За рубежом, Эхо

«Турецкий» аспект российских санкций

А.ШАКУР

На Востоке еще с самых древних времен ходила поговорка: «Один глупец бросил камень в колодец — теперь десять мудрецов не могут его оттуда достать». Классическая иллюстрация, что исправить ошибку порой во сто крат труднее, чем ее совершить.

Кому в Москве пришла в голову «блестящая» идея вмешаться в выборы президента США и «немного помочь» Дональду Трампу, сегодня уже и не узнать. Но нет сомнений в другом: последствия оказались обратными ожидаемым. И администрация Трампа разочаровывает РФ на каждом шагу, и вмешательство раскрыто.

Еще 16 февраля спецпрокурор США Роберт Мюллер представил первые результаты расследования предполагаемого вмешательства России в выборы американского президента. Обвинения выдвинуты 13 гражданам России и трем юридическим лицам, в том числе так называемой «фабрике троллей» из Санкт-Петербурга и ее сотрудникам.

«Источники» «Немецкой волны», впрочем, уверены: это лишь верхушка айсберга. Людмила Савчук, которая, как она сама говорит, внедрилась на российскую «фабрику троллей» для ее разоблачения, констатирует: «Никто не знает, насколько сильно они (российские тролли — Ред.) повлияли на выборы, на сколько процентов решение того или иного человека изменилось под влиянием российского вмешательства. То, что оно было, несомненно. Если один человек написал по заданию, за деньги, на английском языке среди американской публики хотя бы один пост, это уже попытка влияния. Я не сомневаюсь, что сейчас делается правильная работа. Другое дело, конечно, их было не 13 и даже не 130. Это огромная работа, которая проводилась и до сих пор проводится. Как я понимаю, против людей в этом списке собрано достаточно доказательств для обвинения».

А как передает та же «Немецкая волна», на фоне обвинений в адрес России во вмешательстве в выборы американского президента США создают фонд для финансирования проектов, нацеленных на борьбу с зарубежной пропагандой и дезинформацией. Эта инициатива — часть партнерского соглашения между Госдепартаментом и Минобороны США, которое в 2018 году выделит 40 млн долларов государственному Центру глобального взаимодействия, сообщила пресс-служба Госдепа. Эти средства будут, в частности, направлены в специальный фонд поддержки проектов по разоблачению и борьбе с пропагандой и дезинформацией, источником которых являются другие страны.

На получение гранта GEC могут претендовать общественные объединения, медиакомпании, негосударственные организации, исследовательские центры и другие частные и государственные объединения, указывается в сообщении. Уже в скором времени Госдеп начнет рассматривать поступающие заявки. Изначально планируется выделить на гранты 5 млн долларов. Помимо этого GEC запустит серию пилотных проектов, разработанных совместно с Минобороны и тоже направленных против пропаганды и дезинформации.

«Это вложение средств очень важно, чтобы подтвердить, что мы продолжаем решительно реагировать на злонамеренное влияние и дезинформацию и что в этой борьбе мы можем прибегнуть к более тесному сотрудничеству с нашими союзниками, Кремниевой долиной и другими партнерами», — отметил замгоссекретаря США по публичной дипломатии и связям с общественностью Стив Голдстейн.

Однако по понятным причинам в центре внимания оказалась другая новость. Министр финансов США Стивен Мнучин пообещал, что о новых санкциях против РФ будет объявлено в течение 30 дней, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на агентство Bloomberg.

«Ждите, санкции будут введены в ближайшие 30 дней», — цитирует агентство заявление министра, выступившего в Калифорнийском университете. Такие анонсы звучат в США не в первый раз. Еще на минувшей неделе Мнучин заявил журналистам в Белом доме, что санкции готовятся. «Мы работаем над санкциями в отношении России, могу заверить, что процесс идет», — сказал он, добавив, что о них будет объявлено «в течение нескольких недель».

Наконец, еще 30 января Минфин США обнародовал «кремлевский список», в который вошли бизнесмены РФ с состоянием от 1 млрд долл. (по публичным источникам), главы всех крупнейших госкомпаний и банков, а также правительство России в полном составе. Всего в перечне оказалось 210 человек, и обнародованные имена вызвали разочарование: список даже назвали «телефонной книгой». Правда, часть списка засекречена, и это уже дает повод для предположений.

Кроме того, представитель госдепартамента США Хезер Науэрт сообщила, что госдеп может рассмотреть возможность введения санкций против 13 россиян, попавших в так называемый «список Мюллера» по обвинению во вмешательстве в выборы в 2016 году.

Многие эксперты обращают внимание еще на одно обстоятельство. Несмотря на то, что США планомерно ужесточают санкционное давление на РФ, администрацию президента Трампа конгрессмены и сенаторы критикуют за нерешительность — именно в связи с новым пакетом санкций, введение которых, как уверены на Капитолийском холме, в Белом доме затянули без всякой меры. Что тоже является частью обвинений в адрес Трампа в сговоре с РФ.

Реакция Москвы уже последовала — правда, на парламентском уровне. Глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев заявил, что, оказывается, очередные санкции против РФ, которые ранее анонсировал министр финансов США, не являются ответом на действия России, а вводятся исключительно ради умиротворения конгресса. «Анонсированное Минфином США введение очередных санкций против России — это реакция не на какие-то действия нашей страны или на некие новые открытия на тему «российского вмешательства», а исключительно ответ Белого дома на внутренний прессинг по принципу: «Просили? Получите!».

