Эльдар ЗЕЙНАЛОВ, директор Правозащитного центра Азербайджана
На днях Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение, которое заставило вспомнить предвыборную историю 13-летней давности, связанную с организацией «Ени фикир» («Новая мысль»).
Сейчас, наверное, немногие уже помнят молодежную организацию с таким названием, которая была создана при Партии народного фронта Азербайджана для вовлечения молодежи в предвыборную кампанию 2005 г. После шумного старта, в августе 2005 г. трое лидеров организации столкнулись с обвинением со стороны Генпрокуратуры в подготовке государственного переворота и связях с армянскими спецслужбами. Это поставило крест на дальнейшей активности «новых мыслителей».
В качестве доказательства фигурировала видеозапись, которую власти продемонстрировали по СМИ. Она была сделана в июле 2005 г. во время встречи активистов «Ени фикир» в Грузии, которая уже тогда не была безопасной.
Если откинуть некоторые моменты этой истории, которые впоследствии оспаривались сторонами, то в сухом осадке останется голый факт, что близкая к руководству ПНФА молодежь ездила в Тбилиси за «добрыми советами» о «цветных» предвыборных сценариях и взяла на нужды революции некую сумму от человека, которого впервые в жизни видела. Что, согласимся, не очень красиво для борцов с коррупцией…
Как бы то ни было, за этот поступок власти спросили весьма строго. В июле 2006 г. руководитель организации Руслан Баширли и его заместители Рамин Тагиев и Саид Нури были приговорены соответственно к 7, 4 и 5 годам лишения свободы. С.Нури, впрочем, с учетом его болезни, срок дали условный и разрешили эмигрировать в США.
В суде активисты утверждали, что их били и склоняли к даче показаний против руководства партии, что условия содержания были жестокими, а суд — несправедливым. Эти жалобы были направлены в ЕСПЧ и были приняты в производство. Однако дождаться их объективной оценки Страсбургом нам не суждено.
15 марта 2012 г. Р.Баширли был освобожден по помилованию. Неделю спустя он отозвал из Евросуда свою жалобу no. 32066/07.
В ноябре 2016 года дошла очередь до жалобы по этому же делу (no. 55067/07), поданной отдельно Р.Тагиевым. Он был недоволен тем, что доставлялся на суд в наручниках, содержался во время слушаний в металлической клетке, а во время перерывов — в подвальной камере суда, которая не вентилировалась и в целом была в плохом состоянии.
Сам суд, как он считает, по существу был закрыт для публики, т.к. родственники Тагиева, журналисты и обычная публика в зал заседаний суда не допускались. До суда множество чиновников сделало публичные заявления об уголовном деле, а телевидение передавало тенденциозные сюжеты, настраивая общественность против обвиняемых.
Соответственно, по мнению Тагиева, имело место нарушение статей 3 (запрет пыток), 6-1 (право на открытое слушание) и 6-2 (презумпция невиновности) Европейской конвенции по правам человека.
Жалоба была коммуницирована властям. Те ответили на поставленные вопросы, и еще год назад, в марте 2017 года, ответы были посланы Тагиеву для комментариев.
Однако он не отреагировал ни на это письмо, ни на напоминание, отправленное ему из Страсбурга заказным письмом. При таких обстоятельствах, ЕСПЧ пришел к выводу, что заявитель больше не настроен поддерживать свою жалобу, и снял ее с рассмотрения.
Кстати, для многих наших сограждан, желающих отказаться от своей жалобы в Евросуд, характерно именно такое инфантильное по своей сути поведение: игнорировать целый год посылаемые им Страсбургом письма, чтобы вынудить без их просьбы снять жалобу с рассмотрения. По причине «молчанки» заявителей Евросуд на днях снял с рассмотрения жалобу Фариза Адигезалова и Алекпера Агасиева (no. 56754/14).
Возможно, это незатейливый способ выглядеть хорошими и перед властями, и перед разочарованной публикой. Правда, Страсбург на этот случай подстраховывается и посылает заявителю заказные письма, за которые нужно расписываться.