А.ШАКУР
Слово «хакеры» вошло в лексикон сравнительно недавно — с того момента, как в мире появился Интернет, и стало возможным, сидя у себя дома на диване, взламывать защищенные сети. Вначале «хакеры» развлекались тем, что на первые страницы веб-сайтов правительственных учреждений вешали смешные, провокационные или непристойные картинки. Затем перешли ко взлому банковских компьютеров. Сегодня все чаще в центре внимания — политические страсти и «заказы».
Вот и на сей раз «электронная тревога» объявлена в ФРГ: российские хакеры взломали компьютерную сеть правительства Германии, передает «Немецкая волна».
Хакерская группа АРТ28 смогла проникнуть в сеть министерств иностранных дел и обороны, сообщило в среду, 28 февраля, агентство dpa со ссылкой на источники в немецких спецслужбах. По их данным, хакеры внедрили в сеть вредоносные программы и похитили документы. Немецкие спецслужбы обнаружили атаку в декабре 2017 года, эксперты не исключают, что она длилась в течение всего прошлого года.
Сегодня специалисты пытаются выяснить, насколько глубоко хакерам удалось проникнуть в правительственную сеть, которой пользуются ведомство федерального канцлера, федеральные министерства, ведомство по уголовным делам, счетная палата, а также спецслужбы. А как поясняет DW, группе APT28, известной также под названием Fancy Bear, приписывают еще нападение на внутреннюю сеть Бундестага в 2015 году, в ходе которого они скачали порядка 17 гигабайт данных. Специалисты считают, что АРТ28 работает под руководством Главного разведуправления (ГРУ) Вооруженных сил России.
Как пишет немецкое издание Frankfurter Rundschau, комментируя тот факт, что федеральное Министерство внутренних дел Германии подтвердило атаку на сеть передачи данных федерального правительства, оппозицию в Бундестаге сообщение об атаке «привело в ужас»: Дитер Яначек, председатель комиссии Бундестага по вопросам, связанным с цифровыми технологиями, заявил в разговоре с FR: «Если все подтвердится, то это будет формой ведения войны против Германии».
«Успешная атака хакеров явно показывает, что передача данных в правительстве защищена недостаточно. С учетом конфиденциальности данных это неприемлемое состояние», — разъяснил представитель фракции СвДП по вопросам цифровой политики Мануэль Хеферлин.
По мнению же сетевого эксперта Маркуса Бекедаля, к обвинениям в адрес российской группы хакеров следует относиться с осторожностью. Российский след хакеры могли оставить намеренно, установив время программирования в соответствии со временем в Москве и используя кириллицу. Но в это верится с трудом.
Конечно, не все тревожные прогнозы оправдываются. Но и недооценивать опасности тоже не стоит. Когда в мае 2015 года произошла хакерская атака на Бундестаг, за которой также предположительно скрывалась группа APT28, немецкие политики опасались, что перед выборами в Бундестаг конфиденциальные данные появятся на платформах вроде Wikileaks, однако публикации данных для манипуляциями выборами тогда не произошло, напоминает издание.
Федеральное правительство Германии ежедневно регистрирует 20 высокоспециализированных хакерских атак на свои компьютеры. Также, по данным правительства, постоянно появляются признаки того, что российские шпионы пытались завербовать сотрудников депутатов Бундестага, отмечает издание в заключение.
Понятно и другое. О новой хакерской атаке в Германии заговорили на показательном фоне. С одной стороны, в ФРГ полным ходом идет создание новой «большой коалиции», куда войдут и христианские демократы, и социал-демократы, которые еще недавно и слышать об этом не желали, и свободные демократы. Но, с другой, в рядах тех же «соцдемов» и их избирателей далеко не все с жаром приветствуют эту идею. Если коалиция провалится и на сей раз, предупреждают эксперты, возможны новые выборы. А как можно «разыграть» на выборах чью-то взломанную почту, вряд ли имеет смысл объяснять.
А у России здесь, без сомнения, присутствует свой интерес. Во-первых, это трубопровод «Северный поток-2». В коалиционном соглашении будущего правительства Германии нет ни слова о противоречивом газопроводе «Северный поток-2», сообщает украинский телеканал «24».
Там только сказано, что правительство будет осуществлять реформу энергетической инфраструктуры с учетом рентабельности. Однако, в общем, в Германии инициативу строительства «Северного потока-2» поддерживают. Разрешение на строительство уже дала власть земли Мекленбург — Передняя Померания и горное управление города Штральзунд. А недавно канцлер Ангела Меркель заявила, что проект следует рассматривать с экономической, а не политической точки зрения.
Казалось бы, тревожиться не о чем. Но, добавим от себя, в последнее время ситуация начала «сдвигаться», и здесь тоже звучат критические голоса. Тем более против проекта настроены за пределами ФРГ. Немецкие потребители могут понести дополнительные потери из-за строительства газопровода «Северный поток — 2», писал еще в минувшие выходные Der Spiegel со ссылкой на правительственные документы.
