За рубежом, Эхо

Армения скатывается к гражданской войне

НУРАНИ

Расследование преступлений, в том числе судебное — процесс по определению непростой. Тут не только необходимо учитывать дух и букву закона и принимать во внимание их малейшие нюансы — требуется еще и скрупулезный анализ доказательств, нужно в мельчайших деталях восстановить, что именно произошло…

Только вот бывают в жизни ситуации, когда и картина преступления очевидна, и доказательств сколько угодно, но процесс буквально «рассыпается на глазах». Именно так развиваются события вокруг суда над боевиками «Сасна Црер» в Армении.

Напомним: 17 июля 2016 года группа террористов, называющих себя «Сасна црер» («Неистовые из Сасуна»), захватила полк Патрульно- постовой службы полиции Армении в Ереване, требуя освобождения члена инициативной группы оппозиционного движения «Новая Армения» Жирайра Сефиляна.

Один полицейский во время захвата был убит, десятки человек получили ранения. Террористы удерживали заложников до 31 июля, пока их не удалось уговорить сдаться полиции. Но самое главное, в течение всего этого времени в столице Армении проводились акции протеста и шествия «в поддержку» группы «Сасна црер».

И хотя боевики предстали перед судом, судебные процессы по уголовным делам, возбужденным в связи с этими событиями, сопровождаются многочисленными скандалами.

Вот и на сей раз из-за неявки адвокатов в конце минувшей недели было отложено заседание суда общей юрисдикции административного района Еревана Шенгавит по делу о «Сасна црер».

Как заявил председательствующий судья Месроп Макян, на заседание не явились адвокаты Мушег Шушанян, Араик Папикян, Ара Карагезян и Давид Гюрджян. При этом суд получил всего несколько заявлений об отсутствии, в частности, адвокаты Лусине Саакян и Ерванд Ваносян известили, что не смогут прийти, поскольку должны принимать участие в неотложных следственных мероприятиях в Управлении по особо важным делам Следственного комитета РА; а адвокат Ара Карагезян сообщил о неявке ввиду объявления забастовки.

Подсудимые же отказались от проведения заседания без участия адвокатов. В самом деле, адвокаты по делу «Сасна Црер» объявили забастовку и просто не приходят в суд. Судья уже заявил, что не приветствует поведение адвокатов, поскольку они по разным причинам могут все время проводить забастовки, а заседания суда вследствие этого срываются.

Посему судья М.Макян постановил ходатайствовать о привлечении общественных защитников вместо неявившихся адвокатов для представления интересов Варужана Аветисяна, Седрака Назаряна, Павла Манукяна, Эдуарда Григоряна и Араика Хандояна.

Заодно судья пообещал принять меры для реализации судебного разбирательства в разумные сроки и обеспечения естественного хода процесса, поскольку «поведение адвокатов непредсказуемо».

Но на самом деле власти Армении пугает другое. Та поддержка, которую получили в обществе боевики «Сасна Црер» — это еще и индикатор готовности политической «тусовки» Армении к вооруженным методам борьбы за власть. То есть, к террору и гражданской войне.

А это особенно пугает правящую «команду» прежде всего потому, что в оппозиционных кругах уже поднимают вопрос о новом расследовании трагических событий 1 марта 2008 года. В этом году исполняется ровно 10 лет со дня той трагедии.

Напомним: 19 февраля 2008 года в Армении прошли президентские выборы. По официальной версии, победу на них одержал нынешний президент страны Серж Саргсян. Но лишь по официальной версии. Масштаб фальсификаций был таким очевидным, а давление на избирателей — столь бесстыдным, что сторонники его соперника — бывшего президента Армении Левона Тер-Петросяна — вышли на улицы.

Многодневный митинг привлек и внимание, и сторонников. Но в ночь на 1 марта площадь была «зачищена». Когда же митингующие попытались собраться вновь, по ним уже открыл огонь на поражение вызванный из Карабаха армейский спецназ. Итог — 10 погибших. Формально власти вроде бы вели расследование трагедии, но оно закончилось ничем,

И вот теперь оппозиция вновь поднимает вопрос. Правда, попытка возобновить парламентское расследование закончилась ничем. Как передает Aysor.am, постоянная комиссия парламента по государственно-правовым вопросам и защите прав человека после обсуждений в течение нескольких часов отклонила представленный фракций «Елк» проект заявления Национального собрания «О событиях 1, 2 Марта 2008 года».

