За рубежом

Россия переходит к «газовому шантажу» Европы

НУРАНИ

Развитие человеческой цивилизации сопровождалось ростом энергопотребления — эту аксиому никто не берется опровергать. Нашим далеким предкам вполне хватало костра в центре пещеры.

«Промышленный переворот» XVIII-XIX веков осуществлялся во многом за счет энергии каменного угля — его до сих пор уважительно называют «хлебом промышленности», и именно углю соответствуют параметры «условного топлива». В начале ХХ века дан старт «нефтяной» эре, к рубежу тысячелетий в мире заговорили о росте потребления природного газа.

Здесь, впрочем, оценки расходятся. Как сообщает DW, немецкий концерн Siemens резко сокращает производство турбин для электростанций, работающих на ископаемом топливе, в том числе газе, объясняя это главным образом отсутствием перспектив строительства новых газовых электростанций в Европе.

Председатель правления Siemens Джо Кезер 31 января 2018 года в Мюнхене на годовом собрании акционеров сообщил, что в ближайшие два-пять лет в одной только Германии придется сократить примерно 3 тысячи рабочих мест на производстве оборудования для электростанций, работающих на ископаемых энергоносителях, т.е. на нефти, угле и газе.

Это, подчеркнул Кезер, не чисто «сименсовская проблема», а результат структурных изменений в мировой электроэнергетике. Падение глобального спроса на оборудование для работающих на ископаемом сырье электростанций составило свыше 40 процентов, цены снизились более чем на 30 процентов. «Особенно в Германии: здесь практически больше нет спроса», — заявил глава Siemens.

«Таким образом, на крупнейшем для «Газпрома» экспортном рынке, немецком, строить новые крупные газовые электростанции никто особо не собирается», — указывает DW. «Мы убеждены, что мировой рынок газовых турбин будет и дальше существовать, — заверил акционеров Джо Кезер. — Но рынки уменьшатся, и находится они будут не в Европе, а в Америке, Китае, на Ближнем и Среднем Востоке».

После чего делает вывод: «Иными словами, в мюнхенской штаб-квартире Siemens исходят из того, что более активно использовать газ для получения электроэнергии будут в США и КНР, где растет добыча сланцевого газа, и в богатом голубым топливом ближневосточном регионе, но не в Европе, так что ждать отсюда заказов на турбины для новых газовых электростанций не стоит».

Главной причиной такой тенденции в Siemens считают глобальные успехи возобновляемой энергетики, на которую и сам немецкий концерн все больше делает ставку.

Джо Кезер напомнил участникам годового собрания акционеров, что после слияния испанской Gamesa с сименсовским подразделением ветровой энергетики возникло крупнейшее в мире (по размерам установленной мощности) предприятие в области возобновляемой энергии: по всему миру оно управляет оснащенными им ветропарками суммарной мощностью 83 гигаватта (для сравнения: это сопоставимо с 70-80 энергоблоками атомных электростанций) .

Такие прогнозы, впрочем, разделяют не все. По мнению ряда экспертов, перспективы «зеленой», «возобновляемой» и прочей «нетрадиционной» энергетики сегодня несколько преувеличены. Да, это «растущий рынок», но составить реальную конкуренцию нефти и газу он сможет еще ой как не скоро. И пока в Европе активно работают над диверсификацией источников энергоносителей, и прежде всего природного газа,

На этом фоне с показательным заявлением выступили в Москве. Европа вскоре столкнется с дефицитом газа и с ростом цен на него, предсказал зампред главы «Газпрома» Александр Медведев в интервью Reuters, которое цитирует РБК. «Многие серьезные аналитики пришли к выводу, что Европа вскоре столкнется с серьезным газовым кризисом и, что еще хуже, с резким ростом цен», — сказал Медведев.

«Европа полностью просчиталась, когда решила, что ей не понадобится много дополнительного газа, а если он все-таки понадобится, то его можно будет получить из источников вне России», — уточнил он.

По словам Медведева, спрос на газ в Европе растет, а производство в Нидерландах и Великобритании падает, при этом рост производства в Норвегии должен замедлиться после 2025 года. Поставки газа из США останутся «скромными, дорогими и в основном пойдут в Азию», заявил он.

После чего принялся, как бы это повежливее, набивать себе цену: «Мы можем поставлять столько газа, сколько нужно Европе, несмотря на то, что мы выходим на новый рынок в Китае. Но Европа должна решить сейчас. Нужно задуматься прямо сейчас о том, кто будет покрывать дополнительный спрос после 2025 года. К сожалению, энергетического диалога между Россией и ЕС нет».

Что же касается призывов снизить зависимость Европы от российского газа, то Медведев рассуждает так: «Должны ли мы в России говорить о чрезмерной зависимости от поступления валюты с одного континента?» Он считает, что ситуация на самом деле показывает, что «мы взаимно зависим друг от друга».

Причем Медведев отметил, что даже если «Газпром» запустит «Северный поток-2» и «Турецкий поток», их объемов не хватит для компенсации грядущего дефицита. «И СПГ не сможет покрыть этот разрыв», — резюмировал он, добавив, что поставки из США останутся на скромном уровне и Катар, вероятно, отправит большие объемы на азиатские рынки.

Что это — предупреждение человека, который «варится» в газовом бизнесе и знает о нем больше других? Или же Россия перешла к открытому «газовому шантажу» Европы? Эксперты, по крайней мере, не берутся отметать «с порога» второй вариант. Тем более что в середине «нулевых» Россия уже вела в Европе «газовую войну».

