примечателен явным ощущением того, что старая система рушится. То, что здесь происходит, может отозваться и в других странах Европы», — приводит автор публикации мнение своих коллег.

«Некоторые аналитики рассматривали выборы как последнюю битву между наступающей волной нелиберальных популистов и загнанными в угол защитниками либерального европейского статус-кво», — отмечается в статье. Французский политолог Доминик Моиси писал, что итальянские избиратели делают выбор не только между партиями, но и между политическими режимами.

«Очертания нового режима все еще неясны, но старый определенно уходит», — констатирует Тарур. Итальянские избиратели решительно отвергли такой предпочтительный вариант, как большая коалиция между правоцентристской фракцией Берлускони и «Демократической партией» бывшего премьера Маттео Ренци.

«Популистский альянс между «Движением пяти звезд» и «Лигой», немыслимый несколько месяцев назад, теперь как минимум вероятен. В рамках другого сценария — коалиции между «Лигой» и «Вперед, Италия» Берлускони — следующим премьером может стать лидер «Лиги» Маттео Сальвини. Даже для Италии, которой свойственны политические лихорадки, это будет знаменательный поворот событий», — пишет автор статьи.

Совокупный результат левоцентристов — 23%, а правящая Демократическая партия не смогла преодолеть психологический барьер в 20%. Стратегия бывшего премьера- левоцентриста, чья партия по последним официальным данным на парламентских выборах достигла исторического минимума в 19% голосов, подлежит пересмотру, пишет корреспондент французской Le Monde в Риме Жером Готере.

В 3 часа утра министр сельского хозяйства Маурицио Мартина, вице-секретарь Демократической партии, появился в зале для прессы в Назарено (предвыборный штаб ДП), чтобы признать «ясное поражение» и добавить, что секретарь партии Маттео Ренци возьмет слово завтра. Удастся ли бывшему премьер-министру удержаться на своем посту, как он это объявил накануне, за несколько дней до выборов? Не факт, и слухи о его скорой отставке не прекращаются во время избирательной ночи, описывает автор.

В центре критики в этот вечер поражения оказывается именно Ренци и стратегия, которой он следовал в последние месяцы. В первую очередь, решение разработать «Розателлум», избирательный закон, побуждающий к установлению альянсов, по которому так и не удалось их завязать, что способствовало созданию условий для победы правоцентристской коалиции, отмечает журналист.

Наконец, стратегия, применявшаяся с самого начала, — пойти на все ради установления «большой коалиции», начиная с ДП и заканчивая правой партией «Вперед, Италия», — тоже улетучилась в процессе выборов, говорится в статье. Таким образом, итальянские левые пробудились от удара по голове, после изматывающих пяти лет пребывания у власти. До сих пор в европейской политической панораме, где социал-демократия почти вымерла, Италия представляла собой исключение. Очень похоже на то, что после воскресного вечера такое положение прекратится, комментирует Готере.

В России в центре внимания вновь оказался экс-премьер Италии Сильвио Берлускони. СМИ уже окрестили Берлускони «серым кардиналом», который хочет управлять политикой из-за кулис. WP называет его «знакомым лицом, которое появилось в проблемное время», указывает «Газета.ру». Политик обещает, что в случае прихода к власти его партия покончит с хаосом, а также улучшит ситуацию в экономике. Страна действительно испытывает немало проблем: молодежь не может найти работу, а из-за ситуации с наплывом мигрантов в Италии растут националистические настроения.

Главный партнер партии Берлускони, лидер националистической партии «Лига Севера» Матео Сальвини, является членом Европейского парламента, в котором отстаивает евроскептические взгляды и даже вел кампанию против евро. Политик также выступает за укрепление связей с Россией и отмену санкций, указывает «Газета.ру».

Сторонники Сальвини видят его в кресле премьера страны, сам он заявил, что, если сможет получить на один голос больше, чем Берлускони, то станет премьером. Однако источник, близкий к коалиции и хорошо знающий Сальвини, считает, что тот вряд ли займет этот пост. «Здесь нужен медиатор», — сказал он «Газете.Ru». Впрочем, в недавней статье на своем сайте итальянский эксперт Бернардини упрекнул российских журналистов в излишней «зацикленности» на Берлускони: «Оставьте Путина в покое, основывать собственные политические предпочтения на личностных дружественных отношениях — недостойно и неправильно».

Сам Берлускони, которому исполнился 81 год, не может претендовать на пост премьера, поскольку осужден за уклонение от уплаты налогов, однако считается теневым идеологом и руководителем коалиции, напугавшей проевропейских итальянских обозревателей, уточняет Би-Би- Си. «Выборы 4 марта принесли результат, которого Европа боялась, а Италия не ожидала — во всяком случае, в таком масштабе, — написал колумнист газеты La Stampa. — Проиграв в других частях Европы, популизм выиграл здесь. Теперь он будет или править страной, или заблокирует всю систему».

Впрочем, кто будет править страной, ясности пока нет. Предварительные результаты показывают, что ни одна партия или коалиция не набирают более 40 процентов, указывает «Немецкая волна», дополняя, что преодоление этой отметки является необходимым условием для формирования правительства. При этом ранее все три ведущие политические силы — «Пять звезд», блок консерваторов и правых популистов, социал-демократы — исключили создание коалиционного правительства. Поэтому самой большой загадкой для итальянских избирателей остается то, каким образом будет сформирован новый кабинет министров Италии.

Можно, конечно, вспомнить опыт ФРГ, где после долгих заверений, что никакой «большой коалиции» не будет, тем не менее, эту самую коалицию активно создают. Другое дело, что здесь пока еще даже примерно неясен состав будущего правительства.

В Кремле еще до выборов поторопились заявить: их, мол, устраивают все. Но вот получится ли России извлечь выгоду из итальянских выборов — вопрос сложный. Заместитель директора института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк в интервью телеканалу «Царьград» рассказал возможный сценарий будущих отношений между Италией и Россией.

Именно у побеждающей коалиции сейчас, по мнению эксперта, в большей степени, «есть, скажем, так, повестка со стороны народа. Но дело в том, что сама Италия находится в достаточно сложном положении», — озвучил Данюк, перечислив все основные «слабые стороны страны», в числе которых «условный, замороженный, но, тем не менее, существующий кризис в банковском секторе», проблемы с ростом ВВП, сильная зависимость Италии от внешней конъюнктуры.

Что же касается санкций, то, по его словам, «Италия теряет достаточно большое количество поступлению в бюджет, потому что примерно 200 тысяч рабочих мест ориентировано на российский рынок. Но, тем не менее,тот же Берлускони, всегда пытаются определенные преференции для своего государства выбить», — поясняет эксперт.

Другой вопрос: получится ли у сложившейся коалиции эффективно работать? По мнению Никиты Данюка, «на фоне предыдущего периода новые власти Италии будут казаться более успешными».

Что касается налаживания позитивного диалога с нашей страной, то Италия «всегда относилась к тому немногочисленному пулу европейских государств, которые выступают за скорейшее снятие санкционного режима». Однако, получится ли у того же Берлускони продавить отмену антироссийских санкций — тоже вопрос, отмечает эксперт.