За рубежом, Эхо

«Газовый свет» для Карена Карапетяна

karen-karapetyanНУРАНИ

Глобализация уже давно стала неотъемлемой чертой современной жизни.

Мы привыкли к тому, что мировые цены на зерно самым непосредственным образом влияют на вес и цену буханки хлеба в булочной за углом, а переворот в африканском государстве с диковинным названием Кот-д’Ивуар самым непосредственным образом отражается на стоимости любимого шоколадного тортика.

Мир уже давно носит джинсы, футболки и бейсболки, жует гамбургеры и скачивает через смартфон рэп и хип-хоп. Только вот национальная специфика от этого никуда не исчезла. И проявиться она может даже в такой, казалось бы, «интернациональной» проблеме, как политический скандал.

Классическое доказательство здесь — последние события, героем которых оказался премьер-министр Армении Карен Карапетян.

Начиналось все вполне благопристойно, как в лучших домах Европы. Пресс-служба правительства Армении накануне проинформировала: премьер-министр Армении Карен Карапетян 16-17 февраля будет с рабочим визитом находиться в Москве.

Глава правительства планирует провести встречи с рядом представителей армянских и российских деловых кругов, с которыми будут обсуждены текущие и перспективные программы. А в конце авторы релиза добавили: «В ходе визита премьер-министр также будет присутствовать на мероприятии, посвященном 25-летию основания компании «Газпром»».

Для Карена Вильгельмовича вечеринка «Газпрома» — это, без сомнения, встреча друзей. Нынешний премьер-министр Армении с 2001 по 2010 год был генеральным директором ЗАО «АрмРосгазпром».

Затем, поработав чуть меньше года (с декабря 2010 по октябрь 2011 года), пересел в кресло первого вице-президента ОАО «Газпромбанк», с 2012 года был заместителем генерального директора по стратегии и развитию ООО «Газпром межрегионгаз», с 2015 года стал заместителем генерального директора по международным проектам ООО «Газпром энергохолдинг».

Но вот в Армении его поездка в Москву вызвала нешуточный всплеск эмоций. Прежде всего монополия «Газпрома» на армянском рынке «голубого топлива» уже давно вызывает в Ереване нешуточное раздражение. Армения достаточно долго получала из России дешевый газ.

Здесь «под него» создали целую индустрию, от полукустарного производства цемента до работающих на газе автобусов. Но теперь Россия тарифы на газ изменила. И вся армянская «газовая индустрия» не то чтобы «схлопнулась», но дышит уже на ладан. А по сравнению с соседней Грузией «коммунальные платежи» за газ и электроэнергию в Армении выше почти что в два раза.

Здесь, конечно, самое время напомнить, что Грузия получает газ и нефть из Азербайджана. А Армения, контролируя самый удобный с точки зрения географии «коридор» между Каспием и Средиземным морем, благодаря своей агрессивной политике умудрилась остаться в стороне от главных нефте- и газопроводов, да еще и изолировать себя от каспийских энергоносителей.

Впрочем, в Армении периодически вспыхивают разговоры, будто бы кто-то готов предложить стране более дешевый газ. Самый реальный кандидат здесь — Иран. Политические отношения между Арменией и Ираном вроде бы достаточно близкие. Но…

На днях посол ИРИ в Армении Сейед Казем Саджади заявил на пресс-конференции: «Иран готов по удобным ценам продавать газ Армении. Этот вопрос обсуждается. Надеюсь, что в скором времени будет прогресс. Если Армения немного активизируется в энергетическом плане, думаю, будут предприняты большие шаги, что окажет содействие в создании новых рабочих мест в Армении».

Но уже очень скоро заместитель министра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Айк Арутюнян, комментируя заявление посла Ирана, огорошил публику: оказывается, Иран пока не предлагал Армении более дешевый газ, чем российский. Замминистра отметил, что конкретные ценовые предложения поступали, но какие именно цены предлагают иранцы, он отказался озвучить.

«Пока ведутся переговоры. Когда нам предложат более конкурентную цену, обсудим этот вопрос. Почему посол сделал такое заявление, спросите у него, его заявления я не буду комментировать», — сказал Арутюнян. По его словам, вопрос поставок иранского газа в Армению постоянно находится в повестке.

