НУРАНИ
Переизбыток фильмов и новостных сюжетов, посвященных армии и войне — характерная черта российского федерального эфира.
И несмотря на все более явные попытки реставрации культа Сталина, здесь порой все еще мелькают основанные на вполне реальных событиях сюжеты, как вскоре после начала войны с Германией освобождают из лагерей генералов, ставших жертвами сталинских «чисток» в армии.
В какой мере именно эти «чистки» предопределили катастрофические для СССР результаты первых недель и месяцев войны, вопрос сложный. Но история сталинских «чисток» в армии считается сегодня едва ли не классическим предостережением: ценим кадрами разбрасываться не стоит.
Теоретически — и не только теоретически — это касается и Армении. Страна по-прежнему в состоянии войны (по собственной инициативе, но это уже другая тема), боевые действия могут возобновиться в любую минуту, а значит, на боеготовность армии надо бы обращать серьезное внимание. А уж о желании гражданских политиков «пропиариться» на армейской теме и говорить нечего.
Во всяком случае, в Армении разгорается показательный скандал. Здесь уже мелькали в СМИ сообщения: Серж Саргсян весьма недоволен, что армянские политики, в том числе из соперничающих, скажем так, группировок, отправляются в Карабах, щеголяют там в камуфляжной форме и потом активно публикуют все это в СМИ и социальных сетях. Тепер история получила продолжение.
Как пишет газета «Грапарак», «в «Арцахе» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) отныне запрещается пиариться за счет охраняющих «границу» военнослужащих. Прибывшим из Армении в «Арцах» запрещено посещать военные части, тем более посты. Исключение не составили также депутаты Национального собрания Армении, которые 2 февраля с рабочим визитом были в Арцахе и встретились с командующим Армии обороны и президентом, участвовали в заседании «арцахского» парламента. В составе делегации из Армении были депутаты из всех фракций — Ваграм Багдасарян, Агван Варданян, Арам Саргсян, Акоб Акобян, Армен Ашотян, Вардан Бостанджян, Корюн Наапетян, Вардан Григорян, Хосров Арутюнян и Гагик Минасян. «Требование самого высшего уровня, невыполнение требования — «смертельный грех»», — шутя, сказал источник издания, комментируя запрет посещать военные части».
В Ханкенди тут же забеспокоились. И принялись эту новость всеми силами опровергать. Сообщения о том, что депутатам армянского парламента в ходе визита в Нагорный Карабах запретили посещать передовую линию и встречаться с военнослужащими, не соответствуют действительности, заявил Sputnik Армения Давид Бабаян, именующий себя «пресс-секретарем президента Нагорного Карабаха».
По словам сего персонажа, данная информация не соответствует действительности и смахивает на спекуляцию. «В повестке визитов армянских депутатов в Карабах, как правило, всегда запланированы встречи с военнослужащими. Очень важно поднять боевой дух солдат, ознакомиться с их проблемами, условиями несения боевого дежурства», — уверял Бабаян. Впрочем, насколько убедительно — вопрос открытый.
Только вот параллельно со стремлением «пропиариться» на теме в стиле милитари в Армениии раскручивается и другой процесс. В обществе нарастает обеспокоенность в связи с порядками, царящими в вооруженных силах Армении. Где уже давно жизнь идет по правилам «зоны»: с чудовищными коррупционными схемами, произволом, убийствами солдат со стороны своих же сослуживцев…
«По всеобщему убеждению, в Армении давно сложилась так называемая криминально-олигархическая политическая система. В проекции на военные проблемы страны указанная система проявляет наибольшую несправедливость, поскольку, сращенная с бизнесом правящая элита создала для себя привилегированные условия. Посредством коррупционных схем реализовывается кастовый подход к военной службе, освобождающий членов правящей группы от службы в армии. Соответственно, обязанности военнослужащих возложены на неимущих граждан, — отмечала в этой связи ереванская «Лрагир». — Этого обстоятельства уже достаточно, чтобы в стране и, в частности, в армии, укоренилось глубокое недоверие. При этом, заметно, что и в рамках заявленной стратегии «нация-армия» проявляются намерения узаконивания указанного кастового подхода: на деле предлагают узаконить «откуп от службы».
Понятно, что при сохранении таких подходов никакие попытки консолидировать общество и армию не могут быть эффективны. Наоборот, они создадут новые сферы коррупции и усилят степень несправедливости. Естественно, такой подход может только усилить негативное отношение граждан к армии и проблемам безопасности. Армия не становится родным детищем народа — из нее делают всепожирающего монстра в глазах людей».
Поясним: «Лрагир» хотя и считается в Армении жестко-оппозиционным рупором, но по крайней мере до апреля 2016 года в адрес армии и тогдашнего министра обороны Сейрана Оганяна критических «наскоков» себе не позволяли. Более того, аналитики «Лрагир» были готовы уверять, будто на фоне всеобщего развала единственный институт, который в Армении функционирует как надо — это армия.
