За рубежом

«Перехимичили»…

НУРАНИ

Еще в глубоко советские годы на экран вышел выпуск суперпопулярного детского юмористического киножурнала «Ералаш» под названием «Химики», Два школьника в химической лаборатории проводят очень сложный опыт: что-то кипит в ретортах, течет по трубочкам, нагревается и охлаждается…

И вот финал: полученным раствором надо капнуть на страницу дневника, где красуется жирная «двойка». Но, как только капля раствора падает на бумагу, гремит взрыв, двойка отпечатывается на лбу у одного из героев, и звучит с экрана растерянный комментарий: «Опять перехимичили»…

Но если «перехимичили» в большой политике, тут уже последствия будут куда серьезнее.

Северная Корея в течение нескольких лет осуществляла поставки в Сирию материалов, которые могли бы использоваться при производстве химического оружия — об этом, как передают многие информагентства, сообщается в экспертном докладе ООН, который оказался в распоряжении издания The New York Times. На данный момент еще неизвестно, когда будет официально обнародован этот сенсационный документ, но комментируют его весьма оживленно.

Тема того стоит. Как выяснилось, в частности, КНДР поставляла сирийскому режиму кислотостойкую плитку (в основном используется для постройки заводов по производству химического оружия), клапаны и термометры. Кроме этого, северокорейские эксперты в сфере ракетного оружия были, работали на объектах в Сирии, где находилось ракетное и химическое вооружения.

Как считают эксперты ООН, подобное сотрудничество позволяло КНДР поддерживать программу химического оружия Сирии, в результате чего Дамаск направлял финансовые средства Пхеньяну для его ядерной программы. Строго говоря, Пхеньян ловят на «подпольном оружейном бизнесе» не в первый раз.

Здесь нужно пояснение. Против КНДР уже давно действуют весьма жесткие санкции. В прошлом году Совбез ООН единогласно проголосовал за расширение санкций против Пхеньяна, которые запрещают экспорт ряда товаров, включая уголь, железо, свинец, текстиль и морепродукты, а также включают в себя ограничение импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Эти меры, по задумке их авторов, должны заставить КНДР свернуть свою ядерную и ракетную программы. Этого, однако, не произошло — по крайней мере, пока.

Впрочем, судить о происходящем в КНДР можно лишь с изрядной долей допуска. А так как в современном мире дороже всего ценится информация, то здесь не жалеют ни усилий, ни денег. Вот и сотрудники Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) объявили о выводе на орбиту спутника-разведчика, способного собирать данные по КНДР, сообщает во вторник агентство EFE.

Запуск ракеты носителя H-2A, доставившей спутник в космос, был проведен с космодрома Утиноура. Предполагается, что спутник-разведчик будет использоваться для получения информации о северокорейских объектах, на которых ведется работа над ядерным оружием и над баллистическими ракетами.

Таким образом, как отмечает EFE, в распоряжении Японии в настоящее время находится семь спутников, предназначенных для сбора разведданных по КНДР. В Токио считают, что стране в дальнейшем будут необходимы около десятка подобных спутников на орбите.

Тем не менее, по мнению ряда экспертов, санкции, наложенные на КНДР, уже начали оказывать свое действие.

Здесь, в частности, показательна реакция экспертного сообщества на то, что в КНДР явно «смягчают тон», что стало понятно после согласия КНДР направить свою делегацию на Зимние Олимпийские игры в Пхенчхане. 25 февраля на закрытии зимней Олимпиады в Пхенчхане встречались делегации Южной Кореи и КНДР. На переговорах представители КНДР выразили готовность параллельно развивать отношения с Южной Кореей и США. А теперь министр Южной Кореи по делам объединения с Севером Чо Мен Гюн заявил, что Сеул будет продолжать диалог с Пхеньяном с целью решения проблем в двусторонних отношениях.

Выступая на совещании представителей правящей Демократической партии Тобуро, он отметил, что главной темой обсуждения в ближайшее время будет подготовка встречи лидеров двух стран, предложенной со стороны КНДР. По словам Гюна, президент Южной Кореи Мун Чжэ Ина настроен на поэтапное улучшение отношений, в том числе посредством обменов в сферах здравоохранения, спорта, культуры и гуманитарных вопросов. Кроме того, Сеул будет стремиться к регулярному проведению встреч разделенных семей, а также к решению проблемы возвращения на родину южнокорейцев, которых удерживают в КНДР против их воли.

Это не единственный дипломатический прорыв. Тот факт, что представитель КНДР во время церемонии закрытия Олимпиады-2018 в Пхенхчане заявил о готовности Северной Кореи вести диалог с США, тоже привлек пристальное внимание. Готовность КНДР к переговорам с США свидетельствует о том, что санкции оказывают разрушительное воздействие на экономику страны, и таким образом руководство Северной Кореи хочет их избежать, заявил в беседе с Fox News аналитик и автор книги «Ядерные разборки: Северная Корея бросает вызов миру» Гордон Чан. «Думаю, Северная Корея хочет переговоров потому, что санкции ООН и администрации Трампа «начинают кусаться». Мы даже видим новые доказательства этого.

Так, специалисты прогнозируют, что до октября валютные резервы Северной Кореи могут быть исчерпаны, а у «Бюро 39″, то есть северокорейского смазочного фонда, заканчиваются деньги. Это свидетельствует о том, что КНДР хочет освободиться от санкций и думает, что может добиться этого разговорами с Южной Кореей и США. Думаю, им не удастся обмануть администрацию Трампа», — цитируют его мировые информагентства.

