За рубежом

«Вооруженная приватизация» Армении

НУРАНИ

«Лихие девяностые» обогатили русский язык множеством пикантных выражений. В их числе и «крыша», не та, что на доме из черепицы или листового железа, а криминальная, которой мелкий бизнес в том или ином районе платит дань — по официальной версии, за «безопасность», по неофициальной, чтобы не было проблем с этой самой «крышей». Чаще всего оформлялись отношения в виде договора с «частным охранным предприятием» — этаким легальным прикрытием криминальных группировок.

Считается, что такое вынужденное сотрудничество бизнеса и криминала зародилось в лихие девяностые. Эксперты, впрочем, уверены: еще в семидесятые годы бандиты обкладывали данью советских подпольных миллионеров — тех самых «цеховиков». У которых, во-первых, были деньги, и большие деньги, а во-вторых, бандиты не без оснований полагали: в милицию их жертвы не побегут. Если бизнесменам везло, то в их коммерческие дела «крыша» не вмешивалась — главное, чтобы «подведомственный» предприниматель исправно отстегивал дань.

Но случалось и другое: «с этими не связывайся, они ходят под солнцевскими, а мы с ними не друзья», «это наш парень, делай бизнес с ним» и т.д. Успешному предпринимательству в этом случае очень быстро приходил конец. В конце концов, Рокфеллер знал, о чем говорил, когда предупреждал: «Дружба, основанная на бизнесе — это лучше, чем бизнес, основанный на дружбе».

Но одно дело, когда нечто подобное происходит с ларьком или ресторанчиком. И совсем другое, если речь идет о целой стране, пусть даже небольшой и стремительно пустеющей. Между тем именно это и происходит сегодня с Арменией, где Россия успешно разворачивает сценарий этакой «вооруженной приватизации».

Впрочем, расскажем по порядку. Как радостно сообщает ереванский «Спутник», командующий войсками Южного военного округа (ЮВО), генерал-полковник Александр Дворников прибыл на 102-ю российскую военную базу в Гюмри. Уже в первый день своей рабочей поездки Дворников проверил организацию несения боевого дежурства летчиками российской авиабазы Эребуни, а также осмотрел объекты инфраструктуры военного аэродрома и военных городков в Ереване, где размещаются российские военнослужащие и их семьи.

«Генерал-полковник Дворников также ознакомился с ходом строительства, ремонтом служебных общежитий семейного типа авиационной части и школы для детей российских военнослужащих на базе одного из военных городков в столице Армении», — отмечено в сообщении пресс-службы. Объявлено, что в течение нескольких дней командующий войсками ЮВО изучит перспективы развития объектов российской военной базы в Гюмри и примет участие в мероприятиях в составе объединенного штаба вооруженных сил России и Армении.

Другое дело, что визит Дворникова в Армению начинается на весьма опасном для Еревана фоне. В Гюмри, точнее, в суде общей юрисдикции Ширакской области начался громкий судебный процесс по делу об убийстве военнослужащего российской 102-й базы Дмитрия Ялпаева. На скамье подсудимых — Арман Джанджугазян. Именно он, по версии следствия, 22 апреля нанес Ялпаеву несколько ударов ножом. А вот мотивы убийцы уже вызывают вопросы.

По версии обвинения, Джанджугазян… является последователем «Исламского государства». Притом, что есть как минимум серьезные подозрения, что с Ялпаевым расправились в качестве мести за убийство членов семьи Аветисян, совершенное военнослужащим с российской базы В.Пермяковым. Теоретически Москва могла бы потребовать от Армении внятного расследования преступления. Но на практике в РФ готовы удовлетвориться наспех сработанной ереванской официальной версией.

Есть, конечно, версия, что в Москве просто не хотят обострять отношений со своим ценным «форпостом». Тем более что в Ереване регулярно намекают на возможность своей «переориентации»: то подписывают соглашение с Евросоюзом, то отправляют своих «зинворов» в Грузию на учения НАТО…

Только вот даже беглый анализ показывает: в реальности у Армении шансов выйти из-под российского влияния нет. Теоретически это компенсируется надеждами, что в случае чего воевать за Армению станет Россия. Тем более что нынешний ее президент Серж Саргсян, соучастник Ходжалинского геноцида, помнит, как «договаривались» с 366-м полком о сдаче в аренду оружия, боевой техники и даже личного состава. К тому же Армения регулярно получает от РФ в подарок оружие, в том числе весьма современное и разрушительное.

Но вот бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. И, прельстившись оружейными подарками, Армения по сути дела лишилась своего государственного суверенитета. То, что происходит сегодня между Москвой и Ереваном, уже вышло за рамки «тесного военного сотрудничества».

С образованием того самого объединенного штаба вооруженных сил России и Армении, объединенных группировок сухопутных сил и сил ПВО Ереван по сути дела лишился контроля над собственными вооруженными силами. Понятно и другое. Да, Армения подписала с ЕС соглашение о расширенном партнерстве, но этот документ составлен с учетом ее членства в российском Евразийском союзе. А значит, ни о какой «переориентации» на Европу не может быть и речи.

Ереванский эксперт Агаси Енокян в интервью радио «Азатутюн» сетовал: «Экономической составляющей в этом документе нет. Да, у Армении давно существует договоренность с ЕС о режиме свободной торговли по отдельным товарным группам, но, насколько мне известно, она еще ни разу не использовалась. Возможно, это связано с тем, что в армянскую продукцию не инвестируется достаточно средств, чтобы производство могло достичь европейских стандартов. Основная тематика заключенного соглашения — это защита прав человека и борьба с коррупцией. В нем предусмотрены конкретные шаги в этом направлении, и на реализацию этих шагов выделяются определенные средства. В первый год Армения получает около 180 миллионов долларов, однако дальнейшие транши возможны, только если Ереван выполнит условия, предусмотренные соглашением».

Нет у Армении крупных экономических проектов и с США. Наконец, пока что Еревану не удается подвести экономический базис и под отношения с Ираном. Вот и констатирует Енокян в беседе с радио «Азатутюн»: «Вся экономика Армении очень тесно связана с российскими компаниями, уже находящимися под санкциями, и поэтому тоже страдает от уже введенных ограничений. К тому же, в «кремлевском отчете» находится один известный российский миллиардер армянского происхождения, Самвел Карапетян, очень многие активы которого находятся в Армении.

Некоторые даже называют его «кремлевским куратором» Армении. Если в отношении него и его партнеров будут введены санкции, это, конечно, ударит по армянской экономике. Не исключен и экономический кризис. С другой стороны, в долгосрочной перспективе это может иметь положительные последствия, потому что его влияние в Армении в таком случае может ослабнуть».

Только вот выбирать Армении уже не приходится. Здесь, конечно, могут строить геополитические прожекты и лелеять надежды не то на сближение с Европой, не то на расширение сотрудничества с НАТО, но в реальности шансов выйти из российского фарватера у Армении в результате российской «вооруженной приватизации» по сути дела нет.