За принятие проекта выступили только два депутата фракции «Елк» — Артак Зейналян и Эдмон Марукян, «против» проголосовали депутаты фракций Республиканкой партии Армении и АРФ «Дашнакцутюн».

Депутаты фракции «Блок Царукян» воздержались. Как напоминают журналисты, в документе отмечается, что парламент Армении резко осуждает «применение грубой и незаконной силы полицией Республики Армения в ночь с 1-го на 2-е марта 2008 года» в отношении граждан Армении, проводивших мирные митинги против фальсификации результатов президентских выборов 2008 года, а также сфабрикованные после этих событий уголовные дела и обвинительные приговоры в отношении оппозиционных политических деятелей и активистов.

В документе также содержалось требование к правоохранительным органам Армении в установленном законодательством РА порядке в кратчайшие сроки раскрыть и привлечь к строгой ответственности организаторов и непосредственных исполнителей убийств, произошедших 1 — 2 марта, а также виновных в применении силы против мирных граждан.

Фракция «Елк» также призывает Генпрокуратуру начать процесс пересмотра обвинительных судебных приговоров в отношении арестованных и осужденных по делу 1, 2 Марта оппозиционных политических деятелей и активистов. Кроме того, фракция «Елк» намерена разработать в ближайшее время законодательный пакет, согласно которому родственникам жертв 1, 2 Марта, несправедливо осужденным, а также получившим в результате применения полицией незаконной силы травмы гражданам будет предоставлена достойная компенсация.

Но самое главное, депутат от оппозиционного блока «Выход» Артак Зейналян выразил мнение, что количество жертв в ходе разгона митинга 1 марта 2008 года, скорее всего, превысило официальную цифру в 10 человек, поскольку есть все основания для того, чтобы выразить недоверие к этим данным.

«Я представитель правопреемников девяти из десяти погибших в тот день граждан. У меня есть все судебно-медицинские заключения. Ни у одного из них языки не были вырваны. Но в те дни мы случайно увидели на улице человеческую челюсть и язык», — заключил оппозиционный депутат.

В оппозиционных кругах Армении уверены: именно «мартовская бойня» помогла Сержу Саргсяну удержать власть. По мнению «Первого информационного», «после конституционного референдума в 2005 году и в особенности после парламентских выборов 2007 года казалось, что оппозиция разгромлена с моральной и политической точки зрения, и никто не ждал от президентских выборов 2008 года никаких сюрпризов и интриг.

Даже если и были некая интрига, неопределенность, напряженность, то это не было обусловлено отношениями власть-оппозиция, и скрывалось внутри системы, власти». По мнению сайта, «разношерстная и слабая оппозиция не имела внутреннего ресурса для реставрации и, если бы осенью 2007 года в политику не вернулся бы первый президент Армении Левон Тер-Петросян, Серж Саргсян одержал бы убедительную победу на президентских выборах 19 февраля 2008 года — даже без проведения предвыборной кампании.

Возвращение Левона Тер-Петросяна получилось феноменальным, стало настоящим политическом нокдауном для властей, даже самые верные сторонники первого президента не могли поверить, что ему удастся через 20 лет во второй раз возглавить общенародное движение, которое одержит победу над властями даже на уровне ресурсной борьбы — оставив последних в надежде на выстрелы, грубую силу, убийства и аресты».

Вопрос, однако, не только в правовом расследовании событий 1 марта 2008 года, что по понятым причинам не обещает властям ничего хорошего. Важно другое. Расстрел митингующих на улицах Еревана оппозиция может воспринять и как индульгенцию на использование вооруженных методов уже со своей стороны, Поддержка боевиков «Сасна Црер» — пример весьма симптоматичный.

Проще говоря, сегодня к силовому сценарию в Армении готовы и власти, и оппозиция. А гражданские политические механизмы здесь не работают уже давно. Все это создает серьезную угрозу для гражданской войны. Что особенно опасно с учетом существующих в Армении традиций политического террора.