НУРАНИ
Во время важных двусторонних переговоров «острые углы» и разногласия оставляют за «закрытыми» дверями, а на публике, под камеры и микрофоны, стараются говорить о приятных вещах — дружбе, мире, добрососедстве…
Новый раунд армяно-грузинских переговоров — как раз такой случай. В Армении находится с визитом глава МВД Грузии Георгий Гахария. Его уже принял президент Армении Серж Саргсян.
Он, принимая грузинского гостя, с особой теплотой вспомнил свой официальный визит в Грузию в конце минувшего 2017 года и встречи с высшим руководством страны и Католикосом-Патриархом Всея Грузии Илией Вторым, и придал большое значение частым взаимным визитам в укреплении двусторонних отношений, заодно выразив надежду, что визит министра Гахарии в Армению придаст новый импульс углублению сотрудничества между правоохранительными органами Армении и Грузии.
Собеседники обоюдно подчеркнули важность сотрудничества в данной сфере и обеспечения безопасности и стабильности в двух дружественных странах и с точки зрения регистрации прогресса и достижений в экономической, гуманитарной и других сферах.
Георгий Гахария представил президенту С. Саргсяну договоренности по углублению сотрудничества, достигнутые по итогам эффективной встречи с начальником Полиции РА, которые, по его словам, охватывают и приграничные регионы, где также существуют специфические вызовы. По убеждению министра Г. Гахария, данным вызовам будет проще противодействовать совместными силами.
При этом вряд ли имеет смысл напоминать, что в действительности, в том числе и по линии правоохранительных органов, между Тбилиси и Ереваном вовсе не царит тишь да гладь да добрососедская благодать. Достаточно вспомнить и попытки насильственной арменизации грузинских церквей в Джавахетии, и неоднократные попытки Еревана «раскачать» ситуацию в этом регионе. Но об этом «под камеру» по понятным причинам предпочитают не говорить.
Однако ереванский «Спутник» на этом фоне выступил с весьма интересным и достаточно неожиданным комментарием.
То, что его сотрудники побеседуют с ведущим ереванским экспертом по Грузии Джонни Меликяном, следовало ожидать. Как и того, что господин Меликян тоже предпочтет обойти «острые углы». Эксперт заявил, в частности, что «Гахария — вице- премьер Грузии, а этот пост занимают те, кто имеет вес в правящей команде. Визит Гахария не ограничится сугубо вопросами сотрудничеством между МВД двух стран, он даст возможность для углубления контактов между сторонами», предположил даже, что Гахария может стать следующим премьер- министром Грузии…
Однако куда больше внимания привлекает другое. Сотрудники агентства побеседовали и с грузинским военным экспертом Вахтангом Маисая. Который, в числе прочего, заявил: не исключено, что спецслужбы Турции, Армении, Азербайджана и Грузии уже работают сообща в сфере борьбы с терроризмом. По его мнению, Кавказ стал «черным» транзитным коридором для терроризма, массовой нелегальной миграции, в борьбе против которой Баку, Тбилиси, Анкара и Ереван могут объединиться.
«Политические баталии между странами должны отодвигаться на второй план, когда речь идет о такой угрозе, как терроризм. Не исключаю что спецслужбы Армении, Турции, Азербайджана и Грузии уже сотрудничают в этой сфере», — цитирует его Sputnik Армения.
Как уверен эксперт, это одна из тех сфер, где национальные интересы даже конфликтующих стран могут соприкасаться. Маисая не исключил, что в ходе визита главы МВД Грузии, он с армянским коллегой мог обсудить и этот актуальный вопрос. Тбилиси и Ереван уже сотрудничают по ряду направлений: борьба с организованной преступностью, нелегальным оборотом наркотиков, оружия, нелегальной миграцией.
Спецслужбы стран обмениваются информацией, опытом. Был ряд случаев пресечения контрабанды на территории двух стран благодаря слаженной работе ведомств.
