НУРАНИ
В Армении завершается процесс «переформатирования власти». Уже сегодня, 2 марта, парламент избирает нового президента с «урезанными» полномочиями. Политическая судьба Сержа Саргсяна как бы под вопросом. Одни уверены, что нынешний президент Армении пересядет в кресло премьер-министра.
Другие настаивают: у Сержа Азатовича и в мыслях нет ничего подобного, тем более что и сам президент Армении что-то такое заявил в 2014 году. Но теперь члены его «команды» постепенно готовят общественное мнение к тому, что глава государства может и передумать.
Вне зависимости от того, что в 2014 году президент Серж Саргсян заявил, что не будет премьер-министром, он является государственным деятелем и будет руководствоваться не своими желаниями, а интересами государства, с пафосом заявил в беседе с Радио Азатутюн пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении (РПА), вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов.
«В отличие от некоторых деятелей, Серж Саргсян является государственным деятелем, а государственный деятель руководствуется не своими личными амбициями, а интересами государства. Как того потребует интерес государства, так мы и поступим», — цитирует его радиостанция. По словам Шармазанова, «и Черчилль, и Шарль де Голль делали одно заявление, а спустя годы предпринимали шаги, которые противоречили этим заявлениям, но отвечали интересам их народов и государств».
Однако на этом фоне ереванская «Лрагир» напоминает о другом заявлении уходящего президента Армении. «Серж Саргсян в сентябре 2017 года обещал, что если Турция не ратифицирует армяно-турецкие протоколы, то Армения отправит их к черту и встретит весну без протоколов. Турция не ратифицировала протоколы и даже не прокомментировала заявление Сержа Саркисяна, только лишь подтвердив, что Анкара не откажется от поддержки Азербайджана. А это значит, что Турция не отказывается от неприемлемых для Армении предусловий. Значит ли это, что Армения в ближайшее время отзовет свои подписи под протоколами? Случится ли это до выборов премьер- министра в Армении, которые состоятся в середине апреля?»
Напомним: Серж Саргсян в сентябре 2017 года, выступая на Генассамблее ООН, заявил во всем блеске «национальных особенностей логики дипломатии»: «Руководство Турции ошибается, если думает, что оно может вечно держать в заложниках эти документы и ратифицировать по удобному для них случаю. Переговоры по протоколам велись в нынешних условиях, для нахождения решений существующих проблем. В условиях продолжительного отсутствия какого-либо позитивного сдвига в направлении их претворения в жизнь Армения объявит эти два протокола ничтожными. Мы вступим в весну 2018 года без этих, как показал опыт, к сожалению, тщетных протоколов».
Это было не первое громкое заявление Сержа Саргсяна относительно армяно-турецких протоколов. Тремя годами ранее, выступая со все той же ооновской трибуны, Серж Азатович вообще перешел на уличную лексику: «Армения никогда не делала признание «геноцида армян» предусловием урегулирования двусторонних отношений Армения- Турция. Известно, что инициированный официальным Ереваном процесс урегулирования отношений Армения-Турция дошел до подписания Цюрихских протоколов. Эти протоколы уже годами лежат на полке, ожидая ратификации парламентом Турции. Официальная Анкара открыто провозглашает, что ратифицирует эти протоколы только тогда, когда Нагорный Карабах — «Свободный Арцах» (здесь и далее кавычки наши — Ред.), армяне сдадут Азербайджану.
В Армении и «Арцахе» на подобные предусловия простые люди очень часто реагируют очень просто: «Ну и черт с вашей ратификацией». В выраженных народным языком этих словах сконцентрирована вековая борьба целой нации, которая занимающимся куплей- продажей чужой родины безоговорочно объясняет: Родина — это святое, и идите с вашей куплей- продажей подальше от нас. Вот в таких условиях официальный Ереван сегодня серьезно обсуждает вопрос отзыва армяно-турецких протоколов из парламента».
И вот теперь уже СМИ Армении обсуждают сенсацию: армяно-турецкие протоколы аннулированы. Об этом заявил пресс-секретарь президента Армении Владимир Акопян. «Президент Армении Серж Саргсян объявил об аннулировании протоколов на заседании Совета национальной безопасности в президентском дворце РА»,- отметил Акопян, пишет Yerkir Media.