Конгресс с помпой принял закон о новых санкциях против России, вступивший в силу в этом году, администрация в итоге опубликовала «телефонный справочник» известных лиц в России, а зубодробительных санкций, которыми так пугали с начала года, так и не последовало. Конгресс же жаждет крови, как известно, причем уже все равно чьей — Трампа или русских», — написал Косачев в Facebook.

По версии сенатора, в этой ситуации санкции практически неизбежны, но чем дальше, тем менее прицельный и осмысленный характер они будут принимать.

«Какие-либо цели, вроде изменения политики России в Сирии или на Украине, раскола в российских элитах, достижения любого иного осязаемого и четко сформулированного результата, де факто больше не преследуются. Санкции окончательно приобрели самодостаточный характер и вводятся не столько против России, сколько для умиротворения конгресса. Чтобы остановить этот процесс, изменить нужно не Россию и не ситуацию где-либо в мире, а исключительно умы в самой Америке. А до этого пока далеко, судя по всему: истеблишмент только вошел во вкус, и «отпустит» его явно нескоро», — уверял Косачев. То, что аннексия Крыма, война на Донбассе, военные преступления в Сирии, наконец, вмешательство в выборы в США — дело наказуемое, то ли не пришло ему в голову, то ли тема слишком скользкая, и ее лучше не касаться.

Другой вопрос, что санкции эти уже давно вышли за рамки российско-американских отношений как таковых. США и не скрывают, что намерены убедить другие страны отказаться от закупок российского оружия.

И вот здесь уже меры, направленные изначально против РФ, могут самым непосредственным образом отразится на отношениях Вашингтона и Анкары. США призвали Турцию отказаться от покупки зенитно-ракетных комплексов С-400 у России, в противном случае в отношении Анкары могут ввести санкции, сообщает турецкое издание Haberturk со ссылкой на источник в Вашингтоне.

По словам собеседника газеты, в США выражают беспокойство из-за сложившейся ситуации, полагая, что покупка С-400 «может негативно повлиять на оперативную совместимость НАТО». Не исключено, что против Анкары могут быть введены ограничительные меры.

При этом американский чиновник отметил, что США хотят помочь Турции «найти лучшую альтернативу, чтобы удовлетворить потребности в противовоздушной обороне».

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу ранее заявил, что угрозы в отношении Анкары неприемлемы, отметив, что изначально Анкара планировала закупить ПВО у союзников по НАТО, однако «у них вечно какие-то проблемы». В связи с этим Турция начала переговоры с другими странами и в декабре 2017 года подписала с Россией соглашение по поставкам ЗРК.

А вот здесь уже необходимо пояснение. Отношения Турции и США переживают сегодня не самые простые времена. Попытки США заигрывать с курдскими группировками, в том числе теми, которые в Турции считали ответвлениями РКК, вызвали в Анкаре понятное возмущение.

Масла в огонь подливало и то обстоятельство, что в США находится проповедник Фетхуллах Гюлен, которого в Анкаре считают организатором неудавшегося путча 15 июля 2016 года. Недавний визит в Турцию госсекретаря США Рекса Тиллерсона и его переговоры с турецким руководством вроде бы заронили надежду на нормализацию отношений. Тем более что в их разрыве не заинтересованы ни в Анкаре, ни в Вашингтоне.

Переговоры, правда, идут непросто. Градус антиамериканской риторики в Турции снизили, но вот «переобуваться в пируэте» не спешат. Президент Турции и председатель Партии справедливости и развития (АКР) Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что они не будут проявлять уважения к тем, кто предал Турцию. Выступая на окружном конгрессе АКР в Газиантепе, Эрдоган коснулся проводимой ВС Турции в сирийском Африне операции «Оливковая ветвь».

По словам президента, до настоящего времени в операции был нейтрализован 2 021 террорист. Он добавил, что они ликвидируют в Африне всех террористов до единого и отдадут эти земли их истинным хозяевам.

«Сюда придут те, кто является исконными хозяевами этих земель, а не кто-то другой. Пусть те, кто пришел сюда с расстояния 11 тысяч км и кто оплатит зарплаты террористам, не обессудят: если вы являетесь нам союзником, делайте то, что полагается союзнику. Если же нет, скажите об этом. Мы союзников не предавали и не будем проявлять уважения к тем, кто предал нас», — сказал Эрдоган, имея в виду США.

Кроме того, МИД Турции опроверг заявление Минобороны США о том, что Анкара и Вашингтон ведут переговоры о деэскалации в сирийском Африне, говорится в полученном РИА Новости заявлении официального представителя турецкого внешнеполитического ведомства Хами Аксоя. Накануне представитель Пентагона Эдриан Рэнкин-Галлоуэй заявил, что США и Турция ведут дипломатические обсуждения о вариантах деэскалации в сирийском Африне.

«Утверждения о том, что, как заявил вчера пресс-секретарь Минобороны США, Турция и США ведут переговоры о вариантах деэскалации в сирийском Африне, не соответствуют действительности. Турция не ведет никакого дипломатического переговорного процесса с США по поводу Африна», — говорится в заявлении Аксоя.

Как на этом фоне в Турции отреагируют на попытки США подтолкнуть Анкару к отказу от приобретения С-400, можно только гадать. С одной стороны, на фоне общих проблем поднимать вопрос еще и о ЗРК не очень логично. Но, с другой, для Турции куда лучше отказаться т российских зенитно-ракетных комплексов, чем пойти на уступки в Африне. Так что турецкое продолжение российских санкций может оказаться весьма неожиданным.