А вот тут необходимо отвлечься от темы. И кое-что уточнить. Это, конечно, прописная истина, что терроризм — всеобщая угроза. Но для того, чтобы не просто МВД Грузии и Армении проводили совместную операцию против «трансграничного криминала», а спецслужбы всего региона, включая Азербайджан, который с Арменией в состоянии войны, и Турцию, у которой с Арменией как минимум «замороженный конфликт», необходима сущая мелочь — чтобы по обе стороны границы и линии фронта террористами считали одних и тех же персон. Или хотя бы признавали, что террор — это плохо.
Так, ереванский «Первый информационный», в числе прочего, напоминает: «В последние дни армянская пресса чаще пишет о курдских повстанцах в Армении. Отмечается, что в разных городах полиция осуществляет усиленный контроль, но СНБ не подтверждает и не опровергает эту информацию. Переход курдских повстанцев через армяно-турецкую границу не является новым явлением: бывали случаи, когда курды, которые сражались против турецких правительственных сил, были вынуждены пересечь армяно-турецкую границу, чтобы спасти свою жизнь, будучи уверенными, что они будут освобождены от преследований. Но сейчас ситуация несколько отличается и связано это с двумя факторами. Первое — это число курдов, которые перешли в Армению, отмечается число около 50-70 человек, и это беспрецедентно большое число. Армяно- турецкая граница охраняется российскими пограничниками, и они несут ответственность за ловлю незаконно переходящих границу».
Представить себе, что Турция в этом случае будет сотрудничать с Арменией в борьбе с терроризмом, честно говоря, трудно.
Еще труднее представить себе сотрудничество спецслужб Армении и Азербайджана. Страны в состоянии войны, а спецслужбы через линию фронта не сотрудничают. Плюс ко всему Армения регулярно пытается развязать против Азербайджана террористическую войну. Причем использовать в этой войне пытаются и террористов ИГ, и боевиков присягнувших на верность той же ИГ северокавказских бандитских группировок. И самое главное, в Армении вовсе не считают террор чем-то предосудительным, а террористов возводили и возводят в ранг национальных героев. Немалую информацию к размышлению здесь дает вышедший в эфир еще в 2008 году репортаж российского RenTV из Ханкенди.
Впрочем, сами журналисты этот город именовали исключительно «Степанакертом». Планировался, судя по всему, сладенько-елейный репортаж о новом президенте Армении Серже Саргсяне, который только готовился вступить в должность. Во всяком случае, журналисты ни словом не упомянули не соучастие Сержа Саргсяна в Ходжалинском геноциде, ни даже о том, как 1 марта 2008 года на улицах Еревана расстреливали участников митинга протеста против фальсификации победных для него президентских выборов.
Но все равно на выходе получился вместо елея убойный компромат. Корреспонденты умильным тоном сообщили: дескать, «министр обороны Нагорного Карабаха» Мовсес Акопян (ныне — глава генштаба вооруженных сил Армении) портрет Сержа Саргсяна со стены не снимает. После чего камера сделала эффектный «наезд» на эту самую стену, но в кадр вместо обещанного Сержа Саргсяна попал портрет международного террориста Монте Мелконяна.
Вряд ли стоит напоминать, как старательно из этого террориста в Армении лепят «культовую фигуру». Монте Мелконян посмертно удостоен звания «Национальный герой Армении». Его именем названы одна из воинских частей, университет, военный лицей, мост, благотворительный фонд. В Ереване, Раздане и оккупированном Ходжавенде ему установлены памятники.
В честь террориста отчеканены памятные монеты и выпущены почтовые марки. И вот теперь с его портретом Армения явно норовит влезть в калашный ряд, то бишь в международное антитеррористическое сотрудничество. Или хотя бы сделать вид, что такое сотрудничество с ее участием возможно и даже ведется. Судя по всему, на фоне турецкой войсковой операции «Оливковая ветвь» на севере Сирии в Ереване уже начинают осознавать, что превращать страну в убежище для террористов — дело слишком опасное.
Но вместо того, чтобы действительно прекратить это сотрудничество и культ террора заодно, пытаются весь себя по принципу «я не я и явка РКК не моя». Комментарий эксперта в стиле «возможно, такое сотрудничество уже идет» — легкий способ «вбросить информацию» или хотя бы предположения. Только вот вряд ли это такая уж надежная страховка от неприятностей.