В то же время, по мнению эксперта, хоть санкции и начинают действовать, но Америке нужно «сделать намного больше», чтобы остановить ядерные амбиции Ким Чен Ына. Такие государства, как Россия и Китай, спонсируют режим КНДР и помогают ему избежать штрафных мер. Поэтому пока Трамп не нажмет на Си Цзиньпина и Владимира Путина, США и международные организации не смогут перекрыть все денежные потоки, идущие в Пхеньян, уверен Чан.

А эти подозрения имеют под собой серьезные основания. В КНДР нашли множество способов обходить наложенные санкции. Северокорейский лидер Ким Чен Ын и его отец Ким Чен Ир нелегально получили бразильские паспорта для поездок в Европу, сообщает Reuters со ссылкой на несколько источников в службах безопасности европейских стран.

Агентство опубликовало скан паспорта на имя Жозефа Пака, родившегося в бразильском Сан-Паулу. Однако на фотографии, изображен человек, похожий на нынешнего главу КНДР. Агентство передает, что личность Ким Чен Ына на фото подтвердила программа распознавания лиц.

«Они пытались получить визы в европейские страны в иностранных посольствах с помощью бразильских документов, на фото в которых очевидно изображены Ким Чен Ир и Ким Чен Ын», — сообщил источник из одной из западных служб безопасности, пожелавший остаться неназванным. «Это указывает на попытку правящей четы обеспечить пути к отступлению», — добавил он.

Оба подозрительных документа были легальными на момент подачи заявлений на визы, пояснил агентству анонимный бразильский источник. Еще четыре неназванных информатора в спецслужбах сообщили, что паспорта на имена Жозефа Пака и Ионга Цоя использовались для попытки получить визы, как минимум, в две западные страны.

По информации агентства, пока не ясно, были ли разрешения на въезд реально получены. Однако паспорта использовали для поездок в Бразилию, Гонконг и Японию. Посольство КНДР в Бразилии никак не прокомментировало публикацию сканов подозрительных паспортов. В то же время в бразильском МИД заявили, что по делу проводится проверка.

Причем дело не ограничивается фальшивыми паспортами. Только в 2017 году Северная Корея заработала около 200 млн долл. от продажи товаров в нарушение санкций ООН, в частности, поставок оружия Сирии и Мьянме. Об этом говорится в докладе Комитета Совета Безопасности ООН по санкциям, который оказался в распоряжении агентства Reuters еще в начале февраля.

Также в этом 213-страничном докладе отмечается, что КНДР отгружала уголь в портах России, Китая, Южной Кореи, Малайзии и Вьетнама. Для этого в основном использовались фальшивые документы, где странами, из которых был поставлен уголь, вместо Северной Кореи указывались такие государства, как Китай и РФ.

Конечно, обход санкций сам по себе достаточно серьезное обвинение. Но между торговлей углем и поставкой компонентов для производства химического оружия — дистанция огромного размера.

Первым выступил с опровержением представитель официального Дамаска. Постоянный представитель Сирии при ООН Башар Джаафари опроверг в среду информацию газеты The New York Times о якобы имевшем место сотрудничестве Сирии и КНДР по химическому оружию.

«Это практически детские сообщения — тот доклад, где говорится, что существует сотрудничество по химическому вопросу между моей страной и КНДР», — заявил Джаафари на заседании Совета Безопасности ООН. По его словам, подобные обвинения уже звучали, и это дежавю. «Кажется, что The New York Times не знает о том, что происходит в мире», — добавил он.

Только вот вряд ли таким образом Джаафари удалось развеять подозрения. Сирийскому режиму сегодня уже не верят, особенно на фоне обвинений в очередном применении химического оружия против мирного населения. Как напоминает Би-би-си, повстанцы и активисты неоднократно обвиняли правительственные силы в использовании химического оружия, однако сирийское правительство последовательно отвергало эти обвинения.

Формально Сирия подписала Конвенцию о запрещении химического оружия и согласилась на уничтожение находящегося в стране химического оружия в 2013 году — после того, как сотни людей стали жертвами применения зарина в Гуте. Но это был не последний такого ода инцидент. В частности, Организация по запрещению химического оружия пришла к заключению, что во время боев за город Хан-Шейхун в провинции Идлиб в апреле 2017 года сирийские ВВС применили зарин. Жертвами химической атаки, по данным агентства, стали более 80 человек.

Президент Башар Асад заученно твердил, что он белый и пушистый, а данные о химической атаке сфабрикованы, но это не помогло. В ответ на атаку США нанесли ракетные удары по базе ВВС сирийских военных.

С начала этого года несколько раз сообщалось о применении хлора в ходе боев в Сирии. В том числе этот газ, как сообщалось, был применен во время боев в Восточной Гуте в минувшее воскресение.

25 февраля Сирийско-американское медицинское общество, чьи сотрудники работают в Восточной Гуте, заявило, что в одну из больниц города поступили от 14 до 16 человек с симптомами отравления химическим веществом — возможно, хлором. ОЗХО проводит расследование в связи с появлением сообщений об использовании хлора, сообщают агентства со ссылкой на источники.

Однако Сирии уже пообещали бомбовые удары, если данные о применении отравляющих веществ подтвердятся. Министр иностранных дел Британии Борис Джонсон, в частности, заявил, что в случае, если будут найдены неоспоримые доказательства использования химического оружия правительственными войсками, Британия может начать наносить авиаудары по правительственным силам в Сирии. Жесткие заявления прозвучали и в Париже. На этом фоне «северокорейский след» действительно может заставить официальный Дамаск не на шутку занервничать. И, кстати говоря, не только официальный Дамаск.