За рубежом

Архипелаг Шпицберген может стать очередной «горячей точкой» в Арктике

НУРАНИ

Воздушный транспорт считается по статистике самым безопасным. Но летать боятся многие. В немалой степени потому, что, в отличие от бесчисленных ДТП, катастрофа пассажирского лайнера — это почти всегда десятки и сотни жертв.

Вот и теперь власти России ведут расследование очередной трагедии. 11 февраля в Раменском районе Московской области через несколько минут после взлета упал самолет Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии», летевший из Москвы в Орск. Жертвами катастрофы стал 71 человек — 65 пассажиров, в том числе трое несовершеннолетних, и шестеро членов экипажа. В Оренбурге объявлен траур, отменены масленичные гуляния, соболезнования выражают главы государств и руководители авиакомпаний, в том числе AZAL. Среди погибших — наш соотечественник Намик Гахраманов.

Он, по словам членов семьи, торговал в Москве детской одеждой, которую привозил из Турции, одновременно открыл в Орске швейную фабрику. В тот злополучный день он летел в Орск, чтобы выдать ее работникам зарплату. Обычно Гахраманов ездил на машине, но тут шел снег, и он предпочел не рисковать…

По вполне понятным причинам, аудитория хочет как можно быстрее получить ответы на вопрос, что же стало причиной трагедии. Специалисты предупреждают: расследование авиапроисшествия — процесс долгий и кропотливый, тут вряд ли стоит ждать ответов «по горячим следам».

Но в СМИ уже звучат комментарии, в том числе и от тех, кого трудно отнести к непрофессионалам, с трудом отличающим крен от тангажа. Знаменитый летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев высказался по поводу крушения Ан-148 «Саратовских авиалиний» в Подмосковье весьма резко. Толбоев назвал убийцами членов экипажа разбившегося лайнера (командир корабля Валерий Губанов и второй пилот Сергей Гамбарян).

«Мне как профессионалу очень трудно говорить это, но причина гибели самолета Ан-148 — это совершенно неподготовленный экипаж. Почему так получилось? Это у Нерадько в Росавиации надо спросить, он за это отвечает. Пилоты все сделали неправильно, одни ошибки, так называемый человеческий фактор, они убили людей!» — заявил специалист. Он добавил, что сейчас в России нет по-настоящему умелых летчиков. По его словам, многие даже не понимают, что происходит, когда они нажимают ту или иную кнопку.

«Поэтому у нас и катастрофы одна страшнее другой — Казань, Ярославль и так далее», — цитирует Толбоева ura.ru.

Жуткая авиакатастрофа в Раменском по понятным причинам оставила в тени другую «авиановость». Как раз перед этим российская военно- транспортная авиация устроила в Твери эффектное шоу. Здесь, как передавал канал «Звезда», прошли учения экипажей военно-транспортной авиации, в ходе которых пилоты самолетов Ан-26, Ил-76 и самого большого в мире транспортного лайнера Ан-22 «Антей» отработали навыки взлета и посадки на снежную грунтовую полосу.

«Данные полеты как вид подготовки летчиков военно-транспортной авиации необходимы для обеспечения всепогодной авиации. А мы в данном случае авиация, которая может применяться в том числе в отсутствие аэродромной сети. Вы это наглядно видели, в частности, на примере заснеженной полосы. То же самое может происходить на грунтовых, на травяных полосах, то есть для чего это нужно? Для того, чтобы военно-транспортная авиация могла решать задачи, помимо тех, которые в любую погоду она может решать в отсутствие аэродромной сети», — добавил командующий военно-транспортной авиацией Владимир Бенедиктов.

Причем в Москве и не скрывают, что речь идет о подготовке летчиков для работы в условиях Арктики. «Порывистый ветер, снегопад — очень сложные метеоусловия, но именно такую погоду ждали летчики военно-транспортной авиации. Ведь сегодня они отрабатывают полеты в Арктике, — рассказывает российский «Первый канал».

«Так полярным днем и полярной ночью на самую северную российскую территорию самолеты доставляли технику и материалы. На суровой Земле Франца-Иосифа вырос военный суперсовременный комплекс, который называют «Арктическим Трилистником» — гордость нашей армии», и, добавим от себя, монументальных масштабов свидетельство стремительной милитаризации Арктики, которую ведет сегодня Россия.

Пока что эксперты весьма уклончиво отвечают на вопрос, есть ли в высоких широтах Северного полушария риск военного противостояния. Но сам факт, что подобные вопросы озвучиваются, уже говорит о многом, в особенности специалистам. И по меньшей мере не исключено, что одной из самых «горячих» точек может стать архипелаг Свальбард, или Шпицберген.

Сегодня этот малонаселенный северный архипелаг привлекает туристов своей первозданной арктической природой, суровыми красотами и необычной «северной» экзотикой. Но не только.

Осенью 2017 года норвежский сайт AldriMer.no сообщил, что в ходе учений «Запад-2017» российские военно-морские силы и сухопутные войска отрабатывали массированное вторжение на архипелаг, который Норвегия называет Свальбард, а Россия — Шпицберген. Об этом порталу сообщили шесть разных источников в Вооруженных силах, причем все источники имеют доступ к национальным, а некоторые и к натовским отчетам, в которых описывается российская модель учений на севере.

