НУРАНИ
Мировые СМИ продолжают обсуждать итоги Зимних Олимпийских Игр в Пхенчхане. Первое место в неофициальном медальном зачете Игр заняла сборная Норвегии. На счету норвежской команды 14 золотых медалей, 14 серебряных и 11 бронзовых. Второе место заняла Германия (14, 10, 7), третье — Канада (11, 8, 10). По общему количеству наград впереди вновь Норвегия — 39.
Российский триколор, вопреки надеждам РФ, на закрытии Игр так и не появился. Однако эксперты обсуждают другую новость: визит на закрытие Игр представительной делегации из Северной Кореи. Спортсмены двух Корей выступали под единым флагом, была даже совместная команда по хоккею.
Делегация высокопоставленных чиновников из КНДР прибыла в Южную Корею и на церемонию закрытия Олимпийских игр в Пхенчхане, сообщил ТАСС со ссылкой на агентство Yonhap. По информации агентства, северокорейскую делегацию из восьми человек возглавляет заместитель председателя ЦК, заведующий отделом единого фронта Трудовой партии Кореи Ким Ен Чхоль. Он внесен в международный черный список. В Южной Корее и США утверждают, что именно Ким Ен Чхоль в 2010 году организовал затопление южнокорейского корвета «Чхонан» и артобстрел острова Йенпхендо.
Южнокорейские активисты, а также ряд депутатов парламента Южной Кореи, придерживающихся консервативных взглядов, приняли участие в акциях протеста против приезда делегации из КНДР на церемонию закрытия Олимпийских игр в Пхенчхане, указывает «Интерфакс» со ссылкой на Би-Би-Си. Но, тем не менее, Ким Ен Чхоль в Сеул прибыл.
Северокорейская дипломатия получила и еще один «аванс». Рассматривается вопрос о визите в КНДР делегации Международного Олимпийского комитета. Правда, как заявил журналистам глава МОК Томас Бах, дата визита представителей Международного олимпийского комитета (МОК) в КНДР еще обсуждается. «У нас есть приглашение, мы сейчас обсуждаем наиболее удобное время для визита. Когда это произойдет, я еще не знаю, но диалог между КНДР и МОК продолжается», — заявил Бах.
«МОК не будет заниматься политическим вопросами, это не входит в наш мандат. Это одна из причин, по которой мы стараемся выбирать дату визита. Нам важно не показать этим визитом, что у нас есть политическое предпочтение», — добавил он.
Заявление как минимум нелишнее. Потому как в политическом диалоге вокруг КНДР ситуация сложилась весьма неопределенная. С одной стороны, в администрации президента Южной Кореи достаточно оптимистично прокомментировали итоги встречи с делегацией КНДР на закрытии зимней Олимпиады в Пхенчхане. Встреча делегации с президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином 25 февраля длилась почти час, указывает «Росбалт».
И, по данным телеканал YTN, на переговорах представители КНДР выразили готовность параллельно развивать отношения с Южной Кореей и США. «Северокорейская делегация согласилась, что развитие межкорейских отношений и отношений Севера с США должны идти параллельно», — сообщает телеканал. Отмечается, что политики пришли к соглашению о совместном урегулировании конфликта на Корейском полуострове, северокорейская сторона заявила о готовности к переговорам с США.
Однако США дали понять: авансовых подарков не будет. Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс заявила, что результатом любого диалога с КНДР должна стать денуклеаризация Корейского полуострова. По ее словам, США и Южная Корея будут добиваться полного отказа Пхеньяна от ядерного оружия и оказывать ради этого максимальное давление. «США, Республика Корея и международное сообщество согласились с тем, что денуклеаризация должна быть результатом любого диалога с Северной Кореей. Кампания по оказанию максимального давления должна продолжаться до тех пор, пока Северная Корея не откажется от ядерного оружия», — сказала Сандерс.
Кроме того, в Вашингтоне продолжают усиливать давление на Пхеньян. США ввели санкции в отношении транспортных и судоходных компаний, судов и одного физического лица в рамках противодействия ядерной и баллистической программе Северной Кореи, сообщается на сайте Министерства финансов США.
