А.ШАКУР
Энергетическая безопасность — тема востребованная и обсуждаемая. «Цену вопроса» Запад узнал еще в семидесятые годы, когда арабские страны в ответ на поддержку Израиля ввели этакое «нефтяное эмбарго». 17 октября 1973 года арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Под удар попали Великобритания, Канада, Нидерланды, США и Япония. За год цены на нефть выросли в четыре раза. Эмбарго отменили уже в 1974 году, но тот кризис считается крупнейшим и самым «жестким» в современной истории.
Очередной сигнал тревоги прозвучал в «нулевые», когда уже Россия начала использовать поставки нефти и газа в качестве средства давления. Строго говоря, на пространстве бывшего ССР подобное практиковалось еще раньше, но теперь под ударом оказались страны, входившие в НАТО и ЕС. Что уже заставило европейских политиков снижать зависимость своих стран от поставок нефти и газа не только из арабских стран, но и из России. Правда, если на словах за энергетическую безопасность выступают все, то в отношении отдельных проектов, таких, как «Северный поток-2», единого мнения уже нет.
Напомним: проект «Северный поток-2» стоимостью 9,5 миллиарда евро предполагает строительство двух ниток газопровода от побережья России через Балтийское море до Германии. Трубопровод планируется проложить рядом с «Северным потоком». Морской газопровод пройдет через территориальные и исключительные экономические зоны нескольких стран: России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии.
Цель нового проекта не столько экономическая, сколько политическая: «переключить» транзит газа с «нелюбимой» Украины на новую «трубу», лишить Киев доходов от этого транзита и заодно расширить долю России на энергетическом рынке Европы. Неудивительно, что многие страны выступают против этого проекта.
Впрочем, за время споров о «Северном потоке» уже сложилось устойчивое мнение: в Польше, в Украине, странах Балтии и США выступают против, но вот в самой Германии одни горячо «за», другим, в общем-то, все равно. Неделю назад СМИ России с радостью сообщили, как канцлер ФРГ Ангела Меркель на совместной пресс-конференции после встречи с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким заявила, что Германия считает газопровод «Северный поток-2» экономическим проектом, который не угрожает Евросоюзу.
«Мы также выступаем за диверсификацию источников энергии. Мы также хотим, чтобы транзит газа по-прежнему шел через Украину. Но мы считаем, что Nord Stream 2 не представляет опасности для диверсификации поставок», — цитировало ее РИА «Новости». Польский премьер возразил: «Я не согласен, что это диверсификация. Газ из того же источника». По словам Моравецкого, на встрече с Меркель он высказался за распространение на «Северный поток-2» норм третьего энергетического пакета ЕС.
Вопрос, впрочем, еще не решен окончательно. Меркель заявила, что Польша и Германия продолжают переговоры по этому вопросу.
В Москве тем не менее настроены оптимистично. В конце января Германия разрешила Nord Stream 2 AG (компания — оператор проекта) начать строительство морского участка газопровода в территориальных водах страны. Также Германия одобрила возведение приемного терминала. В Nord Stream 2 заявили, что процедуры получения разрешений в других странах вдоль маршрута газопровода — России, Финляндии, Швеции и Дании — идут по графику.
Однако теперь выясняется: не все так просто. Как передает «Немецкая волна», семь депутатов германского бундестага и Европейского парламента, представляющие Христианско-демократический союз (ХДС), Христианско-социальный союз (ХСС), «зеленых» и Свободную демократическую партию (СвДП), выступили против строительства газопровода «Северный поток-2». В совместном заявлении, опубликованном в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, они отметили, что совместная работа с Россией не должна означать, что «немцы и россияне о чем-либо договариваются через головы» партнеров Берлина по Европейскому Союзу.
По мнению авторов обращения, политика ЕС в области энергетики и солидарность с партнерами говорят против строительства второй очереди газопровода из России через Балтийское море в Германию. Реализация этого проекта, подчеркивается в документе, приведет «к расколу ЕС и утере доверия».
