За рубежом, Эхо

В Армении всколыхнулись надежды на транзит через Грузию

rail-road-jeleznaya-dorogaНУРАНИ

Словарный, или, как говорят специалисты, лексический запас многих языков мира состоит из разных, скажем так, «пластов». Есть выражения современные и устаревшие, общепринятые и регионально-диалектные, есть разговорные и литературные, есть, наконец, цензурные и не очень.

Наконец, существует и такая сфера, как профессиональная лексика. Психологи — не исключение.

И если, к примеру, такой термин, как «абсанс» (кратковременная блокировка сознания) или «синдром Геры» (гипертрофированная привязанность жены к мужу) неспециалисты могут и не понять, то вот выражение «завышенная самооценка» в переводе не нуждается.

Строго говоря, ситуация, когда некий индивид «возомнил о себе невесть что» или, попроще, «шибко много наперед себя знает» — это еще не клинический случай и не повод звать крепких санитаров со смирительными рубашками. Другое дело, если такой «завышенной самооценкой» страдает целая страна, как это и происходит в сегодняшней Армении.

Здесь, похоже, значительная часть политического класса пребывает в полной уверенности, что весь мир, ну или во всяком случае та его часть, где Армению вообще найдут на карте, несет перед ней ну совершенно особые обязательства. И оказываются несказанно поражены, когда выясняется, что собственные национальные интересы здесь ставят превыше армянских.

Похожая история разворачивается сегодня между Арменией и Грузией. Причем «камнем преткновения» обещает стать вопрос тех самых «транспортных коридоров».

Все дело в том, что на страницах российской «Парламентской газеты» выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в РФ Вардан Тоганян. Который, в числе прочего, заявил, что восстановление прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Россией через территорию Абхазии и Грузии отвечает экономическим интересам Еревана и Москвы.

Проект, по его словам, мог бы укрепить и политические связи между нашими странами, хотя двусторонние отношения и сейчас находятся на высочайшем уровне. По словам дипломата, Москва и Ереван демонстрируют всему миру пример добрососедских отношений, на повестке которых отсутствуют глобальные проблемы (о том, что у стран, которые «демонстрируют всему миру пример добрососедских отношений», нет общей границы, умолчал). Их нет не только на политической арене, но и в реальной жизни — около полутора миллиона армян, живущих и работающих в России, лишь малое тому подтверждение.

«Мы обязаны как минимум сохранить такие отношения, учитывать наш исторический опыт и современные реалии. Стоит наращивать военно-политическое, экономическое, культурное партнёрство», — подчеркнул дипломат.

А затем первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Олег Нилов выдвинул идею: начать можно с восстановления железнодорожного сообщения между Россией и Арменией. «Это могло бы быть востребовано и в пассажирских перевозках, и в грузовых. Речь идет о железнодорожной транспортировке леса и пиломатериалов, сельскохозяйственной продукции. Тем более что этот путь даёт нам выход и на огромный рынок Ирана», — пояснил депутат.

После чего добавил: «Учитывая, что у Армении и Грузии сложились нормальные отношения, реализация проекта во многом зависит от дипломатических усилий Тбилиси и Еревана. Очень важно, чтобы железная дорога ни в коем случае не вызывала опасений у грузинской стороны». После чего напомнил, что российские поезда до Калининграда уже давно ходят через Литву — и это несмотря на непростые отношения с балтийским государством.

«Поезда ходят без остановок, вагоны опломбированы. Такую же схему можно использовать и здесь», — выдал идею парламентарий, по мнению которого любые вложения в этот проект окупятся достаточно быстро.

Посол идею с жаром поддержал: «Я уверен, что железная дорога, идущая из России, может также работать на интересы стран Центральной Азии — отдельно взятая Армения не может быть бенифициаром этого экономического проекта. Однако такие планы укрепили бы политическую составляющую наших отношений, и я всецело эту идею поддерживаю», — сообщил посол.

Все звучит на первый взгляд красиво, оптимистично и даже реалистично. Да еще с намеками, что новая дорога может стать для Центральной Азии неплохой альтернативой Баку-Тбилиси-Карс.

Только вот… лучше держать в голове одну деталь: железная дорога, о которой идет речь, проходит через грузинскую Абхазию, оккупированную Россией. И пока в Москве именуют существующий в Сухуми оккупационный режим «независимым государством», вряд ли получится запустить транзит так, чтобы это не обеспокоило Грузию.

Впрочем, когда стало известно о подписании грузинскими властями соглашения со швейцарской компанией SGS, в Ереване явно забрезжили надежды. Но теперь они, похоже, сменились разочарованием. Ереванский «Спутник» ошарашенно замечает: «Тбилиси артачится: почему власти Грузии не хотят раскрыть детали контракта по Ларсу».

Многострадальный КПП «Верхний Ларс» здесь, однако, не при чем. Речь в переговорах со швейцарской стороной шла о таможенном оформлении и сопровождении грузов, которые будут проходить транзитом через Сухуми и Цхинвали.

«Накануне в интервью грузинскому агентству «ТВ Пирвели» спецпредставитель премьер-министра Грузии Зураб Абашидзе вновь подчеркнул, что в Праге, во время встречи с замглавы МИД России Григорием Карасиным была выявлена серьезная разница позиций российской и грузинской сторон, касательно соглашения от 2011 года «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли», — констатирует «Спутник». — Он подчеркнул, что в ближайшее время ожидается консультация со швейцарской компанией, и возможно, в ближайшем будущем аналогичный грузинскому контракт подпишет и Россия с SGS».

Но самое главное, к вящему разочарованию Еревана, «грузинские власти продолжают доказывать, что соглашение «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли» в 2011 году было подписано для того, чтобы Тбилиси смог контролировать торговлю России с Абхазией и Южной Осетией, уверены эксперты».

В переводе: в Грузии не намерены отдавать в чужие руки контроль над собственной границей. Более того, неделю назад Министерство иностранных дел Грузии осудило открытие таможенных пунктов в Абхазии и Южной Осетии, возложив ответственность за это на Россию. Тбилиси обвинил Москву в стремлении включить оккупированные грузинские Абхазию и Южную Осетию в Российское таможенное пространство.

Как подчеркнули грузинские дипломаты, таможенные пункты в Абхазии и Южной Осетии позволят России торговать с Грузией и Арменией через оккупированных территории Грузии. МИД Грузии расценивает эти действия как «незаконный шаг к фактической аннексии данных регионов со стороны Российской Федерации». Россия намерена интегрировать Абхазию и Цхинвальский регион в единое таможенное пространство России, подчеркивается в заявлении грузинского внешнеполитического ведомства. А в такой ситуации Армении вряд ли стоит надеяться, что в Грузии подвинут свою границу ради ее интересов.