За рубежом

Карлес Пучдемон покидает сцену

А.ШАКУР

Ситуация в мятежной провинции Испании — Каталонии — продолжает развиваться по трудно предсказуемому сценарию. Парламент Каталонии проголосовал за резолюцию, в которой осуждает «незаконное отстранение» Карлеса Пучдемона с должности главы правительства автономии, однако отказался подтвердить провозглашение независимости 27 октября, сообщает El Pais. За документ проголосовали 68 депутатов, против были 8.

Партии, выступающие против независимости Каталонии, отказались голосовать за резолюцию в знак протеста, указывает «Телеграф». В тексте документа содержится одобрение референдума 1 октября 2017 года. Резолюция «утверждает, что выборы 21 декабря подтвердили тот факт, что большинство поддерживает силы, которые выступают за независимость в форме республики».

Кроме того, депутаты призвали правительство Испании прекратить вмешиваться в деятельность органов Каталонии и мешать реализации желания граждан, выраженного на референдуме.

В то же время, парламент Каталонии не стал включать в резолюции поправку партии CUP, по которой новый парламент подтверждает провозглашение независимости Каталонии 27 октября — притом, что накануне президиум парламента внес этот пункт в повестку дня. Однако прокуратура позже предупредила, что в случае голосования за эту поправку на членов президиума будет ждать преследование.

Здесь. возможно, необходимо напомнить: еще по горячим следам своего фейкового «референдума», который власти Испании с самого начала объявили незаконным, в Каталонии пытаются изобрести компромисс между верностью обещаниям и благоразумием. Во всяком случае, еще тогда Карлес Пучдемон после резкой реакции Мадрида попытался объявить о «приостановке» процесса провозглашения независимости, но это ему не помогло.

Теперь же в Каталонии «отодвигают» самого Пучдемона. Который, напомним, находится в весьма уязвимом положении. Верховный суд Испании в апреле может возобновить действие европейского ордера на арест бывшего главы правительства Каталонии Карлеса Пучдемона, который находится в Бельгии. Впервые прокуратура Испании потребовала выдать европейский ордер на арест отстраненного от власти каталонского лидера в начале ноября после того, как он сбежал из Испании в Бельгию. Однако позже, в декабре, испанская судебная власть отозвала ордер.

На этом фоне Карлес Пучдемон отказался от руководства Каталонией и предложил вместо себя альтернативного кандидата на пост главы правительства региона.

«Я прошу председателя парламента Каталонии не представлять мою кандидатуру для процедуры вступления в должность председателя Женералитета. Я объявляю, что группа «Вместе за Каталонию» предлагает депутата Жорди Санчеса в качестве кандидата на председательский пост», — сообщил экс-лидер Каталонии.

«Возможно, Жорди больше, чем кто бы то ни было, представляет ценности «Вместе за Каталонию». Это мирный человек. Это человек, несправедливо заключенный в тюрьме», — заявил Пучдемон.

«Каталония заслужила право быть независимой республикой, демократической и правовой. И это обязательная цель. Это цель, для которой надо продолжать заниматься политикой изнутри и извне», — заявил он. Пучдемон добавил, что в ближайшие дни соберет членов каталонского парламента на торжественное собрание, чтобы начать новый этап и учредить Совет Республики, который ее поведет по пути к реальной независимости.

Как напоминают журналисты, Жорди Санчес — бывший глава общественной организации «Каталонская национальная ассамблея», второй номер списка от партии «Вместе за Каталонию» на выборах 21 декабря прошлого года. Ему предъявлены обвинения в мятеже, организации восстания и незаконном расходе госсредств. До рассмотрения дела по существу он находится в тюрьме.

Со знаком «плюс» или «минус» новый поворот событий для Мадрида — это еще посмотреть. С одной стороны, уходит со сцены неугомонный Пучдемон. Но, с другой, кандидатура его преемника вряд ли обрадует власти Испании. И не только Испании, кстати говоря. С сепаратизмом сегодня сталкиваются многие страны Европы.

Еще по горячим следам каталонского референдума жители двух областей на севере Италии — Венето и Ломбардии на своих консультативных референдумах проголосовали за расширение автономии, дав старт затяжным переговорам с центральными властями о передаче им части полномочий. Как уже сообщалось в прессе, в том числе в нашей газете, итальянская конституция предусматривает, что пять областей страны — Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия и Валле д’Аоста — на данный момент имеют «особые формы и условия автономии согласно специальным статутам, одобренным конституционными законами».

Именно на этот особый статус, предоставляющий, прежде всего, большую самостоятельность при использовании региональных финансов, и претендуют Ломбардия и Венето.

Испанская La Vanguardia тогда писала: «Два референдума со вкусом каталонского крема, на который в эти дни в Италии большой спрос. События в Каталонии вызвали невероятный резонанс. Десятки журналистов были отправлены в Барселону и Мадрид в поисках информации из первых рук. В барах Милана только и толков, что о Каталонии. Я не преувеличиваю. Итальянцам традиционно симпатичны каталонцы и Барселону в Италии очень любят, но сепаратистские настроения вызывают глубокое беспокойство в стране, объединившейся только в 1861 году и наблюдающей, как на глазах растет попасть между севером и югом».

