Т.ТУШИЕВ
Азербайджанский киберспорт, за исключением отдельных моментов, пока не может похвастаться большими успехами на международной арене.
Во многом это связано с неразвитой у нас в стране инфраструктурой киберспорта — направления, которое бурно развивается во всем мире, а соревнования собирают многомиллионные призовые фонды, которые превзошли награды во многих традиционных спортивных видах спорта.
В силу неразвитости киберспортивной инфраструктуры и отсутствия профессиональных команд, азербайджанские киберспортсмены, а в особенности те, кому удается достичь определенных успехов на своем поприще, вынуждены обращать свои взоры на зарубежные киберспортивные команды.
Игорь Городецкий стал одним из немногих, если не единственным азербайджанским киберспортсменом, который подписал официальный контракт с профессиональным киберспортивным клубом из-за рубежа — Regenerate, в составе которого выступает в дисциплине Star Craft.
В беседе с Echo.az Игорь Городецкий рассказал о самом клубе, буднях киберспортсмена, а также о том, что хотел бы сделать для развития киберспорта в Азербайджане.
ИНТЕРВЬЮ
— Как вы попали в профессиональный киберспортивный клуб?
— Организация Regenerate Esports Team была создана ориентировочно в 2014-2015 годах и поначалу являлась подразделением российской команды. Но затем они получили спонсорскую поддержку из Казахстана и Туркменистана, и в команду стали привлекаться, как игроки из стран СНГ, так и ближнего зарубежья, в частности, Болгарии.
Команда имеет практически все подразделения киберспортивных дисциплин, в том числе DOTA 2, Leage of Legend, Counter Strike. В целом команда укомплектована достаточно опытными игроками, и таких новичков, как я, там очень мало.
Раньше я состоял в любительской команде и принимал участие в онлайн-турнире, в полуфинале которого в соперники мне достался один из хороших игроков команды Regenerate. Я проиграл ту встречу со счетом 2:3, но, учитывая, что он имел гораздо больший опыт, чем я, то оценил мою игру и связался со мной.
В результате мне предложили присоединиться к этой команде. Приглашению также способствовал тот факт, что я много играл в других престижных онлайн-турнирах, в которых встречался со многими сильнейшими киберспортсменами, в том числе и 5-кратным чемпионом мира из Кореи.
Мне был предоставлен двухмесячный испытательный срок, в течение которого я неплохо поднялся во внутрикомандном рейтинге, в котором в настоящее время располагаюсь на 5-6 строчках. Это при том, что в общей сложности к команде насчитывается порядка 200 игроков. Кстати, по каждой из дисциплин в Regenerate имеются три состава, главным из которых является первый.
В то же время за последнее время мне удалось неплохо популяризировать свой клуб на международной арене, так как очень много играю в онлайн-турнирах, как на европейских, так и азиатских и других серверах и о нашей команде знают уже далеко за пределами СНГ. Я посвящаю этому очень много времени, так как это не просто мое увлечение. Хочу стать не просто хорошим, а знаменитым киберспортсменом, а для этого необходимо постоянно тренироваться и получать соревновательную практику. В результате всего этого мы довольно быстро договорились с руководством Regenerate и подписали контракт.
В силу того, что я пока являюсь новичком команды и не вхожу в основной ее состав, пока не получаю зарплату. Однако, бонусом данного контракта является тот факт, что если мне удастся пробиться на какой-либо престижный турнир, проводимый в той или иной стране, то эту поездку оплатит команда. Плюсом Regenerate является и то, что по контракту я не обязан проживать в России, что является обязательным условием во многих других профессиональных киберспортивных командах.
Для меня это очень важно, так как сейчас я получаю высшее образование и мне жизненно важно находиться в Баку. В странах СНГ и тем более в Азербайджане, всецело посвящать себя киберспорту — это большой риск. К примеру, молодой человек может всецело посвятить себя киберспорту, зная, что он будет обеспечен, независимо от того, есть у него высшее образование или нет.
На самом деле очень тяжело совмещать учебу и киберспорт. В частности, на учебу у меня уходит порядка пяти часов в день, а на тренировки и участие в турнирах уходит еще около 8-10 часов. То есть ни на что другое у меня просто не остается времени, все время ограничено учебой и киберспортом. У европейцев и азиатов немного по-другому — киберспорт для них это работа, и все свое время они посвящают ему.
— Какова структура киберспортивной команды?
— В Regenerate Esports Team три состава и только игроки первого состава имеют контракты с фиксированной зарплатой. В третий состав попадают новички. Я же нахожусь во втором составе, но на пороге в первый. После того, как кто-либо из первого состава покинет команду или же с ним не будет продлен контракт, я буду привлечен в «основу». Фактически игроки второго состава являются спарринг-партнерами для первого состава и ближайшим его резервом.
— Какие зарплаты имеют игроки первого состава?
— Я не могу разглашать эти данные, так как это является коммерческой тайной. Но если говорить о зарплатах киберспортсменов в дисциплине Star Craft по странам СНГ, то они варьируются в районе 15-20 тысяч долларов в месяц. Дело в том, что Star Craft является одной из самых сложных киберспортивных дисциплин и порог вхождения туда является наивысшим. В нашей дисциплине необходима невероятная реакция, отличное понимание стратегий, которых великое множество. К примеру, новичку потребуется, как минимум, год, чтобы полностью изучить в игре все эти многочисленные стратегии, как своей расы, так и стратегии соперников.
— Какие у вас обязательства согласно контракту?
