За рубежом

«Изоляция» не местного значения

НУРАНИ

Местное самоуправление в современном мире не без оснований считается одним из важных компонентов современной системы власти.

Законодательство многих стран четко прописывает, какие налоги идут в бюджет города или сельской коммуны, а какие — в «центральную» казну, кто финансирует школы, кто — больницы, кому подчиняются полиция и почта…

Полномочия этих самых местных органов могут быть самыми широкими. Но вот вопросы внешней политики на уровне местных властей, будь то сельская коммуна или даже парламент штата, не решаются — это аксиома.

Что, впрочем, не мешает властям Армении активно продвигать ту же идею «признания «геноцида армян»» на уровне местных властей, а потом рапортовать, что очередное, как говорили на Британских островах пару веков назад, «гнилое местечко» поддержало «армянское дело».

Но теперь именно на уровне местных властей Армению ждут нешуточные неприятности — в виде продолжения «канализационного скандала».

Напомним: 13 февраля началось первое в 2018 году заседание совета старейшин Еревана. Многие ждали разговора «обо всем и ни о чем», но члены оппозиционной фракции «Еркир цирани» принесли с собой в зал заседаний банки с канализационной водой из ереванского пригорода Нубарашен и попытались преподнести их мэру Тарону Маркаряну в качестве «подарка» от жителей района.

По залу поплыло «амбре», члены оппозиционной фракции «Елк» устремились к выходу, а две женщины из фракции «Еркир цирани» — Сона Агекян и Марина Хачатрян, держа в руках банки с канализационной водой, попытались приблизиться к мэру. Тарон Маркарян, увидев это, распорядился дам «не пущать».

Члены фракции Республиканской партии Армении (РПА) и начальник управления по связям со СМИ мэрии Артур Геворкян тут же ринулись на защиту градоначальника, завязалась потасовка, где особо отличились депутаты от правящей РПА Ованнес Аванесян, Давид Оганян, Сергей Мкртчян и Васпурак Мартиросян. Еще один их коллега, Эдмон Киракосян, дал пощечину члену Марине Хачатрян.

А советник мэра Еревана, каратеист Гор Варданян силой выволок Марину Хачатрян из зала заседаний. После перерыва женщины фракции «Еркир цирани» подали заявление о преступлении. Заруи Постанджян сообщила, что они собираются обратиться во все инстанции.

Лидер оппозиционной партии также выступила с речью: «Этот зловонный запах будет сопровождать вас во всех местах, где вы будете находиться». Даже ваши дорогие духи и дорогие коньяки не спасут вас. Кстати, скажу, от зловонного запаха нельзя задохнуться. Но вы должны отравиться. Мы отравим вашу жизнь». И теперь, похоже, оппозиционеры свое обещание выполняют.

Через неделю после инцидента глава фракции «Страна абрикоса» в Совете старейшин Заруи Постанджян пригласила в мэрию несколько СМИ для обхода и видеосъемки. В частности Постанджян показала комнату, в которой находилась группа мужчин. На столе лежали игральные карты, листы бумаги с пометками. Начальник управления по связям с общественностью и информации мэрии Артур Геворкян попросил журналистов выйти: оказывается, их приглашение для обхода было самоуправством, и журналисты вошли на территорию с нарушением внутреннего распорядка.

Затем в беседе с корреспондентом «Айкакан жаманак» по поводу карт высказался весьма откровенно: «Вы видели игру на ставках? Карты могут быть в любом месте, или у каждого могут быть карты. Это преступление? Я пока не знаю статьи в уголовном кодексе, по которой владение картами было бы уголовно наказуемым преступлением. Тем более в комнате отдыха». И вообще, по его словам, это были водители служебных автомашин, а не депутаты и не сотрудники мэрии.

Другая газета — «Жоховурд» — пишет, что мэрия Еревана растрачивает средства общинных бюджетов и тратит деньги в самых бессмысленных целях. Издание выяснило, что только средства по линии вознаграждения сотрудников составили 639 млн 212 тысяч 300 драмов (более 1 млн долларов — Ред.).