По словам издания, «»Лига Севера», которая стоит у власти в обеих областях, предприняла этот тактический ход, чтобы разогреть моторы в преддверии парламентских выборов весной. Несмотря на потрясения, Лига выживает благодаря мимикрии, возможной только в Италии. На севере она по-прежнему борется за автономию, а на юге завоевывает сторонников, выступая против массовой иммиграции из Ливии. «Лига Севера» действует очень эгоистично, и это придает ей шарм в стране, где главный лозунг: «Справляйся сам»».

После чего констатировала: «Милан против Рима. Милан снова на подъеме. Милан снова стал европейской столицей Италии, пока Рим увязает в коррупции и бардаке. Без папы Франциска Рим сегодня был бы забытым городом. Пропасть между севером и югом растет. Оба референдума были консультативными и не противоречат Конституции 1948 года. Лига — чрезмерно театральная в девяностых — научилась манипулировать основами конституционного строя. Результаты голосования сообщают: тектонические плиты Италии пришли в движение. Воодушевленный прилетевшими из Каталонии ветрами, север Италии хочет больше власти. Если «Движение пяти звезд», продвигающее референдум по евро, и мимикрирующая «Лига Севера» получат весной большинство голосов, то Евросоюз получит в лице Италии жуткую головную боль».

Но самое главное, по мнению газеты, «Барселона с 1992 года является своеобразным маяком. Кадры от первого октября произвели колоссальный эффект. «Имиджевая катастрофа без смягчающих обстоятельств» — так охарактеризовал произошедшее королевский институт «Элькано». Ее последствия пытается исправить министр иностранных дел Испании Дастис (Dastis). Каталония мощно «подсветила» референдумы в Ломбардии и Венето, добавив повод для опасений Брюсселю. В парижских кабинетах тоже забеспокоились, увидев кадры из Барселоны, грозящие развалом государства. Между тем, Каталония превращается в системную проблему Евросоюза. Он сплотил ряды с испанским королевством, поддержал применение 155-й статьи, жестко выступил против «популистского национализма» и публично размышляет о роли регионов в будущем Европы».

После чего подводит итог: «Барселонский маяк заставил разволноваться все европейские власти. Одностороннее провозглашение независимости означало бы самоубийство. Единственная героическая возможность для каталонцев — отстоять самоуправление и попытаться получше понять мир».

Тогда же РИА «Новости» приводила солидный список возможных очагов сепаратизма в Европе. «Процессы эти идут долгие годы, иногда века, иная до сих пор не завершенная борьба за независимость имеет в своем прошлом немало кровавых страниц. Один из таких примеров — в той же Испании. История национализма басков восходит к концу XIX века, и новая волна ее поднялась в 30-е годы прошлого столетия, когда пришедший к власти диктатор генерал Франсиско Франко упразднил автономию Страны Басков. В конце 50-х возникла леворадикальная националистическая организация ЭТА, выступающая за создание на севере Испании и юге Франции нового суверенного государства. Покушения на чиновников и жандармов, террористические акты, которые устраивала ЭТА, унесли около тысячи жизней. Хотя еще в 1978-м Страна басков получила широчайшую автономию и с тех пор пользуется правами, которых нет ни у одного региона Испании, тем не менее, ЭТА лишь в 2011 году объявила о полном прекращении вооруженной борьбы. Но от идеи обретения независимости и построения своего государства баски так и не отказались», — указывает агентство.

Есть «головная боль» и у Великобритании — Шотландия и Уэльс: «Как только большинство подданных Ее Величества в Великобритании высказалось за выход из Европейского союза, Холируд (парламент Шотландии) сразу проголосовал за проведение повторного референдума — о независимости. Первый такой плебисцит там прошел в 2014 году, и тогда большинство (55,3%) избирателей высказалось за то, чтобы остаться в Соединенном Королевстве. Лидеры Шотландской национальной партии уверены, что теперь результаты будут другими — шотландцы, в отличие от остальных британцев, не хотят расставаться с ЕС: 62% шотландских избирателей высказались против Brexit».

В Германии «опасной» может оказаться Бавария. «Федеральная земля Бавария в экономическом рейтинге Германии не столь весома, как Каталония в Испании, — она занимает лишь второе место после земли Северный Рейн — Вестфалия, хотя прошлогодний баварский ВВП в 2,5 раза больше каталонского: 576 миллиардов евро» — напоминает РИА «Новости».

А во Франции проблемой остается Корсика: «На протяжении нескольких десятилетий французская администрация не могла остановить на Корсике насилие между родовыми кланами и обеспечить там полноценное действие французских законов. Вооруженная борьба, которую вели радикальные сепаратисты из Фронта национального освобождения Корсики (Fronte di Liberazione Naziunale Corsu, FNLS), становилась невыносимой. Террористические акции против банков и объектов туризма напрямую угрожали экономике.

В результате переговоров с Парижем в 1991 году Корсика добилась статуса самоуправляемой территории, в результате чего она располагает большим объемом полномочий в сравнении с другими французскими регионами. Это существенно снизило градус напряжения в обществе. Однако в политической жизни острова по-прежнему действует несколько регионалистских и автономистских партий». И на этом фоне политические маневры Пучдемона в местном парламенте могут иметь знамен для всей Европы.