Семен КАСТРЮЛИН
Недавно посмотрел российский сериал «Брачный контракт». Новое брачное агентство открывают юрист, психолог и отставной сотрудник правоохранительных органов.
Когда они открывали это агентство, то собирались помочь семейным парам разобраться в различных нюансах семейной жизни. Они помогают разбираться при разводах и во всех последствиях связанных с ним.
В своей работе, они сталкиваются со случаями, когда за внешним семейным благополучием кроется настоящая драма. Нередко, такие истории могут превращаться в настоящий детектив. Конечно, кино есть литературный вымысел… Но тема в кино была подана интересная — брачный контракт. Как же у нас относятся к брачному контракту, тем более, что это вынесено на государственный уровень?
В Азербайджане уже начались общественные слушания по созданию института брачного контракта. С такой инициативой выступила член комитета Милли Меджлиса по вопросам семьи, женщин и детей Садагат Велиева, предложив внести изменения в Семейный кодекс и ввести обязательное заключение брачного контракта.
Почему же эта тема так заинтересовала наших депутатов? Во- первых, если наша страна хочет войти в Евросоюз, она должна впитывать позитивные новации, имеющие место на Западе.
Во-вторых, по словам депутата, в Азербайджане за последние годы увеличилось число разводов. По официальной статистике, в прошлом году в Азербайджане было зарегистрировано свыше 63 тысяч браков и более 14 тысяч разводов.
Далеко не все бракоразводные процессы завершаются тихим расставанием и решением ЗАГСа. Для многих семейных пар эта процедура оборачивается сбором документов, судебным разбирательством, обиванием порогов различных судебных инстанций. Раздел имущества, вопросы о том, с кем останутся жить дети, взыскании алиментов — все это отнимает много времени, нервов и денег на оплату услуг адвокатов.
Согласно сообщению пресс-службы Bерховного суда страны, если в 2014 году в BС было рассмотрено 8668 дел, в 2015 году — 9404, а в 2016 году эта цифра достигла 10 000. 75% всех дел приходится на долю гражданских вопросов. Больше всего обращений поступают по вопросам раздела имущества, наследства, алиментов и развода.
Причиной этому является отсутствие ответственности нежелание вместе преодолевать трудности. По мнению юристов, брачный контракт должен быть обязательным, в этом случае количество разводов будет снижаться. Когда я расспросил своих знакомых, как они относятся к этой злободневной теме, они отвечали по-разному.
Большинство опрошенных считают брачный договор проявлением корысти, жадности и злого умысла. Брачный контракт у многих вызывает ассоциацию с бракоразводным процессом, разделом имущества. Каждый из влюбленных думает, что их брак первый и последний, что развод их никогда не коснется, поэтому нет смысла затрачивать время, силы и финансовые активы на заключение брачного контракта. Другие просто смеются, предлагая прочитать абсурдные, по их мнению, брачные контракты, заключенные между звездами экрана и сцены.
Тем не менее, наша публика к этому относится с жадным любопытством. Вот примеры. После развода Тома Круза и Кэти Холмс, проживших в браке шесть лет, в Сеть просочился чуть ли не полный список требований (880 пунктов), которые звездный муж предъявлял по контракту своей жене.
Во-первых, Круз прописал в документе, что его жена обязана во всем с ним соглашаться и всегда улыбаться ему, к тому же поддерживать теплую и радостную атмосферу в семье, что бы ни происходило.
Во-вторых, не имеет права шутить по поводу гомосексуализма и неостроумно выражаться. В-третьих, она непременно должна поддерживать ритуалы сайентологии и понимать, что (внимание!) если на Землю возвратится Ксену (в сайентологии — инопланетный властелин «Галактической Империи», существовавшей 75 миллионов лет назад) и позовет Круза на свою планету Teegeeack, то Холмс должна улететь вместе с мужем на космическом корабле или другом летательном аппарате, в противном случае она остается одна на Земле и лишается всех заработанных денег.
Мы не знаем, как Кэти все это терпела. Хотя, возможно, сначала она подумала, что у мужа просто отличное чувство юмора? В любом случае у нее была своя выгода. Оказывается, за каждый год в браке Кэти получала от законного супруга по 3 млн долларов на личный банковский счет. Но и это еще не все. Согласно контракту, его действие аннулируется, как только их браку исполнится 11 лет.
То есть через 11 лет замужества Кэти станет «бесконтактной» супругой, которой в случае развода полагается ровно половина состояния.
Два года назад у пары Майкла Дугласа и Кэтрин Зета Джонс были проблемы — дело двигалось к разводу. Согласно брачному контракту, если бы актеры развелись, Дуглас заплатил бы бывшей жене 2 млн долларов. Однако тяжелый период в отношениях Майкла и Кэтрин пережили благополучно, но в контракте остался еще один интересный пункт. В случае измены один из супругов выплачивает другому целых 5 млн.
Кстати, своей бывшей жене Диандре Люкер актер выплатил 60 млн… И, видимо, решил, что больше не совершит такой ошибки. Посудите теперь, в каком контексте у нас будут относиться к вопросу брачного контракта.
Заключение подобных документов не является в Азербайджане популярностью, и, имея свои «за» и «против», считается чем-то экзотическим и чужим. Наверное, потому, что надо признаться, что и условия жизни в странах Евросоюза сильно отличаются от наших, доход в несколько раз выше, чем в Азербайджане. Да и менталитет у нас совершенно другой, поэтому сразу, без подготовки обрушивать этот закон, если он будет, на простых азербайджанцев, многие из которых живут ниже прожиточного минимума, не стоит.
Многие даже уверены, что брачный контракт нужен махинаторам. Тот, кто говорит о контракте, в представлении простых людей заранее уверен в разводе и хочет поделить деньги. Есть закон, где приписаны все нюансы развода, что и как делить. Навязывать заключать брачный контракт молодым людям насильно нельзя, это дело должно быть добровольным.
Ежегодно в Азербайджане заключатся примерно 100-110 подобных контрактов, что достаточно низкий показатель по сравнению с количеством разводов. Хотя, если взглянуть на проблему с государственной точки зрения, предложение депутата о введении обязательного заключения брачного контракта как профилактической меры для сокращения разводов кажется логичным и разумным.
Bо время бракоразводных процедур эти договора могут помочь при разрешении важных имущественных и других вопросов. Брачный контракт регулирует права собственности, направлен на защиту имущественных прав.