За рубежом

Террористы РКК перебираются в Армению

НУРАНИ

Лоббизм в США — дело вполне легальное. Местное законодательство не запрещает спонсировать чью-то предвыборную кампанию в обмен на включение в свою программу тех или иных пунктов, рассылать буклеты, проводить «кофейные вечера» и «благотворительные обеды»… Есть, конечно, свои ограничения. И скандалы в этой сфере тоже вспыхивают регулярно: грань между лоббизмом и взятками существует.

Но скандал скандалу рознь. И в США не скоро забудут, как в 1999 году был арестован по обвинению в поддержке терроризма Мурад Топалян, руководитель одной из крупнейших армянских лоббистских организаций США — «Армянского национального комитета» и вице-президент колледжа города Кайахога (штат Огайо). Он считался вполне добропорядочным гражданином, влиятельным лоббистом, которого приглашали даже в Белый дом, с Мурадом Топаляном почтительно здоровались в местном супермаркете и у гаражей, где жители городка держали свои личные авто.

И даже в страшном сне не могли себе представить, что респектабельный преподаватель университета хранил у себя в гараже оружие и взрывчатку.

А теперь похожая коллизия разворачивается уже с целой страной. Армения формально не входит в число государств, поддерживающих международный терроризм. Но вот о сотрудничестве официального Еревана с террористическими группировками накоплено слишком много информации, чтобы ее можно было просто проигнорировать.

Теперь эти связи получили новое подтверждение. «По сведениям газеты «Жаманак», продолжается въезд курдских повстанцев из РКК в Армению. Курдские повстанцы, избегая столкновений с турецкими военными, бегут от преследований, пересекая армяно-турецкую границу, сдаются властям Армении, — сообщает издание, которое цитирует Tert.am. — Российские пограничники, которые охраняют армяно-турецкую границу, не мешают проникновению курдов в Армению». Как добавляет газета, «в отличие от Турции, где РКК считается террористической организацией, у Армении и России более нейтральная позиция в отношении курдских повстанцев».

По совести говоря. боевиков РКК надо бы именовать террористами, а не «повстанцами» и не «ополченцами», но в Армении отношение к террору имеет свои особенности. Более того, связи Армении с РКК тоже факт общеизвестный. По данным турецких источников, соглашение о сотрудничестве между РКК и АСАЛА было заключено еще в 1980 году. Террористы РКК в своей униформе и со своими флагами — традиционные участники, вернее, соучастники шествий к монументу «жертвам геноцида» в Ереване.

Наконец, есть предостаточно фактов, что через Армению «прокачивалось» предназначенное РКК российское оружие. Если учесть, что советские спецслужбы уже в семидесятые годы по сути дела взяли под контроль сеть армянского террора на Западе, что, наконец, РКК получала и получает от РФ солидную поддержку, вопрос, могла ли вся эта нежная дружба РКК и Армении развиваться без ведома Москвы, звучит риторически.

А на сей раз, напоминают эксперты, и в прямом, и в переносном смысле двери перед боевиками РКК открывают российские пограничники, которые и контролируют границы Армении и Турции.

Плюс ко всему разворачивается эта провокационная кампания на фоне весьма интригующих событий в Турции и вокруг нее. С одной стороны, в Турции ждут с визитом госсекретаря США Рекса Тиллерсона, и накануне переговоров риторика заметно накалилась. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу призвал Вашингтон принять конкретные меры в связи с беспокойством Турции по поводу поддержки, которую Америка оказывает курдским формированиям в Сирии, пригрозив, что в противном случае отношения между странами будут разрушены, указывает «Голос Америки».

Выступая на полях конференции «Турция-Африка» в Стамбуле, министр дал понять, что отношения Турции и США находятся в критической точке, когда они могут либо наладиться, либо полностью прекратиться. Чавушоглу заявил, что Турции нужны не обещания, а конкретные шаги для восстановления взаимного доверия, в утрате которого он обвинил США.

Но, с другой, многие эксперты отмечают: на самом деле ни в Анкаре, ни в Вашингтоне не заинтересованы в разрыве отношений. И нынешний град жестких заявлений с обеих сторон — это часть, пардон, политического торга, где ни один участник не хотел бы продешевить.

