Культура и Общество, Эхо

Заключенные в Азербайджане лишены права на получение образования?

prison-turma-tryurmaДж.АЛЕКПЕРОВА

«С 2008 года в Азербайджане на законодательном уровне закреплено, что заключенные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, имеют право на получение образования. Однако на практике этого не происходит, и проблема доступа заключеных к образованию продолжает оставаться актуальной в нашей стране». Об этом заявил Еcho.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.

Правозащитник отметил, что ему известен случай, когда арестовали молодого человека, который учился на втором курсе вуза.

«Его приговорили к пожизненному заключению. В тот период один из университетов страны выразил желание дистанционно обучать заключенных, но Пенитенциарная служба не разрешила этого по неизвестным причинам. Дело дошло до суда, но Правозащитный центр Азербайджана проиграл это дело. При этом суд задался вопросом, для чего ему образование, если он никогда не выйдет на свободу. А ведь после 10 лет каждый заключенный может попросить помилования, а через 25 лет вообще условно-досрочно освободиться», — сказал Эльдар Зейналов.

При этом, по его словам, университет был готов вести обучение по почте, а экзамен проводить, приезжая в тюрьму.

«И даже Интернет был для этого не нужен. Но соответствующие органы не допустили этого, поскольку лишь близкие родственники имеют право навещать заключенного. И это учитывая, что в 1995 году была принята Конституция Азербайджанской Республики, где было отмечено, что каждый человек имеет право на получение образования. Но судебные инстанции вообще не принимали это во внимание,» — рассказал Зейналов.

«Тогда мы решили обратиться в Европейский суд по правам человека. Для них это была уникальная ситуация, так как за все время существования Евросуда было всего два случая, когда заключенным отказывали в получении образования. Мы не остановились на этом и обратились в Европейский комитет против пыток, ООН. И всех эта ситуация очень удивляла, во всем мире заключенных заставляют обучаться, так как это считается одним из мощнейших рычагов перевоспитания. А в Азербайджане, наоборот, запрещали,» — отметил правозащитник.

«В конце концов, лишь в 2008 году законодательство разрешило пожизненным заключенным получать образование. Однако на тот период не было вузов, которые хотели бы заняться этим вопросом», — сказал он.

По словам правозащитника, в Австралии был случай, когда пожизненный заключенный получил образование, причем не одно, а сразу пять. «Он выбрал самые разные области, отучился и повесил дипломы в своей камере».

Глава ПЦА пояснил, что самый правильный метод — это дистанционное образование.

«Через скайп заключенные могут учиться, сдавать экзамены. Для этого нужны всего лишь компьютер и Интернет. Но проблема в том, что сегодня в тюрьмах официально разрешенного Интернета нет. И понятно, почему. Например, по сообщениям прессы, в Стамбуле воры в законе проводили сходку через скайп с виртуальным участием заключенного авторитета из Азербайджана. Но почему этим средством под контролем администрации не могут воспользоваться заключенные, желающие учиться или пообщаться с родственниками? Дистанционное общение — очень хорошая практика, которая решила бы проблему отсутствия образования в тюрьмах,» — считает правозащитник.

«Кроме этого, это сыграло бы на руку самим заключенным, так как обучение помогло бы им изменить некоторые взгляды на жизнь и исправиться. Бывают случаи, когда сажают человека, например, в 19 лет, если он выйдет из тюрьмы через 25 лет, ему будет 44 года. Это тот возраст, когда человек еще в состоянии работать, а значит, ему нужно образование», — сказал Эльдар Зейналов.