Удар по Шпицбергену, по их словам, должен был начаться с имитации атаки российских бомбардировщиков. Когда у норвежских истребителей F-16 подходило к концу топливо и они брали курс на материк для дозаправки, российские бомбардировщики появлялись снова. И у Норвегии уже не оставалось никакой воздушной мощи, которую она могла бы задействовать. Это означало, что в реальной ситуации норвежской военной мощи не хватило бы для защиты Шпицбергена от молниеносной атаки, которую Россия на этот раз только имитировала.

По словам источников, именно крайне низкая мощь истребителей привела к тому, что передовая база сил быстрого реагирования Вооруженных сил ранее была переведена в Банак в Финнмарке с тем, чтобы сократить расстояние для норвежских истребителей в северной части Баренцева моря и увеличить их время в оперативном районе. Кроме того, по сведениям портала, в НАТО тоже были крайне недовольны отсутствием оперативной мощи с норвежской стороны.

Больше всего критики было по поводу практически полного отсутствия соответствующих разведывательных данных. Это привело к тому, что представление о том, что происходило на севере, было крайне слабым. Когда русские в рамках учений осуществляли свое нападение на Шпицберген, это явилось полной неожиданностью как для Норвегии, так и для НАТО.

При этом еще накануне учений «Запад», продолжавшихся с 14 по 20 сентября этого года, российский Военно-морской флот объявил о больших военно-морских учениях под эгидой Северного флота в Баренцевом море, напоминает портал.

Помимо этого, были приведены в движение и значительные сухопутные силы на Кольском полуострове, всего лишь в нескольких километрах от норвежско-российской границы. «Российский Северный флот заранее позаботился о том, чтобы усложнить мониторинг начала учений. Русские использовали генераторы дыма и аэрозольные установки для того, чтобы скрыть происходившее в портах Северного флота на Кольском полуострове», — подчеркивает портал.

К тому же, добавим от себя, отрабатывались наступательные действия. Уже в воскресенье, 3 сентября российские десантники и пехотинцы провели совместные с Северным флотом учения по проверке готовности, целью которых было отработать сценарий возникновения военного кризиса в каком-то неизвестном месте в Арктике. Рота российских десантников из Воздушно-десантных войск России погрузилась на борт десантного судна Северного флота.

Одновременно норвежские пилоты рейсовых самолетов в Финнмарке стали сообщать о помехах в сигналах GPS в воздушном пространстве над большой частью территории губернии. Национальное управление связи (Nkom) спустя несколько дней провело измерения, которые показали, что сигналы GPS от американской сети Navstar GPS сознательно глушились, и что помехи шли со стороны России.

Плюс ко всему, добавим от себя, этому предшествовала впечатляющая «политическая подготовка». Сначала «Коммерсантъ» опубликовал «утечку»: российское Министерство обороны в докладе о национальной безопасности утверждало, что конфликт из-за Шпицбергена может привести к войне между Норвегией и Россией. 6 января прошлого года портал southfront.org опубликовал видео, в котором утверждалось, что новая арктическая бригада России отрабатывала операции спецназа в тылу врага и операции с целью захвата Шпицбергена.

«Southfront делает все, чтобы скрыть, кто стоит за порталом, но цифровые источники четко указывают на то, что след ведет в Россию. Военные эксперты считают, что этот портал — часть активно ведущейся Россией информационной войны, возможно, рассчитанной на такую целевую группу, как западные военные», — указывал норвежский портал.

Наконец, весной 2017 года уже Россия активно обвиняла НАТО и Норвегию во всех смертных грехах. Архипелаг — суверенная территория Норвегии, но Москва имеет право вести здесь хозяйственную деятельность. Однако в РФ решили «расширить рамки». В апреле 2015 года по пути на Северный полюс сюда прибыл вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, к этому моменту уже находившийся под санкциями РФ. В Осло вполне справедливо возмутились и заявили об упорядочении правил въезда.

В России возмущались в ответ. Но в апреле 2017 года уже МИД России осудил на тот момент появившуюся информацию о том, что на последней парламентской ассамблее НАТО было принято решение о проведении военных учений на архипелаге Шпицберген. Российский МИД посчитал, что подобные намерения недопустимы. Он и расценивает их не иначе как «провокационную линию». В министерстве возмущены желанием НАТО прибрать Шпицберген «под крыло» военного альянса.

Здесь, конечно, можно отмахнуться: ситуаций, когда один и тот же документ в разных столицах читают по-разному, в мире хватает. Но вот происходящее слишком уж напоминает попытки РФ потихонечку «выдавить» Норвегию с архипелага, откуда стартовали и стартуют все экспедиции на Северный полюс.

Более того, общественное мнение уже подготавливают к тому, чтобы объявить этот архипелаг «частью Русского мира». Во всяком случае, напомним, еще весной 2017 года Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня», в своем комментарии «Зачем НАТО нацелилось на Шпицберген» заявлял: «На карте фламандского картографа и географа Герарда Меркатора, изданной в 1569 году, на месте современного Шпицбергена изображены семь островов под названием «Святые русские».

На этих островах и ранее, и позднее проживали русские поморы». И на фоне аннексии Крыма к тому, что происходит вокруг Шпицбергена, уже не получится относиться с полным благодушием.