Первоначально, напомним, РФ прекратила подачу газа Украине. Затем без «голубого топлива» остались уже в странах Европы, причем Москва обвиняла во всем именно Киев — якобы там вели «несанкционированный отбор газа». Вдумчивые аналитики уже тогда предупреждали: «трубопроводное оружие» может показаться эффективным, но его можно использовать только один раз. А дальше в странах-потребителях постараются «диверсифицировать поставки». Что и происходит сегодня.

Тем не менее доля поставок из РФ на рынке Европы, особенно некоторых ее стран, включая Германию, остается высокой. Что уже дает Москве надежду, что «газовый шантаж», на который намекает в интервью Медведев, может быть удачным. Вопрос в другом: к каким методам прибегнет на сей раз РФ?

И вот тут уже некоторую пищу для размышлений дают события не такого уж далекого прошлого. Напомним: зимой 2005-2006 годов РФ резко, до истечения срока уже заключенных контрактов, подняла цены на газ для стран постсоветского пространства.

При этом, к примеру, Армения получала газ дешевле, чем Грузия, притом что российский газ в Армению идет как раз по грузинской территории. В Тбилиси, однако, не стали впадать в панику и обещать Москве политические уступки в обмен на снижение цен на газ. Тем более что в Грузии уже готовились переориентироваться на азербайджанское «голубое топливо».

Но в двадцатых числах января 2006 года, в разгар рекордных для Грузии зимних холодов, обе «нитки» газопровода на территории России оказались подорваны. В случайность такого выбора мишени для теракта в Тбилиси не поверили. Более того, через несколько дней были взорваны и опоры ЛЭП, по которым Грузия получала из России электроэнергию.

Тогда в Грузии ситуацию удалось «выправить» за счет помощи Азербайджана. Сегодня зависимость Грузии от поставок энергоносителей из России сведена к нулю. Однако события зимы 2006 года — это неплохая «информация к размышлению», какие методы готова задействовать Москва в «газовой игре». Тем более что это не единственный такого рода прецедент.

Напомним: в апреле 2009 года разразился впечатляющий «газовый конфликт» между Россией и Туркменистаном. Российский «Газпром» к этому моменту закупал туркменский газ у устья скважины, а затем перепродавал в Европу, неплохо зарабатывая на «ножницах» цен. В Ашхабаде искали способы избавиться от такой зависимости.

К тому же на кону была судьба туркменского суперпроекта — газопровода «Восток-Запад», который РФ стремилась присоединить к своей «трубе», а в Ашхабаде рассчитывали пробить самостоятельный путь для экспорта газа. В разгар спора события приняли драматичный оборот.

Как констатировала UPI, «9 апреля «Газпром», в одностороннем порядке и без предупреждения, сократил на 90-95 процентов отбор туркменского газа из входящей в трубопроводную систему «Средняя Азия-Центр» (САЦ) «нитки» Давлетбат-Дарьялык (САЦ-4). Устаревшая советская трубопроводная сеть не выдержала резкого снижения давления, что привело к взрыву (его причины пока не обнародованы) на 487-м километре участка САЦ-4 между компрессорными станциями Ильалы и Дарьялык возле туркменско-узбекской границы».

А нынешней зимой «рвануло» уже в Европе. Взрыв раздался на газовой станции в австрийском местечке Баумгартен. Как напоминал тогда российский сайт neftegaz.ru, через центрально-европейский газовый хаб, расположенный в австрийском местечке Баумгартен на границе со Словакией, прокачивается около 1/3 всех поставок российского газа в Западную Европу: Италию, части Австрии, Словению и Хорватию.

К тому же «рвануло» на фоне рекордных снегопадов, в разгар зимних холодов и как раз накануне рождественских и новогодних праздников. Тогда же, напомним, «Вести» озвучили: «По мнению экспертов, сегодняшнее происшествие еще раз доказывает — всегда нужен запасной вариант. И другие реализуемые проекты «Газпрома» — могли бы выручить в этой ситуации. Российские проекты «Северный поток-2», «Турецкий поток» очень важны для Европы. Например, для Италии.

Если бы, например, был реализован проект «Южный поток» со строительством трубы через Грецию, то очевидно, что можно было бы повысить пропуск газа по данной магистрали. А сама Италия была бы не столь зависима от украинского транзита, ведь он идет в страну исключительно через Баумгартен». Во всех случаях взрывались российские же газопроводы. Во всех случаях — в разгар споров. И во всех случаях за ними явно читался месседж в стиле «ну посмотрим, как вы обойдетесь без нас». И неважно, шла ли речь о монополии поставщика или монополии «хозяина трубы».

А тем временем в РФ внезапно вспомнили об очередной «страшилке» времен «холодной войны» — будто бы в СССР еще в далеком 1982 году диверсанты из ЦРУ взорвали газопровод Уренгой-Сургут-Челябинск. Правда, российские эксперты как бы отметают эту легенду, заявляя, что никакого взрыва такой силы не было и в помине, но зато с удовольствием рассуждают о том, как США уже тогда препятствовали поставкам в Европу российского газа.

И исподволь подводят зрителя к мысли: если и сегодня на экспортных газопроводах что-то «рванет», то виновных надлежит искать в США. И на этом фоне вопрос, какими методами Россия будет действовать на нынешнем витке «газовой войны», как минимум нелишний.