Но вот после поражения, которое армянская армия потерпела в апреле 2016 года, настроения изменились. Сейран Оганян со своим креслом министра обороны распрощался. Попытка вернуться в большую политику уже в качестве оппозиционной «звезды» особого успеха не имела. Но самое примечательное, сегодня рушится и авторитет армии,
«Кадровая чистка в армии, начавшаяся в мае 2016 года, сразу после Апрельской войны, была с большим воодушевлением воспринята в армянском обществе, уставшем от многолетней и ничем не прикрытой коррупции в Вооруженных силах. Как мы помним, в результате начавшейся в мае позапрошлого года череды отставок и даже арестов, насиженных мест лишились некоторые высокопоставленные чины армянской армии — генералы Комитас Мурадян, Алик Мирзабекян (кстати, самый богатый генерал в Минобороны), Аршак Карапетян и несколько полковников, отвечавших за уровень оснащенности ВС современными технологиями, боеприпасами, продовольствием и эффективности действий разведки, — очерчивает итоги «армейских «чисток» по-армянски» ArmenianReport». — В Минобороны «полетели головы» потому, что власти в ходе Апрельской войны поняли, что при таком неэффективном управлении армией мы и впредь будем нести сильные потери, причем, не только во время боевых действий.
Понятно, что Саргсян вынужден был пойти на крайний шаг — уволить ближайшее окружение своего многолетнего дружка — Сейрана Оганяна, чтобы снизить накал страстей в обществе. Вскоре своего поста лишились и сам Оганян, а также начальник генштаба. На место проворовавшегося вояки Оганяна пришел менеджер Саркисян. А вместо столь ненавистного в войсках Хачатурова «мозг» армии возглавил Мовсес Акопян».
Только вот привел ли этот показательный звездопад к реальным переменам к лучшему? Увы и ах. По оценкам AR, «масштабы коррупции и злоупотреблений должностными полномочиями в столь закрытом ведомстве, как Министерство обороны, ничуть не уменьшились. О них часто пишут в независимых СМИ, о них рассказывают в соцсетях отслужившие в армии пользователи, но воз, как говорится, и поныне там.
Так, например, в результате расследования антикоррупционного центра «Транпаренси Интернэшнл», стало известно, что начальник Генштаба Мовсес Акопян несказанно обогащается на закупках Минобороны. Шутка ли — большая часть закупов МО осуществляет в 3-4 компаниях, и все они принадлежат… начальнику Генштаба ВС Мовсесу Акопяну.
Причем эти компании делают закупы в основном в российской компании «Спецторг», которая специализируется на производстве военных товаров и товаров, необходимых для нужд армии. Осуществляемые на средства госбюджета Армении, эти закупы обходятся бюджету в 3-4 раза дороже. В частности, эта компания в действующей в российском Ростове компании «Спецторг» для нужд Минобороны приобретает тарелки, ведра и кастрюли из алюминия и нержавеющей стали, ножи-вилки, чайники — и все большими партиями. А затем перепродают их Минобороны Армении в 3-4 раза дороже.
По слухам, даже представитель компании «Спецторг» был изумлен тем, что Мовсес Акопян при приобретении этих товаров зарабатывает сумму больше, чем их компания при продаже. За один год закупы компаний Акопяна превысили 32 млн. рублей, что составляет около 530 тыс. долларов. Примечательно, что находящиеся в списке закупок товары — это такие товары, которые спокойно можно приобрести у местных производителей по цене ниже в несколько раз, но этого не делалось и не делается, поскольку сделать столь существенную разницу в цене внутри Армении достаточно проблематично».
Плюс ко всему, по мнению сайта, «ни для кого, конечно, в Армении не секрет, что многие высшие чины Минобороны владеют отдельными отраслями бизнеса, и через аффилированные компании выигрывают тендеры в обороне, занимаются снабжением армии, получая за это определенную ренту. Иначе как объяснить, что не только у генералов, но даже у полковников Минобороны имеются шикарные особняки, сотни гектаров земель и роскошные автомобили. Даже на зарплату министра обороны на покупку одной солидной иномарки нужно копить не один год.
Но то, что начальник Генштаба столь наглым образом зарабатывает на нуждах армии, не может не вызывать у нас возмущения, а у соответствующих структур пристального интереса. Ведь неэффективное и нецелевое использование средств армии — не просто актуальная задача, а проблема, бьющая по ее обороноспособности. Но, в отличие от возмущения общественности, какого-либо интереса у проверяющих структур к незаконному обогащению Мовсеса Акопяна мы так и не увидели».
В Армении, справедливости ради, ходят слухи, что господина Акопяна в ближайшее время с должности «подвинут». И даже называют его возможных преемников.
Только вот поможет ли это изменить ситуацию в армии — вопрос открытый. Вернее сказать, риторический. Потому что, как показывает практика, разложение армий, ведущих агрессивную войну — это всего лишь вопрос времени. Особенно если вопросы безопасности страны отданы на аутсорсинг другому государству.