«Судоходство является основным средством, с помощью которого КНДР обходит санкции», — говорится в документе. В ведомстве предупредили о существенных рисках для тех, кто «продолжает разрешать переправку по морю товаров в Северную Корею и из страны». В сообщении Минфина отмечается, что США «могут наказывать юридических и физических лиц, которые ведут торговлю с Северной Кореей». Представитель администрации США заявила журналистам, что этот пакет санкций — «самый серьезный, который когда-либо был введен в адрес Северной Кореи».
В списке значатся 27 судоходных и транспортных компаний и 28 судов из КНДР, Китая, Сингапура, Тайваня и других стран и один гражданин Китая. Российских компаний в списке нет, подчеркивает РБК.
Тем не менее, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков высказал свою позицию на счет введения санкций против КНДР. По мнению Пушкова, ничего другого ожидать и не следовало. Сенатор уверен, что Соединенные Штаты лишь создавали видимость готовности к диалогу на время проведения Зимних Олимпийских игр в Южной Корее. «Олимпийская «пауза» завершена, спортсмены США вернулись, впереди — новый виток кризиса», — написал он в Twitter.
Нервную реакцию Москвы можно понять. Тем более что в США не скрывают, что могут и не ограничиться санкциями. Президент США Дональд Трамп на пресс-конференции с премьер-министром Австралии Малколмом Тернбуллом заявил, что если санкции не сработают, то Вашингтон перейдет ко второй фазе в противодействии КНДР.
«Посмотрим. Не думаю, что разыгрывал бы именно эту карту, но если санкции не сработают, то нам придется переходить ко второй фазе. Вторая фаза может быть очень жесткой и очень печальной для мира. Но, надеюсь, санкции сработают», — цитирует его «Газета.ру».
Реакция Пхеньяна оказалась весьма жесткой. Пхеньян будет рассматривать любую блокаду со стороны США в отношении КНДР как акт войны, передает Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) со ссылкой на слова представителя МИД Северной Кореи. «Любая блокада против нас будет рассматриваться как акт войны», — предупредил представитель МИД КНДР. «В случае, если необдуманные действия США вновь приведут Корейский полуостров на грань войны, любая катастрофа, которая произойдет после этого, будет на совести США», — отмечается в заявлении.
Можно, конечно, отмахнуться: мол, в КНДР любят жесткие заявления. Но на сей все по-настоящему опасно. Еще накануне Олимпийских игр в Пхеньяне довели напряженность до красной черты, затем сдали назад, но теперь вновь повышают градус риторики. И как далеко готовы зайти в Пхеньяне, можно только гадать. Тем более что рассчитывать на благоразумие Ким Чен Ына не приходится.
Показательной оказалась и реакция Пекина. Внешнеполитическое ведомство Китая решительно осуждает Соединенные Штаты за политику односторонних санкций, а также распространение своей юрисдикции на граждан КНР и китайские компании, и призывает «не подрывать двустороннее сотрудничество», говорится в заявлении МИД Китая.
«Китайское правительство всесторонне и строго выполняет резолюции Совета Безопасности по КНДР, а также свои международные обязательства, и никогда не позволяет любому китайскому гражданину или компании участвовать в деятельности, в нарушение резолюций СБ ООН», — говорится в заявлении на сайте МИД Китая.
В Китае призвали США «немедленно прекратить подобные правонарушения, с тем чтобы не подрывать двустороннее сотрудничество в соответствующей области».
Если вспомнить, что как раз накануне в Китае объявили о готовности расследовать случаи «подозрительного сближения» своих и северокорейских судов в море, зачем вполне могла скрываться операция по перегрузке контрабанды, становится понятно: в Пекине явно пытались «сманеврировать» и избежать санкций. Но этот маневр китайской дипломатии не удался.
Сложность задач, которые решает сегодня Пекин, понятна. С одной стороны, здесь не могут позволить себе прилюдно «прогнуться» перед США и «сдать» Ким Чен Ына. С другой, поддержка северокорейского режима становится слишком опасным делом. Тем более что у Китая есть немало «спорных точек» в диалоге с США. Это и Южно-Китайское море, и экономические вопросы, и многое другое.
Другой вопрос, что у Пекина поле для маневра весьма тесное. И по мере того, как в КНДР и США будут повышать градус риторики, у Китая будет все меньше возможностей «выдержать баланс» и «сохранить отношения» и с теми, и с другими. Наконец, свою роль может сыграть и политическая борьба внутри пекинских структур власти, где есть и «консерваторы», и «реформаторы». Так или иначе, КНР даже теоретически не удастся избежать «корейской ловушки».