НУРАНИ
О том, что спорт не следует мешать с политикой, не высказался разве что ленивый. Политическая агитация на спортивных соревнованиях запрещена вполне официально. Другое дело, что запрет этот, в особенности в футболе с его «кричалками», фанатскими баннерами и т.д., особенно строго соблюдать не получается.
А один журналист, комментируя, что президент США Джордж Буш-младший в 1967 году был арестован за неподобающее поведение на футбольном матче, иронично интересовался: это что же такое надо было выкинуть?
Но вот главный тренер «Манчестер Сити» каталонец Хосеп Гвардиола сказал, что готов понести наказание за то, что надел желтую ленту на финальный матч Кубка лиги против «Арсенала» (3:0).
Этот элемент оформления одежды, напоминают журналисты, является символом борьбы за независимость Каталонии.
«Я принимаю то, что нарушил правила, принимаю штрафы, но я человек, а не только тренер, — цитируют СМИ Гвардиолу. — В тюрьме находятся четыре человека, другие были вынуждены бежать. В этой ситуации необходимо оружие, но у нас его нет. Желтая лента останется со мной до конца. Это моя позиция». Ранее Футбольная ассоциация Англии уже предъявила обвинения Гвардиоле за ношение ленты во время игры Кубка Англии против «Уигана».
Здесь, конечно, можно вспомнить, что среди мирового «бомонда», в состав которого входят и тренеры раскрученных клубов, и актеры, и режиссеры, с некоторых пор существует этакая мода на радикализм и «крайние взгляды». Достаточно вспомнить, как в 2011 году грянул скандал на Каннском фестивале.
Во время пресс-конференции в Каннах привыкший к провокациям датский режиссер Ларс фон Триер сделал несколько довольно-таки сомнительных заявлений, напоминала французская Le Point: «Я понимаю Гитлера. Я думаю, что он, конечно же, делал плохие вещи, но могу представить, как он сидел в бункере в ожидании конца. Я только говорю, что понимаю этого человека. Он не отличался особенной смелостью, но я хорошо понимаю его и сочувствую ему». Реакция оказалась мгновенной: организаторы фестиваля объявили фон Триера персоной нон грата. Скандал потом с трудом погасили.
Поддержка сепаратизма в Каталонии — это как бы не симпатии к «третьему рейху». Но желтая лента на одежде Гвардиолы — красноречивое напоминание, что тему сепаратистских выступлений в Каталонии рано считать закрытой, а мода на сепаратизм среди высшего света Барселоны никуда не исчезла. Впрочем, не только среди высшего света.
Напомним: на предпоследних местных выборах в Каталонии победу одержали сторонники выхода этого региона из состава Испании. Лидер сепаратистов Карлес Пучдемон пообещал провести референдум о независимости Каталонии и назначил на 1 октября дату плебисцита.
Мадрид объявил голосование незаконным, полиция закрывала избирательные участки, на улицах шли жестокие схватки. Тем не менее, сепаратисты отрапортовали: в голосовании приняли участие 2,28 млн каталонцев, 90,18% участников плебисцита высказались за независимость.
В ответ официальный Мадрид ввел в действие статьи Конституции, которые предусматривают «урезание» местных полномочий. 28 октября 2017 года премьер Испании Мариано Рахой распустил парламент и правительство автономного сообщества, ввел прямое правление Мадрида и назначил новые выборы в Каталонии, которые состоялись 21 декабря. Но вопреки ожиданиям испанских властей победили три партии, выступающие за независимость автономии. При этом больше всех мест из этих трех партий получила коалиция «Вместе за Каталонию» Пучдемона.
Сам бывший глава женералитета (то есть правительства Каталонии) к этому моменту успел сбежать в Брюссель и явно претендовал на то, чтобы вновь возглавить правительство. Но возвращаться в Испанию, где его ждали с наручниками, не решился. Затем попытался «вступить в должность по видеосвязи», но дело окончательно завершилось абсурдом. В Мадриде не отказали себе в удовольствии поиронизировать насчет «президенства по скайпу».
Не обходится и без совсем уж смешных происшествий. Как рассказала газета El Pais, шесть сотрудников национальной полиции Испании прибыли в четверг в один из парков автономного сообщества Мадрид, чтобы задержать, как они думали, скрывающегося от правосудия бывшего каталонского лидера Карлеса Пучдемона.
По ее информации, в правоохранительные органы поступил звонок от жителя муниципалитета Торрехон-де-Ардос, который заверил, что бежавший в Бельгию политик находится на территории Испании. В связи с тем, что в пиренейском королевстве действует ордер на арест Пучдемона, полицейские прибыли незамедлительно.