А в бюджете этого года на эти цели предусматривается потратить 700 млн драмов. Несложно предположить, что Тарон Маргарян по достоинству оценит своих подчиненных, которые на известном заседании по его указанию «быстро, пресеките это» набросились на оппозиционных членов Совета старейшин, а потом препятствовали деятельности журналистов, иронизирует газета.

Популярный ереванский сайт Shame.am замечает в этой связи: «Имевший место в совете старейшин Еревана 13 февраля скандальный инцидент между республиканцами и членами фракции «Страна абрикоса» еще долго будет воды мутить. Но если этот печальный инцидент окончательно деморализовал совет старейшин столицы и обесценил его рейтинг, то занимающаяся данным случаем правоохранительная система также странно ведет себя. Например, оказывается, что до сих пор какой-либо участник инцидента не вовлечен в дело как подозреваемый или обвиняемый. А это, в свою очередь, означает, что драка, хулиганские выходки, недостойная деятельность более не считаются уголовно преследуемым деянием».

Кроме того, «если сразу после инцидента в мэрии начали запрещать парковку служебного автомобиля фракции «Страна абрикоса», инструктировали не убирать кабинет фракции, препятствовали работе журналистов с членами СА, с сайта мэрии убрали их биографии, то малодушная месть Тарона Маргаряна сегодня придумала нечто новое. Соответствующий отдел мэрии, осуществляющий почтовую рассылку, отказался принять и отправить представленные фракцией «Страна абрикоса» письма. Между тем рассылка писем и заявлений членами совета старейшин является естественной частью работы любой фракции».

После чего делает вывод: «Это не только капризная самодеятельность, но и преступное превышение правомочий, независимо от того, кто виноват. Мэрия — не личная квартира Маргаряна, а порядок — общий для всех. Внутренние инструкции Тарона, злоупотребление полномочиями, преступное своеволие могут иметь намного худшие последствия, нежели пощечина базарной женщины». И вот эти последствия начинают проявляться.

Здесь нужно пояснение. После Второй мировой войны, когда британский Ковентри и советский Сталинград (ныне Волгоград) установили между собой братские отношения, в мире начало развиваться движение породненных городов, или городов-побратимов.

У Баку такие побратимские связи установлены с Сараево, Измиром, Неаполем, Хьюстоном, столицей США Вашингтоном и еще многими другими городами. Ереван не стоял в стороне от этого движения, активно используя потенциал диаспоры. Но теперь ереванская общественность обратилась к их городским властям с призывом эти отношения разорвать или временно приостановить — до тех пор, пока не будут наказаны градоначальник Тарон Маргарян и другие лица, применившие насилие в совете старейшин армянской столицы, а также пока не изменен состав структуры.

Под письмом подписались 55 человек и организаций, среди которых правозащитники, экологи и социологи. Как отмечают авторы письма, «мэр Тарон Маргарян не только не взял на себя ответственность за совершенные по его приказу и в его присутствии насильственные действия, но и продолжил административные репрессии по отношению к членам этой оппозиционной фракции.

Также мэрия приняла решение о незаконном ограничении присутствия СМИ на заседаниях. Со дня инцидента прошло 10 дней, однако фракция РПА, составляющая большинство в совете старейшин и также являющаяся большинством в парламенте, не только не выступила с осуждением, но и оправдала насилие, обвинив женщин в грубейших сексистских выражениях. Некоторые СМИ даже продолжают публиковать статьи, оправдывающие насилие на сексистской или гендерной основе.

Запоздала и реакция правоохранительных органов Армении, которой бы не было без общественного протеста и требований. Следствие ведется в основном по уголовным статьям, предполагающим мягкое наказание».

Из чего делают вывод: «Быть побратимом с городом, имеющим коррумпированных и поддерживающих насилие мэра и членов Совета старейшин, не делает чести руководству и населению никакого города, поэтому призываем Вас разделить нашу обеспокоенность и отказаться от сотрудничества с этой структурой».

Послание разослано в мэрии Волгограда, Ставрополя, Ниццы, Ростова-на-Дону, Антананариву, Бейрута, Братиславы, Исфахана и других городов-побратимов Еревана.

Последуют ли градоначальники призыву ереванских правозащитников, сказать трудно. Но вот в том, что «отмыться» от содержимого принесенных оппозиционными депутатами баночек мэру Еревана будет непросто, сомнений нет.