Издание поясняло, что реализация проекта потребует строительства в Германии связывающего участка газопровода стоимостью в 2,7 миллиарда евро. При этом средства на прокладку этой линии должны выделить крупные немецкие энергетические компании, которые будут использовать газопровод. Они, как предостерегал Spiegel, постараются покрыть часть своих расходов за счет потребителей.
Издание также напоминало, что некоторые восточноевропейские государства выступают против реализации энергетического проекта. Однако немецкое правительство, как отмечает Der Spiegel, активно его поддерживает.
Наконец, РФ не против привести в правительство и своих новых фаворитов — «Альтернативу для Германии». Правда, насколько велики здесь шансы, вопрос трудный. В ФРГ эта партия считается безусловно маргинальной — из-за своей ярой ксенофобии. А как тут реагируют на подобные взгляды, показывает история, о которой рассказала все та же «Немецкая волна». В немецком Эссене в центре скандала оказалось местное благотворительное общество Tafel Essen, которое занимается раздачей бесплатной еды — продуктов из супермаркетов, срок годности которых истекает в ближайшее время.
Эссенская организация — одна из более 900 так называемых Tafel — некоммерческих обществ по сбору и раздаче бесплатных продуктов питания, действующих на территории Германии. Как правило, их снабжают едой супермаркеты. Волонтеры собирают продукты, годные к употреблению, но по разным причинам не попавшие на прилавки магазинов — к примеру, из-за небольших дефектов или истекающего срока годности, — а затем раздают малоимущим. В целом в сытой и благополучной Германии подобные организации обеспечивают едой до 1,5 млн человек.
При этом помощь оказывается только жителям Германии с низкими доходами — к примеру, получателям социальных пособий, пенсионерам и родителям, воспитывающим детей в одиночку. Эти люди могут зарегистрироваться в Tafel и получить специальную карту, с которой можно раз в неделю в определенное время прийти в пункт раздачи еды.
Срок действия такой карты составляет от трех месяцев до года, в зависимости от возраста клиента. По его окончанию нужно сделать перерыв; клиенты старше 60 лет могут пользоваться услугами Tafel бесперебойно. Как указано на сайте Tafel Essen, в городе такой картой в данный момент пользуются около 1800 человек.
Обычно у этого пункта выстраивается длинная очередь. Но теперь она заметно поредела — благотворительное общество больше не обслуживает новых клиентов без немецкого удостоверения личности. Глава организации Йорг Зартор говорит, что это вынужденная мера: за последние два года число нуждающихся резко увеличилось из-за притока в Германию беженцев: в данный момент около 75 процентов клиентов Tafel Essen составляют мигранты.
Местные малоимущие неоднократно жаловались на то, что многие иностранцы — в основном, молодые мужчины — ведут себя неподобающим образом — к примеру, пытаются обойти очередь, расталкивая пенсионеров. Поэтому правление организации приняло решение ввести своего рода «паспортный контроль».
Решение Tafel Essen, которым организация фактически разделила нуждающихся на «своих» и «чужих», вызвало в Германии широкий резонанс. Такой шаг осудили не только другие благотворительные организации, но и канцлер ФРГ Ангела Меркель. А в конце февраля неизвестные разрисовали автомобили Tafel Essen свастикой и оскорбительными надписями. Такие же граффити появились и на дверях организации. По словам главы дюссельдорфского общества Tafel Хейке Фонгер, действия эссенских коллег ее шокировали. «Мы оказываем помощь каждому нуждающемуся, вне зависимости от страны его происхождения. Никто не уходит от нас с пустыми руками», — подчеркивает она.
Похожего мнения придерживается и член правления эссенского отделения немецкой правозащитной организации ProAsyl Инка Ятта. «Противопоставление одной группы нуждающихся другой отвлекает внимание (общественности. — Ред.) от их бедственного положения в целом», — отмечает активистка. По ее словам, то, как в Tafel Essen обосновали свое решение, способствует распространению стереотипов о мигрантах и росту ксенофобии.
«Возможно, что доля молодых мужчин иностранного происхождения среди клиентов эссенской Tafel действительно возросла. Возможно, что некоторые из них ведут себя неподобающе. Но отказывать всем людям без немецкого паспорта в помощи, в которой они столь срочно нуждаются, недопустимо. В других городах найдены гораздо более эффективные решения, которые никого не дискриминируют», — констатирует Инка Ятта.
А это показывает, как остро реагируют в Германии на ксенофобию не на бытовом уровне.
Но в Москве совсем недавно принимали с почетом канцлера Австрии Себастиана Курца, в чью правительственную коалицию вошла профашистская Народная партия. Он, кстати, тоже ярый сторонник «Северного потока-2». И все это придает уверенности РФ, что у «Альтернативы для Германии» тоже может появиться шанс. Другой вопрос, смогут ли в реальности хакеры спасти «Северный поток».