Культура и Общество

В помощь азербайджанским инвалидам

А.ХАКИМОВ

Мероприятие должно было состояться в Baku American Center. Пришел я загодя и готов был ко всему, но, когда стеклянные двери распахнулись и в помещение вкатили инвалидов-колясочников — а первой была очаровательная женщина в коляске, — у меня болезненно сжалось сердце.

Сострадательный от природы, я всегда жалел и жалею тех, кого обтекаемо называют «людьми с ограниченными возможностями». Обладая способностью ставить себя на место других, я довольно отчетливо представляю, каково приходится таким людям в жизни.

Впрочем, прибывшие, жужжа моторчиками, ловко объехали стол для заседаний и заняли за ним свои места. После необходимых формальностей и представлений друг другу мероприятие началось.

И, вникая в суть происходящего, я начал мало-помалу преисполняться уважением к «людям с ограниченными возможностями», собравшимся за этим столом.

Речь зашла о «ГЮЛЬСАМ» — общественном объединении реабилитации инвалидов, председателем которого и являлась женщина в коляске, Гюльнара Салимова (она возглавляет объединение вот уже 14 лет). Имея основной офис в Баку, «ГЮЛЬСАМ» недавно открыла офисы и в Агсу, Сальяне и Джалилабаде, стремясь помочь тамошним инвалидам.

Помощь, оказываемая объединением «ГЮЛЬСАМ», разнообразна: так, недавно 50 девочек из Сумгайыта научили шить и подсобили им с трудоустройством, а в ближайших планах — научить рукоделию еще 25 девочек и устроить выставку их работ; 4 тысячи учеников благодаря стараниям Гюльнары Салимовой овладели компьютером; кстати, члены объединения помогают с учебой детям, которые не могут посещать обычную школу (при необходимости педагоги сами приходят к ним домой); на Новый год объединение «ГЮЛЬСАМ» устроило праздник для 150 человек, а в ближайших планах — отпраздновать грядущий Новруз байрамы с раздачей подарков уже для трехсот человек…

Между прочим «гюльсамовцы» помогают не только инвалидам, но и матерям-одиночкам, в частности, в судебном порядке выбивают алименты с тех мужей, которые отстранились от воспитания и содержания своих детей… Также члены объединения хлопочут о том, чтобы, например, местные власти помогли с ремонтом жилищ матерям-одиночкам или инвалидам, которые в этом нуждаются…

И, что немаловажно, оказывают широкую юридическую помощь — частенько незнание законов или каких-то юридических тонкостей сильно осложняет инвалидам их и без того несладкую жизнь.

Разумеется, когда мероприятие закончилось, я остался поговорить с Гюльнарой ханым и ее заместителем, Виталием Исаковым (тоже инвалидом-колясочником). Мне открывались все новые и новые подробности.

Инициаторами создания объединения были Гюльнара и Самир Салимовы, брат и сестра, оба — инвалиды от рождения; название объединения составлено из первых букв имен Гюльнары и Самира; им пришла мысль объединить всех «людей с ограниченными возможностями», чтобы действовать сообща. К величайшему сожалению, год назад Самир ушел в мир иной…

В 2012 году руководство объединения «ГЮЛЬСАМ» обратилось за поддержкой в посольство США в Азербайджане.

Посольство откликнулось и с тех пор оказывает поддержку, заключающуюся в действенной юридической помощи.

Живя на грешной земле и имея представление о разных сторонах нашего бытия, я знаю и о том, каково приходится инвалидам. Конечно, у нашего часто склоняемого и возбраняемого «азербайджанского менталитета» есть, что ни говори, и положительные стороны: в подавляющем большинстве своем наши люди сердобольны и с состраданием относятся к инвалидам, как к истинным, так, увы, и ко мнимым, попрошайничающим на улицах… Но все же, все же…

Я спросил у Гюльнары ханым, с кем бывает сложнее: с чиновниками или с народом. Обезоруживающе улыбнувшись, Гюльнара ханым ответила, что у нее не бывает проблем ни с первыми, ни со вторыми, и, глядя на ее улыбку, я охотно ей поверил. Ну, а если серьезно… Виталий Исаков уточнил, что труднее общаться с народом: дело в том, сказал он, что простые люди в силу своей юридической безграмотности не понимают разницы между общественным деятелем и чиновником и часто требуют у членов «ГЮЛЬСАМ» того, что они просто не в силах сделать; с такими вопросами следовало бы обращаться к чиновникам…

Есть и другие проблемы. Так, офис объединения был снесен вместе с аварийным домом, в котором располагался, а нового помещения не выделили, и нынешний офис находится на квартире…

В городе еще есть серьезные проблемы с пандусами для колясочников… Интеграция инвалидов в современное общество — это хорошо, но интеграция и начинается, и состоит из множества мелочей… Проблем хватает, но это тема для отдельного разговора.

Прощаясь, я не удержался, склонился над креслом и осторожно поцеловал Гюльнаре ханым руку. Она заслуживала этого, ей-Богу. Человек, прикованный к креслу, во многом беспомощен. И только очень сильный человек, прикованный креслу, всю жизнь борется за то, чтобы не быть беспомощным. Но только очень, очень великодушный человек, прикованный к креслу, борется всю жизнь за то, чтобы и другие такие же люди поверили в себя и не чувствовали себя беспомощными…

Сила и великодушие есть у этих людей. Респект вам, сильные и великодушные. Респект и тем, кто помогает им. Люди оценят, Господь зачтет.