НУРАНИ
Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили — из тех персон, о которых будут спорить еще долго. В свой «золотой век» пребывания на посту президента Грузии он считался смелым реформатором и борцом с коррупцией.
После того, как Михаил Николозович задумал пересесть из президентского кресла в премьерское, переписал под этот маневр конституцию Грузии, превратив ее в парламентскую республику, но проиграл решающие выборы, а вскоре в СМИ стали просачиваться сведения о том, что в реальности творилось в Грузии во время его правления, ореол «реформатора» и «борца с коррупцией» начал тускнеть.
Украинская же эпопея добила «светлый образ» окончательно. Что, впрочем, не мешает определенным силам и группам по-прежнему эксплуатировать его имидж «борца с коррупцией», а их противникам — по-прежнему бояться не столько самого Михаила Николозовича, который, если уж на то пошло, поработав в Одессе, доказал, что его слава как политика, реформатора и борца с коррупцией была изрядно преувеличена, сколько тех надежд и настроений, которые волей-неволей увязываются с ним.
Вот и в Армении одна только мысль о презентации книги экс-президента Грузии «Пробуждение силы» вызвала нешуточный скандал, по итогам которого, если верить «Лрагир», «Союз информированных граждан» вынес вердикт: «В Армении действует прямая цензура».
По мнению «информированных граждан», «7 февраля, после двух неудачных попыток, в Ереване наконец-то состоялась презентация книги экс-президента Грузии и лидера украинской оппозиции Михаила Саакашвили «Пробуждение силы» в переводе на армянский язык. Многие, в том числе и автор перевода на армянский, расценили препятствование проведению мероприятия как цензуру. Следует отметить, что это уже третий случай неприкрытой цензуры, зарегистрированный в Армении за последний год. Правда, средства и обоснования были разными, однако сущность цензуры от этого не меняется».
«Союз», строго говоря, приводит не единственный такого рода факт. В июле 2017 года за два дня до начала Международного кинофестиваля «Золотой абрикос», проводимого в Ереване, из него была изъята внеконкурсная программа «Армяне: взгляд изнутри и снаружи». «Причиной цензуры стали фильмы Геворка Казаре «Слушай меня: нерассказанные истории за пределами ненависти» и Пурии Хейдари Уре из Ирана «Абрикосовые рощи». Оба фильма рассказывают о сообществе ЛГБТ», — напоминают авторы.
Как продолжает «Союз», «спустя несколько месяцев после цензурного скандала в рамках «Золотого абрикоса» стало известно о запрете Министерством культуры проведения выставки, посвященной жертвам советской диктатуры. В качестве причины запрета выставки «Затмение», организованной в августе 2017 года в доме-музее Туманяна, ведомство сослалось на ее формат. В министерстве заявили, что формат выставки на открытом воздухе не был согласован, что и стало причиной запрета указанной выставки в доме-музее Туманяна». Выставка, впрочем, все же увидела свет.
И, наконец, «в январе 2018 года стало известно, что руководство дома-музея Егише Чаренца отменило презентацию книги Михаила Саакашвили «Пробуждение силы» в переводе на армянский язык, несмотря на наличие предварительной договоренности. Автору перевода книги Микаелу Наапетяну руководство музея сообщило, что заключение договора невозможно «по техническим причинам»». И вот именно тогда, комментируя отмену презентации, Михаил Саакашвили высказался весьма эмоционально: «Барыги всех стран объединились против меня».
Строго говоря, против Михаила Николозовича сегодня выступают не только «барыги». Но вот в Армении ситуация принципиально иная: здесь скандал вокруг презентации книги Саакашвили полыхнул на редкость несвоевременно. Напомним: еще минувшей осенью новый премьер-министр Армении Карен Карапетян щедро раздавал обещания «открыть инвестиционное поле», привлечь капиталовложения, прежде всего из диаспоры, улучшить условия для бизнеса и т.д.
Но теперь выясняется: реальность оказалась куда бледнее радужных планов. Во-первых, в Армении элементарно мало привлекательных для бизнеса сфер. А во-вторых, потенциальных инвесторов отпугивает зашкаливающий уровень коррупции и надежно прикрытых «сверху» криминальных схем.