«Иран заинтересован в увеличении экспорта газа, Армения заинтересована в приобретении газа по более доступным ценам. В ходе переговоров мы неоднократно им говорили, что нам нужны альтернативные поставки, но иранцы до сих пор не предлагали нам более низкие цены», — подчеркнул замминистра энергетики и природных ресурсов.

В августе прошлого года премьер Армении Карен Карапетян вообще заверял, что Ереван и Тегеран не ведут переговоров об увеличении поставок иранского газа. «Переговоры об увеличении объемов иранского газа не ведутся. Если будет предложение, которое устроит нас в ценовом отношении, то с радостью», — говорил К.Карапетян, которого цитирует «Интерфакс».

А тут уже нельзя не вспомнить о весьма неудобном обстоятельстве. Вопрос, у кого и за сколько Армения будет приобретать газ, уже давно решается не в Ереване, а в Москве. Более того, газ формально приобретает не Армения как страна, а местная «дочка» российского «Газпрома» — «АрмРосгазпром».

Именно ему принадлежит 100% акций армянской газотранспортной системы. И на этом фоне громогласные заявления армянских официальных лиц, что они, дескать, готовы переориентироваться на других поставщиков, но вот никто газ дешевле российского им не предлагает, звучат не очень убедительно.

Теоретически господин Карапетян мог бы записать себе в актив обнадеживающие результаты переговоров по цене российского газа для Армении. Но и тут у него случился облом. Еще в октябре 2017 года во время ереванской встречи глав правительств Армении и России в расширенном составе председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заверил, что «Газпром» в 2018 году сохранит цены на газ для Армении на уровне 150 долларов за 1 тыс. кубометров.

По словам Миллера, «Газпром» рассчитывает на ежегодный рост объемов поставок в Армению. В настоящее время, продолжил он, проведены все необходимые планово-предупредительные ремонты, закачан необходимый объем газа, к началу отбора активного газа в подземном хранилище будет 160 млн кубометров газа. «Этого будет достаточно для того, чтобы Армения уверенно прошла осенне-зимний максимум», — сказал Миллер.

Нынешняя цена на газ действует с 1 января 2017 года. До этого Армения получала «голубое топливо» по цене 165 USD за 1 тыс. кубометров. А премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что сохранение цены на газ имеет ключевое значение для Армении, оно обеспечит инвестиционную и экономическую активность.

Инвестиций, правда, Армения так и не увидела, но это уже другая тема. На этом фоне у Карена Карапетяна шансов привезти впечатляющий подарок с газпромовской вечеринки не было даже в теории.

Другое дело — личные планы самого премьер-министра. «Мы считаем, что первая часть официальной информации (о визите Карапетяна в Москву -Ред.) похожа на прикрытие, чтобы обосновать визит Карапетяна в Москву», — замечает в этой связи ереванский «Первый информационный».

По мнению его экспертов», «более чем очевидно, что для обсуждения перспективных вопросов с деловыми людьми время не подходящее. Карен Карапетян, по-видимому, покинет свой пост через два месяца, и, независимо от того, каким будет его новый статус, сегодня он, по сути является временным премьер-министром, который в лучшем случае может сосредоточиться на текущих проблемах».

Правда, здесь не исключают, что «внутренне Карапетян не может смириться с почти неизбежной потерей должности в апреле и будет прикладывать последние усилия в Москве, чтобы показать, что он пользуется поддержкой российского капитала».

Однако, по мнению «ПИ», «все это могло быть влиятельным PR-ом год назад, пока еще не увяло очарование «нового духа». За прошлый год российские покровители армянского происхождения Карена Карапетяна либо были отождествлены с преступным миром, либо появились как минимум в двух американских «черных списках».

Не верят эксперты канала и в то, что накануне «переформатирования» власти кто-то из московских политических тяжеловесов строит в отношении Карапетяна далеко идущие планы: «Возможно, даже главный «газовик» Миллер понял, что в апреле в Армении делать ставку на Карена Карапетяна бессмысленно» — уверен «ПИ».

Другой вопрос, если самому Карену Вильгельмовичу уже надоела «ссылка на историческую родину» и он не прочь вернуться в Москву после армянских политических «перетрясок». Конечно, в одну реку нельзя войти дважды, но, похоже, бесперспективность Армении как государства Карену Вильгельмовичу выбора не оставляет.