Однако экс-главы правительства Каталонии там не было. Вместо него стражи порядка обнаружили известного в стране комика и актера Хоакина Рейеса. В тот момент артист, имитирующий Пучдемона, принимал участие в съемках для телепередачи, которая должна выйти в эфир 26 февраля. «Мы уже достаточно долго занимались съемками, когда прибыли шесть полицейских, — поделился сам комик. — Они подошли ко мне, а когда я сказал им, что я Хоакин Рейес, они рассмеялись».
Только вот далеко не на все получается реагировать со смехом. По просьбе властей Испании, посольство Финляндии в этой стране уволило своего почетного консула в Барселоне Альберта Гинджуема Эгидона. Точку в его дипломатической карьере поставил обед, организованный консульским корпусом Каталонии, генеральным секретарем которого являлся Эгидон. Каждый месяц на такие встречи приглашаются различные испанские деятели, поясняет «Российская газета».
А в феврале на обед позвали мэра городка Сант-Кугат и главу депутации Барселоны Мерсе Конесу, выступающую за независимость Каталонии и которая поделилась с консулами своим отношением к сложившейся политической ситуации. МИД Испании предупреждал консульский корпус о недопустимости организации обедов, на которых затрагивается политика, ведь работа почетных консулов связана лишь с экономическим и культурным сотрудничеством между странами.
Тем не менее, встреча состоялась, и посольство под давлением королевства МИД Финляндии было вынуждено уволить Эгидона. Этот факт подтвердила посол Финляндии в Испании Тийна Йортикка-Лайтинен. По ее словам, международные соглашения, в частности, Венская конвенция, требуют, чтобы почетные консулы были одобрены обеими странами.
И это не первый такой случай. Еще в октябре 2016 года посольство Латвии отказалось от услуг Ксавье Виньяльса — после того, как тот вывесил каталонскую звезду на фасаде здания консульства. Почетный консул Филиппин Жорди Пуиг был уволен за то, что принял участие в демонстрации против действий полиции в день проведения референдума о независимости. Эти действия продемонстрировали, что они не являются политически нейтральными.
А в минувшие выходные Барселона встретила протестами ни много ни мало короля Испании Фелипе VI. Он прибыл в каталонскую столицу для участия в открытии выставки Mobile World Congress (Всемирный мобильный конгресс). Этот визит в Каталонию стал для монарха первым с момента проведения в регионе в прошлом году референдума по вопросу о независимости от Мадрида, сообщает онлайн-издание El Diario, на которое ссылается Postimes.
Более того, сам конгресс едва не перенесли в Дубай. Сам факт его проведения в Барселоне и визит короля должны были показать, что ситуация входит в нормальное русло. Но не получилось. Акции, правда, были немногочисленными. Протестовали на улицах несколько сотен человек. Они кричали: «Мы не боимся», «Мы республика» и стучали в кастрюли и сковородки (в Испании это один из традиционных способов выразить свое недовольство), добавляет «Российская газета».
По данным СМИ, акции протеста против визита короля организовали так называемые Комитеты обороны республики (CDR). В целом протест был мирным, отмечает издание. Однако, как сообщает Би-би-си, в ряде случаев между демонстрантами и полицией произошли стычки. Полиция Каталонии арестовала одного человека, которого обвинили в нападении на стража порядка. Еще примерно 19 пострадали, сообщает СМИ со ссылкой на данные службы экстренной помощи.
Много это или мало, вопрос открытый. Особенно для тех, кто помнит события «горячей осени» 2017 года. Но против визита короля выступили и каталонские чиновники. В их числе оказались мэр Барселоны Аду Колау и секретарь по телекоммуникациям, кибербезопасности и цифровому обществу Каталонии Хорди Пугнеро.
К бойкоту визита Фелипе VI также присоединился спикер парламента Каталонии Роже Торрен. Демарш коллег одобрил экс-глава каталонского женералитата (правительства Каталонии) Карлес Пучдемон. Беглый каталонский лидер заявил, что «король Испании будет с радостью принят в Каталонии только после того, как попросит прощения» за свои будто бы неконституционные действия в октябре прошлого года.
Несмотря на нарушение протокола, встреча каталонских политиков с королем все же состоялась. Однако Ада Колау и Роже Торрен вопреки дипломатическому протоколу не вышли встречать монарха перед началом официального мероприятия, но присутствовали на торжественном ужине в честь открытия конгресса, отмечает El Pais. Словом, ставить точку в истории каталонского сепаратизма еще слишком рано.