Власти, конечно, уверяют, что все не так плохо. Правительство Армении за последние годы провело реформы, ситуация в сфере коррупционных рисков улучшилась, но определенные проблемы все еще имеются, уверял на правительственном часе в парламенте Армении вице-премьер Армении, министр международной экономической интеграции и реформ Ваче Габриелян.
По его словам, данный вопрос также обсуждался в Государственной комиссии по борьбе с коррупцией. «В целом инвестиционный климат в республике улучшился, но определенные коррупционные риски остаются. Особенно в сфере правосудия, налогов и так далее», — пояснил вице-премьер.
Только вот даже весьма близкий к властям ереванский «Спутник» в своих статьях рисует совсем другую реальность. По его сведениям, армянский бизнесмен из диаспоры, член правления Социал-демократической партии «Гнчакян» Манук Шхртмян заявил, что бизнес-партнеры в Армении его банально «кинули».
Как пишет газета «Грапарак», гражданин Армении и Великобритании Шхртмян с 2011 года пытается вернуть отданные партнерам 860 тысяч долларов. Часть суммы была выручена за счет продажи магазина красок в Ереване, половину этой суммы бизнесмен так и не получил. Другая часть денег — расходы Шхртмяна на строительство гостиницы, которые ему, опять-таки, не были возвращены. Дело дошло до прокуратуры. Сам бизнесмен заявляет, что «кинувших» его компаньонов в Армении «крышуют» высокопоставленные чиновники — правда, конкретные имена обещает назвать позже.
«Выходцы из диаспоры в Армении порой заявляют о притеснениях со стороны политического руководства страны и правоохранительных структур. Один из резонансных эпизодов — случай с выходцем из Ирана Жоржем Багумяном. В 2012 году бизнесмена, страдающего целым букетом заболеваний, арестовали по обвинению в неуплате налогов. Через несколько месяцев он скончался в Нубарашенском уголовно-исполнительном учреждении.
Адвокаты заявляли тогда, что арест и дело, возбужденное против Багумяна, имели своей целью отъем имущества, а именно: предприятия по производству аккумуляторных батарей для нужд Минобороны. А брат бизнесмена Серж Багумян в одном из интервью в 2013 году отмечал, что в ходе следствия за освобождение брата с него потребовали взятку в 10 миллионов драмов» — напоминает в этой связи «Спутник».
Приводит агентство и другой случай. В конце прошлого года российский бизнесмен армянского происхождения Левон Маркос обратился с открытым письмом к президенту Армении Сержу Саргсяну. Как утверждал предприниматель, в начале «нулевых», сыграв на патриотических чувствах Маркоса, тогдашний президент Кочарян и министр обороны Саргсян привлекли его к спасению терпящего банкротство банка «Кредит-Ереван».
Спасти банк от банкротства не удалось, но зато в результате начавшихся впоследствии судебных тяжб обанкротился сам Маркос. Который теперь утверждает, что все произошло по вине высшего руководства Армении, а «вся история с банком была масштабной операцией по рейдерскому захвату имущества бизнесмена».
После чего агентство делает неутешительный вывод: «Власти страны при каждом удобном случае заявляют о готовности обеспечить максимально комфортные условия для инвесторов, в том числе из диаспоры. На практике же зачастую можно видеть оказавшихся на грани разорения, а то и судебного преследования бизнесменов, которые, по их собственному признанию, «повелись» на обещаниях некоторых лиц. Как утверждают бизнесмены, реальным главным условием крупных, среднесрочных и долгосрочных инвестиций в армянскую экономику является наличие «крыши» среди крупных и средних госчиновников.
Причем наиболее эффективным способом получения такой «крыши» является привлечение чиновников в качестве «партнеров» к реализуемым проектам. В противном случае, эти проекты с течением времени потерпят крах».
А это, по крайней мере, солидная информация к размышлению о реальном уровне коррупции в Армении. О котором в бизнес-кругах диаспоры осведомлены куда лучше, чем того хотелось бы Еревану.