— Необходимо иметь, как минимум, восемь часов игровой практики ежедневно. В течение этого времени нужно сыграть порядка 50-ти матчей. Причем, все это дело мониторится представителями команды. Плюс ко всему, раз в неделю на протяжении трех часов проводятся внутрикомандные игры.
Игроки первого состава наблюдают за матчами представителей второго и третьего составов, а после этих матчей все вместе по скайпу просматриваем записи матчей и осуществляем «разбор полетов». Если те или иные ошибки не будут исправлены к следующим внутрикомандным играм, то добавляется еще один час к обязательному ежедневному игровому времени. Причем, это еще не самые жесткие требования, у корейцев все гораздо строже.
К примеру, у меня есть три 100-листовые тетради формата А4, которые полностью исписаны различными стратегиями игры. С переходом в первый состав обязательств у игроков становится еще больше. Перейдя в первый состав, я не только стану получать зарплату, но и обязан буду принимать участие в LAN-турнирах (когда участники турнира съезжаются в определенное место). В Москве и Санкт-Петербурге команда Regenerate каждый месяц проводит LAN-турниры, куда приглашаются не только игроки из СНГ, но и Европы.
— Если вы попадете в первый состав, то учитывая, что будете получать стабильную и высокую, по меркам Азербайджана, зарплату, бросите учебу в вузе?
— Я продолжу обучение. У меня есть договоренность с родителями: они закрывают глаза на мою деятельность в киберспорте, но это не должно влиять на мое образование. После завершения учебы намерен более плотно заняться киберспортом и в дальнейшем перебраться в более именитую команду, к примеру, такую, как Virtus Pro (команда, обладающая множеством чемпионских титулов и многомиллионным бюджетом). Кстати, в прошлом году у меня было приглашение от этой известной киберспортивной организации, но их обязательным условием является проживание в России. В итоге пришлось отказаться, после чего год я был без команды, пока не появился вариант с Regenerate.
— Вы являетесь единственным азербайджанским киберспортсменом, который был привлечен в зарубежную команду?
— В дисциплине Star Craft — единственный. Насколько я знаю, в Азербайджане вместе со мной четыре киберспортсмена, которые выступают за иностранные команды. Один из них по DOTA 2 и два игрока в дисциплине Counter Strike.
— Теперь давайте поговорим о положении дел в азербайджанском киберспорте.
— Основная проблема азербайджанского киберспорта заключается в отсутствие спонсоров. В силу их отсутствии, наши игроки не могут оказывать достойную конкуренцию зарубежным коллегам. У нас просто никто не хочет вкладываться в это дело. Хотя раньше мы делали серьезные попытки по привлечению больших спонсоров, в частности, делали презентацию киберспортивного проекта для одного из операторов мобильной связи.
Причем мы подготовили подробный бизнес-план, вплоть до того, какую ежемесячную прибыль мог бы генерировать наш киберспортивый проект. Но представители компании сочли инвестиции в наш проект слишком рискованные и отказались от финансирования. Тот же ответ мы получали и в других структурах.
Хотя в других странах СНГ инвестиции в киберспорт также сопровождаются рисками, тем не менее, они понимают насколько это перспективно. Особенно в настоящее время, когда бурно развиваются технологии. К сожалению, у нас в стране этого до сих пор не понимают. В первую очередь азербайджанскому киберспорту необходимо помещение для тренировок и это, пожалуй, основная статья расходов. Причем вместимость помещения должна составлять, как минимум, сто человек.
К примеру, у нас имеются шесть команд по дисциплине Counter Strike, а в состав каждой команды входит пять игроков. Если этим ребятам создать нормальные условия для постоянных тренировок, то они будут просто «взрывать» на международной арене. Они очень талантливы. Это не ограненные алмазы азербайджанского киберспорта. Если им дать такую возможность, то они могут выйти на мировой уровень и превзойти киберспортсменов из той же России и Казахстана. В таких дисциплинах, как Star Craft, я могу себе позволить тренироваться один, но Counter Strike, DOTA 2 являются командными дисциплинами и для полноценных тренировок им жизненно необходимо помещение.
Помимо помещения и оборудования его компьютерами, также требуются средства на зарплаты профессиональным киберспортсменам, а также создание специального фонда для оплаты игрокам поездок на зарубежные LAN-турниры.
Откровенно говоря, если мне удастся добиться определенных успехов, то в будущем планирую привлечь зарубежного спонсора для развития киберспорта в Азербайджана. Так как эта ниша в нашей стране пока никем не занята. К тому же у нас есть большие таланты практически в каждой киберспортивной дисциплине, которые при должном внимании действительно смогут добиться больших успехов на международной арене. Возможно, в этом случае и наши организации обратят внимание на стремительно развивающийся во всем мире киберспорт.
Еще одной проблемой Азербайджана заключается в том, что к киберспорту у нас не относятся всерьез. На это у нас смотрят, как на простую трату времени за компьютерной игрой, и от этого стереотипа пока у нас не могут избавиться. А в Европе и Азии если родители видят, что их сын занялся киберспортом, то оказывают ему всяческую поддержку. Многие у нас еще думают старыми понятиями — если это спорт, то должен быть традиционным, если работа, то должна быть традиционного формата. Все эти проблемы необходимо искоренять.
Отношение родителей у нас может поменять только в том случае, если их ребенок начнет зарабатывать реальные деньги, участвуя в турнирах. А в том случае, если он выиграет International с призовым фондом 12 миллионов долларов, то, уверен, любой родитель будет вне себя от счастья.