Вслед за ним сенсационную новость подтвердил и пресс-секретарь Министерства иностранных дел Армении Тигран Балаян. Он радостно написал на своей странице в Twitter: «Президент Армении Серж Саргсян объявил армяно-турецкие протоколы недействительными и утратившими силу».
Расчет Сержа Азатовича понятен. Во-первых, он таким образом надежно отвлекает внимание от весьма неприятной для себя темы — годовщины трагедии 1 марта 2008 года, когда армейский спецназ расстрелял участников акции протеста против фальсификации президентских выборов в его, Сержа Саргсяна, пользу. Во-вторых, «обнуляет» главный упрек ультранационалистов в свой адрес — ту самую «футбольную дипломатию».
В-третьих, предстает в образе решительного политика. Тем более что та же «Лрагир» накануне заливалась соловьем: «Ситуация в регионе кардинально изменилась с 2009 года. Армянский вопрос в контексте региональных событий может быть вновь актуализирован, и Армения должна быть готова к тому, чтобы не стать тупым инструментом в чьих-то руках и отстаивать свой интерес. Кроме того, в Армении происходит ротация власти, возможно, даже пересмотр стратегии, — уверяла газета. — Кстати, примечательная новость — президент Франции Эмануель Макрон посетит с государственным визитом США 24 апреля».
После чего продолжала: «24 апреля президенты США также выступают с ежегодными посланиями по случаю трагических событий в Османской Турции в 1915 году. В последних нескольких посланиях президенты США — Обама, а затем и Трамп — назвали эти события по- армянски Мец егерн (Великое бедствие). И США, и Франция имеют сейчас довольно натянутые отношения с Турцией. Турция заявляет о намерении атаковать сирийский Манбидж, где расположены американские войска».
Наконец, к вящей радости «Лрагир», «министр иностранных дел России Сергей Лавров предупредил Турцию, что американцы «реализуют, как я убежден, сценарий создания квазигосударства, сценарий раскола Сирии». А раскол Сирии Турция принимает как прямую угрозу своей территориальной целостности.
На фоне всего этого отзыв Арменией подписей под армяно- турецкими протоколами может стать важным геополитическим ходом». На этом фоне в Ереване всерьез рассчитывают на некие «территориальные» дивиденды. Коих здесь ждут вот уже больше 100 лет.
Только вот то, что теоретически должно было бы представить Сержа Саргсяна в образе этакого «смелого защитника армянского дела», в реальности представляет собой капитуляцию, которую пытаются прикрыть демонстративным хлопаньем дверями.
Напомним: признав в 1991 году все республики бывшего СССР в их «постсоветских» границах, Турция дипломатических отношений с Арменией не установила. Турецко-армянская граница тоже закрыта, и, как подчеркивают в Анкаре, останется закрытой до прекращения оккупации азербайджанских земель со стороны Армении. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки пытались не раз. А в 2008 году, после «пятидневной войны» России против Грузии, настало время «футбольной дипломатии».
Серж Саргсян отправился тогда в Москву, попытался выторговать у России кредит, не получил и заявил на встрече с активистами армянской диаспоры в Москве, что он-де приглашает президента Турции в Ереван на футбольный матч сборных команд Армении и Турции. Абдулла Гюль после долгих размышлений приглашение принял и даже пригласил Сержа Саргсяна на ответную игру — в Бурсу. А уже 10 октября 2009 года главы МИД Армении и Турции подписали в Цюрихе «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений», которые должны были быть ратифицированы парламентами двух стран. Но затем процесс ратификации протоколов «заглох».
Здесь, как ни странно, решающую роль сыграли как раз особенности ереванского менталитета. Армянские политики ни секунды не сомневались, что их «многострадальная христианская страна» находится под особым покровительством, и если в Турции согласились на переговоры, это значит, что весь мир устроил Анкаре этакое «выкручивание рук», и теперь главное не продешевить.
И с истинно карабахским упорством продолжали ждать, пока это самое примирение состоится на ереванских условиях — с «покаянием» Турции за «геноцид», которого она не совершала, с «территориальными подарками» и без учета интересов Азербайджана. А теперь, когда этого не произошло, Сержу Азатовичу остается только громко хлопать дверями и отзывать протоколы.