Как напомнили парламентарии, строительство «Северного потока-2» вызывает активное сопротивление в странах Балтии, Швеции, Дании, Польше, Словакии и Украине, что легко понять с точки зрения энергетической безопасности. Новое правительство Германии должно открыто заявить о своей позиции в вопросе газопровода. Свои подписи под документом поставили депутаты Европарламента Манфред Вебер (ХСС), Райнхард Бютикофер («зеленые»), Надя Хирш (СвДП), а также депутаты бундестага Норберт Реттген (ХДС), Оливер Кришер («зеленые»), и Михаэль Линк (СвДП). Среди подписантов не оказалось ни одного социал-демократа, что симптоматично: именно тогдашний лидер «соцдемов», канцлер Германии Герхард Шредер сначала подписал договор с Россией о «Северном потоке», а затем занял в этом консорциуме весьма высоко оплачиваемый пост.
Комментируя заявление депутатов, Андрей Гурков, экономический обозреватель Deutsche Welle, заметил: «депутаты сделали ставку на, пожалуй, самый слабый в нынешней ситуации аргумент: они призывают Германию отказаться от экономически выигрышного (и уж во всяком случае финансово беспроигрышного) проекта только потому, что он не нравится некоторым партнерам по ЕС, причем главным образом в Восточной Европе. Иными словами, предлагают уступить именно тем, кто совсем недавно, в разгар кризиса с беженцами, откровенно бросил Германию и других западноевропейских партнеров, демонстративно отказавшись внести свой посильный вклад в прием спасающихся от войны людей».
Но в то же время замечает: «…Депутаты Европарламента и германского бундестага, совершив громкий публицистический демарш против «Северного потока-2», за разговорами про европейскую солидарность фактически упустили шанс сфокусировать внимание широкой общественности на том, чем российский газопровод на самом деле опасен для Евросоюза. Они лишь коснулись этой темы, указав, что если украинская экономика лишится ежегодных доходов от газового транзита в размере 2 миллиардов евро, то это «станет шагом к дестабилизации Украины» и страна «будет в большей мере подвержена давлению России»».
Однако, по мнению экономиста, «дело не в 2 миллиардах. Это не так уж много для столь большой страны, как Украина. Ключевое слово: дестабилизация. «Северный поток-2» опасен именно этим. Ведь пока российский газ течет в страны ЕС по украинской территории, Кремль не заинтересован в широкомасштабном кризисе в соседней стране, поскольку это может прервать транзит на Запад и лишить Россию валютных доходов. Но с того момента, когда российский газ пойдет в обход Украины по сооружаемым сейчас ускоренными темпами за огромные деньги газопроводам «Северный поток-2» и «Турецкий поток» (которые оба должны войти в строй к концу 2019 года), Кремль сможет теоретически в любой момент начать массированную кампанию по дестабилизации соседа. Такой тезис сильно попахивал бы теорией заговора, если бы мы не имели опыта 2014 года, когда Москва сразу после аннексии Крыма начала широкомасштабную дестабилизацию на востоке Украины и провозгласила проект «Новороссия», который фактически предполагал расчленение некогда братской страны на две части. И если бы мы каждый день не узнавали сейчас все новых и новых деталей про то, как Кремль с помощью фабрик троллей пытался дестабилизировать далекую Америку. Понятно, что для подобных атак на Украину у Москвы (и Петербурга) несравнимо больше возможностей».
После чего Гудков делает вполне понятный и логичный вывод: «Так что для Евросоюза главный и самый весомый аргумент против нового газопровода на Балтике таков: этот проект существенно повышает гипотетическую опасность разжигания Россией внутриполитических конфликтов в Украине, которые для целого ряда стран ЕС могут, в частности, обернуться новыми потоками беженцев. Берлин и Брюссель должны решить, готовы ли они нести этот геополитический, стратегический риск. Отказ от «Северного потока-2» стал бы дополнительной страховкой от «Новороссии-2″».