США и Турция должны обсудить пути продолжения сотрудничества, цели двух стран в Сирии совпадают, заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон. «Турция остается важным союзником Соединенных Штатов, очень важным для нас партнером в регионе. Нам необходимо найти способ продолжить работу в одном направлении, мы стремимся к одним и тем же результатам в Сирии», — заявил дипломат на пресс-конференции в ходе визита в Иорданию.

С показательным заявлением выступил и генсек НАТО Йенс Столтенберг. По его словам, обеспокоенность Анкары ситуацией в сфере собственной безопасности является обоснованной. Ни одна страна НАТО не подвергалась такому количеству атак террористов, как Турция.

Комментируя турецкую операцию «Оливковая ветвь» в сирийском регионе Африн, Столтенберг отметил, что у Анкары есть право реагировать на ситуацию в сфере безопасности. По словам генсека Альянса, Турция на прошлой неделе проинформировала НАТО о ходе операции в Африне. «Я лично поддерживаю контакты с турецким руководством, в том числе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, по вопросам, связанным с ситуацией в Сирии. Также ожидаю, что Турция продолжит информировать своих союзников», — сказал Столтенберг, отметив, что НАТО приветствует переговоры между Турцией и США по ситуации в Сирии.

Одновременно Йенс Столтенберг прокомментировал и соглашение о закупке ЗРК С-400, заключенное между Турцией и Россией. «Предоставление детальной информации о статусе этой сделки — задача Турции. В то же время приветствуем тот факт, что Турция также начала диалог с двумя союзниками по НАТО — Францией и Италией по инвестициям в создание собственных систем ПВО», — добавил генсек. «В переводе»: есть граница, дальше которой сотрудничество Москвы и Анкары продвигать не следует.

И, судя по всему, в Москве тоже отдают себе отчет, что «медовый месяц» с Анкарой близок к завершению. И на этом фоне РФ восстанавливает связи с РКК, желая иметь в своих руках этакий «рычаг давления» на Турцию. И уж тем более очевидно, что ей куда проще действовать от имени Армении, чем от своего.

Только вот и в Армении уже начинают задавать вопросы: а не слишком ли это опасная игра? «Пуская на территорию Армении курдов, Россия желает использовать территорию нашей страны как плацдарм для подрывной деятельности против Турции. Но нужно ли это нам?» — вопрошает ArmenianReport.

По мнению этого сайта, «интересные получаются у нас развития ситуации! Нас даже не спрашивают, хотим ли мы принимать этих товарищей в широких штанах. Россияне за нас решили, кому у нас жить, а кому — нет. Нам они даже по своей стране не дают передвигаться — помните, как российские пограничники остановили несколько лет назад автомобиль, в котором ехала группа наших депутатов из фракции «Наследие», — а чужеземцев пускают. Наши соотечественники, которые убежали из охваченной пожаром войны Сирии, до сих пор не могут найти пристанище на своей исторической родине, а для представителей этого отсталого народа открыты ворота даже единственной в Европе закрытой границы!» А тревожит армянских экспертов многое.

«Понятно, что россияне не намерены кормить усачей в широких штанах вечно, и они передают их нашим властям. А вот тут уже слабину проявляет наша власть, предоставляя им приют и кров, — предупреждает сайт. — Но, приютив на своей земле всякую шушеру, мы рискуем попасть под ответный огонь».

После чего продолжает: «Да, сейчас между Турцией и Россией улучшились отношения, но не надо забывать, что эти две страны всегда были соперниками — и на Балканах, и в Закавказье, и в восточной Анатолии, и на Черном море — историки насчитали 11 русско-турецких войн. Если российский режим сейчас танцует с администрацией Эрдогана геополитическое танго с антизападным мотивом, то не нужно думать, что идиллия между странами продлится вечно. В той же Сирии они еще столкнутся лбами, и вот тогда Россия попытается разыграть курдский вопрос. Штаб-квартира антитурецких курдов будет находиться, по замыслу кремлевских стратегов, в Армении. Может, это хорошо русским, может, на подобную игру согласятся курды. Но нам-то с этого какие «финики» перепадают? Не пора ли вспомнить о том, что мы — армяне, и у нас могут быть свои национальные интересы, которые не всегда могут совпадать с интерсами наших соседей или супердержав?»

Вопрос, как говорится, интересный. Только вот не получится одновременно получать от России в подарок «Искандеры» и «вспоминать» о своих национальных интересах.