Плюс ко всему «в своей статье во Frankfurter Allgemeine Zeitung дипломатичные и политкорректные немецкие депутаты, не желая слишком уж обижать Россию подозрением в агрессивности, не прописали эту мысль четко и жестко. Тем не менее факт такой публикации свидетельствует о том, что сопротивление российскому проекту нарастает, в том числе и в Германии».
Сказать, что для России это плохая новость — ничего не сказать. Твердые позиции в Германии, с ее крупнейшей экономикой и солидным политическим весом, Москве были необходимы всегда, а тем более сейчас, на фоне санкций и усиления военных структур НАТО.
Возможно, конечно, правы те, кто считает: говорить о серьезном размывании позиций РФ в Германии. В активе у Кремля — влияние и на социал-демократов, и на «Альтернативу для Германии».
Но не будем забывать: «Альтернатива» — партия маргинальная и для большинства политиков нерукопожатная. А вот популярность социал- демократов не просто падает, а буквально рушится. И вполне возможно, что самые тяжелые для партии дни еще впереди.
Напомним: 20 февраля в Германии, точнее, в рядах СДПГ стартовало внутрипартийное голосование по поводу создания «большой коалиции» СДПГ с ХДС/ХСС. Согласно нормам внутренней демократии, сделку должны одобрить рядовые члены партии — свыше 450 тысяч человек.
Голосование уже ознаменовалось скандалом, который точнее всего было бы назвать «собачьим». Ранее немецкое издание Bild опубликовало материал о собаке по кличке Лима, имеющей членскую карточку СДПГ. Каким образом питомцу удалось вступить в партию, не сообщается. Однако теперь, накануне внутрипартийного голосования, руководство социал- демократов Германии вынуждено было официально заявить, что не допустит голосования собак по вопросу о коалиции с блоком ХДС/ХСС Ангелы Меркель, передает агентство Reuters, чью новость цитирует «Регнум».
«Собака не может голосовать», — заявила журналистам исполняющая обязанности лидера СДПГ Андреа Налес. Она пояснила, что партия готова инициировать расследование того, как у собак могли появиться членские карточки СДПГ.
Плюс ко всему в преддверии голосования рейтинг СДПГ неуклонно снижался и 19 февраля достиг самой низкой точки за всю историю немецкой социал-демократии. Как отмечает немецкое информационное агентство n-tv, опрос института по изучению общественного мнения Insa, проведенный по поручению газеты Bild, показал, что впервые правопопулистская партия Альтернатива для Германии (АдГ) обошла СДПГ в симпатиях избирателей.
За АдГ готовы проголосовать уже 16 процентов избирателей, в то время как за социал-демократов — только 15,5 процентов. Несомненно падению популярности СДПГ содействовали прежде всего интриги в руководстве партии, которые привели к отставке ее бывшего лидера Мартина Шульца. Теперь же СДПГ угрожает раскол и по поводу участия социал-демократов в коалиции с ХДС/ХСС во главе с нынешним канцлером Ангелой Меркель.
Так, против коалиции выступает молодежное крыло социал-демократов. Его лидер Кевин Кюнерт категорически против политики мелких компромиссов с консерваторами. Как сообщает Euronews, Кевин Кюнерт заявил, что «молодые социалисты (так официально называется молодежное крыло партии) были против этой коалиции с самого начала, во многом из-за итогов выборов. Социал-демократы и ХДС потеряли 14% своих голосов. Поэтому они были уверены, что эти две партии не должны вновь формировать коалицию».
Плюс ко всему Кевин Кюнерт проводит публичную кампанию в городах Германии и пытается убедить соратников проголосовать против коалиционного соглашения. Многие наблюдатели, правда, уверены, что члены партии поддержат договор, чтобы избежать нестабильности. Но вот восстановить былую популярность будет потруднее. Особенно если «соцдемы» продолжат обслуживать российские интересы.